- Роль хирургической службы в профилактике ЧС на железной дороге
Ежегодный рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наносящих огромный урон людским и материально-техническим ресурсам общества, заставляет людей задуматься о мерах по их предупреждению. Человечество поняло, что, даже если полностью предотвратить ЧС нельзя, это не значит, что не нужно ничего предпринимать, последовательной реализацией комплекса предупредительных мер можно, во-первых, снизить риск возникновения тех или иных катастроф, во-вторых, смягчить их последствия. Например, метеогидрологические прогнозы и наблюдения за поведением рек в паводковый период и заблаговременная эвакуация населения из зон потенциального затопления, позволяет избежать значительных человеческих жертв. Заблаговременный искусственный спуск воды из горных озер, образовавшихся при таянии ледников, позволяет предотвратить крупные селевые потоки.
Многоуровневая система инженерно-технической защиты позволяет значительно снизить риск возникновения аварий на атомных электростанциях. Комплексная система превентивных мер, включающая совершенствование навигации, технические осмотры, сертификацию и т.д., снижает риск аварий и катастроф на транспорте.
Примеров человеческой деятельности, направленной на предупреждение ЧС можно привести много, но ясно одно - реализация мер по профилактике, прогнозированию и минимизации последствий различных ЧС необходима. Нужно также расширять научные исследования в этом направлении.
Не секрет, что одной из весомых причин возникновения, в основном техногенных, катастроф, является так называемый “человеческий фактор” - ошибочные действия лиц, управляющих транспортными средствами, нарушения ими технологических норм и техники безопасности и т. д. Именно на этот фактор причин возникновения ЧС направлены действия медицинской службы по предупреждению опасных последствий непрогнозируемых действий человека.
На железнодорожном транспорте, со времени первой железнодорожной катастрофы с гибелью и ранениями людей, зарегистрированной в 1839 году, начинает отсчет история формирования специального раздела железнодорожной медицины - медицинского обеспечения безопасности движения поездов (МОБДП) и профилактики аварий и крушений поездов.
Сегодня МОБДП на железнодорожном транспорте это комплексная система собственно медицинских, гигиенических, психологических, реабилитационных и других дополнительных мер, призванных обеспечить безопасность пассажиров, сохранность грузов, подвижного состава и других технических средств, бесперебойное движение железнодорожного транспорте и снизить риск значительных людских и экономических потерь при возникновении ЧС. Практическая реализация мероприятий по МОБДП составляет одну из главных целей и специфику деятельности ведомственных медицинских организаций железнодорожного транспорта.
Задачи системы МОБДП можно разделить на основные и дополнительные, в зависимости от степени их значимости (Μ. Ф. Вильк, А. З. Цфасман, 2001).
К основным задачам МОБДП относятся:
- Медицинский отбор и периодическое медицинское освидетельствование лиц, связанных с движением поездов
- Вопросы внезапной смерти и других пароксизмальных состояний высокого риска для безопасности движения поездов.
- Предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад
- Наркологический и лекарственный контроль.
- Борьба с засыпанием и контроль над состоянием машинистов в рейсе.
К дополнительным задачам МОБДП относятся вопросы физиологии и гигиены труда и отдыха машинистов, психологического тестирования и отбора, медицинской реабилитации и профессиональной патологии, санитарно-гигиеническое обеспечение перевозки опасных грузов и другие вопросы, оказывающие то или иное влияние на безопасность движения поездов.
Медицинский отбор в профессии и на должности, связанные с движением поездов проводится по следующим основным принципам:
- Определение требований к состоянию здоровья, предъявляемых к лицам, работающим в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов;
- Группировка профессий и должностей исходя из перечня профессий и должностей по отраслям и внутри них по однородности медицинских требований;
- Медицинский отбор одновременно является одним из видов диспансеризации;
- Главным при учете функциональной сохранности и компенсации является нозологический подход при одновременном учете функций органов и систем;
- В медицинских противопоказаниях выделяются общие, для всех лиц, работающих в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов, и частные, для отдельных групп и подгрупп;
- Требования к состоянию здоровья должны предъявляться дифференцированно для вновь поступающих и старослужащих, так как опыт и навыки последних могут частично компенсировать дефекты здоровья;
- В организационном плане экспертиза профессиональной пригодности лиц, связанных с движением поездов, должна проводиться специализированными постоянно действующими комиссиями, работающими в тесном контакте с администрацией железнодорожных предприятий.
По степени значимости состояния основных систем организма и однородности требований, предъявляемых к ним, лица, связанные с движением разделены на следующие основные группы:
- группа машинистов, водителей и их помощников;
- группа диспетчерско-операторская;
- группа станционно-маневровая;
- группа, обслуживающая поезда в пути следования;
- группа пути;
- группа энергоснабжения (электрификации), СЦБ (сигнализации) и связи.
Основным функциональным звеном, осуществляющим медицинский отбор в профессии и на должности, связанные с движением поездов, являются специальные постоянно действующие Врачебно-экспертные комиссии (ВЭК) при железнодорожных больницах. Работа ВЭК регламентирована соответствующими законодательными нормативноправовыми актами, ведомственными инструкциями и нормативами.
Требованиями безопасности движения обусловлены особые принципы организации работы ведомственных ЛПУ по МОБДП:
- комплектование ВЭК опытными высококвалифицированными специалистами, имеющими большой стаж работы на железнодорожном транспорте;
- знание специалистами ВЭК ведомственных нормативных документов, регламентирующих этот раздел работы;
- обеспечение преемственности в замкнутой цепи: ВЭК - производственный врач - ПРМО (пункт предрейсового медицинского осмотра локомотивных бригад) - поликлиника - стационар - ВЭК;
- современное техническое оснащение ВЭК;
- отлаженное взаимодействие между ВЭК и администрацией предприятия.
Говоря о роли хирургической службы в организации МОБДП, необходимо отметить, что специалисты хирургического профиля в основном участвуют в звене медицинского отбора в профессии и на должности, связанные с движением поездов. В составе ВЭК обязательным является наличие специалистов хирургического профиля - офтальмолога, хирурга и оториноларинголога. Это обусловлено тем, что основные требования у лиц, связанных с движением поездов, предъявляются к органам зрения, слуха, сердечно-сосудистой, пищеварительной и костно-мышечной систем.
Ежегодно Врачебно-экспертными комиссиями медицинской службы железной дороги медицинскому освидетельствованию на профессиональную пригодность подвергается 35-40 тысяч работников железной дороги. Медицинскому освидетельствованию на профессиональную пригодность подлежат как работники вновь поступающие в профессии и на должности, связанные с движением поездов, так и старослужащие, проработавшие в указанных должностях более 1 года (предварительное, при поступлении на работу, и периодическое медицинское освидетельствование). Порядок проведения медицинского освидетельствования лиц, связанных с движением поездов регламентирован соответствующими нормативными документами, перечень профессий и должностей, связанных с движением поездов утверждается Центральным уполномоченным государственным органом в области транспорта или Правительством Республики Казахстан.
Ниже в таблицах приведены данные о медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов за 1999-2001 годы.
Непригодными к профессиям и должностям, связанным с движением поездов, признается 6-9% всех освидетельствованных. Соотношение причин профессиональной непригодности среди работников железной дороги выглядит следующим образом:
- Болезни нервной системы - 28,5% (19,9%)
- Болезни сердечно-сосудистой системы - 23% (27,3%)
- Глазные болезни - 28% (21,2%)
- Болезни органов уха, горла, носа - 9,5% (10,5%)
- Прочие болезни - 11% (21,1%)
Примечание: в скобках указаны данные Департамента здравоохранения МПС России за 2000 год (Вильк М. Ф. 2001).
До 40% из числа лиц, признанных непригодными к профессии, составляют работники группы машинистов и группы пути, причем болезни хирургического профиля среди причин отстранения в данных группах составляют от 34 до 46%. Наиболее распространенные из них - язвенная болезнь, осложненная кровотечением, миопия, катаракта, мочекаменная болезнь, последствия травм, нарушения слуха после перенесенного неврита слухового нерва и адгезивного отита.
Таблица 15.
Данные о медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов за 1999 год
Наименование отделения перевозок | Вновь поступающие | старослужащие | Всего | Группа Водителей | Непригодные | Вновь поступающие | Старослужащие | Станционно-маневровая |
Уральское | 103 | 566 | 669 | 78 | 26 | 7 | 2 | 5 |
Атырауское | 93 | 1927 | 2020 | 439 | 194 | 13 | 3 | 10 |
Актюбинское | 805 | 2410 | 3215 | 618 | 566 | 10 | 2 | 8 |
региону | 1001 | 4903 | 5904 | 1135 | 786 | 30 | 7 | 23 |
Алматинское | 483 | 1913 | 2396 | 373 | 99 | 5 | 2 | 3 |
Защитинское | 159 | 927 | 1086 | 242 | 230 | 13 | 3 | 10 |
Семипалатинское | 950 | 3892 | 4842 | 623 | 583 | 12 | 3 | 9 |
Итого по Алматинскому региону | 1592 | 6732 | 8 324 | 1238 | 912 | 30 | 7 | 23 |
Кызылординское | 145 | 2571 | 2716 | 574 | 431 | 4 | 0 | 4 |
Жамбылское | 305 | 2 454 | 2 759 | 588 | 223 | 31 | 5 | 26 |
Шымкентское | 228 | 3 555 | 3 783 | 398 | 260 | 2 | 0 | 2 |
Всего по Туркестанскому региону | 678 | 8 580 | 9 258 | 1 560 | 914 | 37 | 5 | 32 |
Костанайское | 247 | 2416 | 2 663 | 431 | 293 | 34 | 8 | 26 |
Карагандинское | 274 | 3 581 | 3 855 | 489 | 595 | 51 | 29 | 22 |
Павлодарское | 563 | 1 985 | 2 548 | 364 | 1 621 | 9 | 0 | 9 |
Кокчетавское | 218 | 1 454 | 1 672 | 418 | 367 | 9 | 2 | 7 |
Астанинское | 276 | 2 169 | 2 445 | 330 | 809 | 36 | 16 | 20 |
Всего по Акмолинскому региону | 1578 | 11 605 | 13 183 | 2032 | 3 685 | 139 | 55 | 84 |
ИТОГО по РГП | 4 849 | 31820 | 36 669 | 5 965 | 6 297 | 236 | 75 | 161 |
Наименование отделения перевозок | Вновь поступающие | старослужащие | Всего | Группа Водителей | Станционно- | Непригодные | Вновь поступающие | Старослужащие |
Уральское | 299 | 462 | 761 | 90 | 69 | 4 | 3 | 1 |
Атырауское | 266 | 2117 | 2383 | 679 | 277 | 40 | 2 | 38 |
Актюбинское | 850 | 2845 | 3695 | 609 | 417 | 30 | 4 | 26 |
Всего по Западному Региону | 1415 | 5424 | 6839 | 1378 | 763 | 74 | 9 | 65 |
Алматинское | 494 | 1455 | 1949 | 472 | 178 | 4 | 3 | 1 |
Защитинское | 489 | 1448 | 1937 | 257 | 332 | 16 | 7 | 9 |
Семипалатинское | 607 | 2523 | 3130 | 898 | 606 | 37 | 14 | 23 |
региону | 1590 | 5426 | 7016 | 1627 | 1116 | 57 | 24 | 33 |
Кызылординское | 196 | 1115 | 1311 | 177 | 92 | 4 | 2 | 2 |
Казалинское | 122 | 1028 | 1150 | 291 | 148 | 8 | 0 | 8 |
Жамбылское | 303 | 2313 | 2616 | 602 | 222 | 18 | 8 | 10 |
Шымкентское | 240 | 1399 | 1699 | 227 | 124 | 2 | 0 | 2 |
региону | 861 | 5855 | 6716 | 1297 | 586 | 32 | 10 | 2 |
Костанайское | 395 | 2 355 | 2 750 | 524 | 269 | 45 | 17 | 28 |
Карагандинское | 174 | 2513 | 2697 | 967 | 523 | 31 | 12 | 19 |
Павлодарское | 901 | 2 485 | 3 386 | 465 | 2 921 | 7 | 0 | 7 |
Кокчетавское | 374 | 1 921 | 2 295 | 669 | 636 | 13 | 5 | 8 |
Астанинское | 888 | 2979 | 3 867 | 683 | 485 | 45 | 12 | 33 |
Всего по Акмолинскому региону | 2 732 | 12 253 | 14 985 | 3308 | 4834 | 141 | 46 | 95 |
ИТОГО по “Казакстантемир жолы” | 6 598 | 28 958 | 35 556 | 7 610 | 7 299 | 304 | 89 | 215 |
Все работники железной дороги, признанные непригодными к той или иной профессии в обязательном порядке трудоустраиваются администрацией предприятия на другую работу по рекомендации ВЭК. Кроме того, больные, выявленные в ходе медицинского освидетельствования на профессиональную пригодность, берутся на диспансерный учет по заболеванию у профильного специалиста с последующей программой оздоровления. В этом обозначена роль медицинского профотбора как метода диспансеризации.
Другой важнейшей задачей МОБДП являются предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад, целью которых является оценка состояния здоровья машинистов и их помощников непосредственно перед рейсом, определение острых или обострения хронических заболеваний, наркологический контроль и оценка общего состояния (оценка достаточности во времени и по качеству межрейсового отдыха).
Наименование | Вновь поступающие | старослужащие | Всего | Группа водителей | Станционноманевренная | Непригодные | Вновь поступающие | Старослужащие |
Уральское | 386 | 478 | 864 | 71 | 40 | 7 | 3 | 4 |
Атырауское | 282 | 1987 | 2 269 | 552 | 289 | 9 | 4 | 5 |
Актюбинское | 1 156 | 2 479 | 3 635 | 598 | 282 | 28 | 14 | 14 |
Региону | 1824 | 4 944 | 6 768 | 1 221 | 611 | 44 | 21 | 23 |
Алматинское | 821 | 1 945 | 2 766 | ' 548 | 163 | 19 | 10 | 9 |
Защитинское | 875 | 2 022 | 2 897 | 366 | 409 | 31 | 9 | 22 |
Семипалатинское | 1051 | 3191 | 4 342 | 926 | 626 | 63 | 39 | 24 |
региону | 2 747 | 7 158 | 10 005 | 1 840 | 1 198 | 113 | 58 | 55 |
Кызылординское | 263 | 1 109 | 1372 | 183 | 51 | 9 | 2 | 7 |
Казалинское | 196 | 442 | 638 | 292 | 150 | 8 | 0 | 8 |
Жамбылское | 512 | 2517 | 3 029 | 776 | 344 | 24 | 5 | 19 |
Шымкентское | 646 | 2 670 | 3316 | 347 | 382 | 9 | 0 | 9 |
региону | 1 617 | 6738 | 8 355 | 1 598 | 927 | 50 | 7 | 43 |
Костанайское | 277 | 2 961 | 3 238 | 353 | 291 | 36 | 18 | 18 |
Карагандинское | 337 | 2 612 | 2 949 | 591 | 451 | 48 | 16 | 32 |
Павлодарское | 1 610 | 2 690 | 4 300 | 413 | 2277 | 9 | 0 | 9 |
Кокчетавское | 496 | 1 387 | 1 883 | 334 | 414 | 29 | 14 | 15 |
Астанинское | 623 | 1 798 | 2 421 | 304 | 270 | 44 | 25 | 19 |
ст. Есиль | 42 | 215 | 257 | 131 | 35 | 3 | 0 | 3 |
Ст. Атбасар | 65 | 487 | 552 | 119 | 24 | 7 | 4 |
|
Всего по Акмолинскому региону | 3 450 | 12 150 | 15 600 | 2 245 | 3 762 | 176 | 76 | 100 |
ИТОГО по РГП | 9 638 | 30 990 | 40 628 | 6 904 | 6 498 | 383 | 162 | 221 |
В 78 медицинских пунктах прсдрейсового медицинского осмотра, развернутых на железных дорогах Казахстана ежегодно проводится 2-2,5 млн. предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО), при которых медицинскими осмотрами охватывается 12-14 тыс. работников, непосредственно связанных с движением поездов.
Таблица 18.
Динамика ПРМО на Казахстанских железных дорогах
Наименование | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 год |
Проведено осмотров | 2.590 609 | 1.935 170 | 2.220 592 | 2 439 528 |
Осмотрено лиц | 14176 | 12817 | 13 763 | 13 744 |
Соотношение причин профессиональной непригодности среди работников железной дороги выглядит следующим образом:
- Болезни нервной системы - 28,5% (19,9%)
- Болезни сердечно-сосудистой системы - 23% (27,3%)
- Глазные болезни - 28% (21,2%)
- Болезни органов уха, горла, носа - 9,5% (10,5%)
- Прочие болезни - 11 % (21,1 %)
Примечание: в скобках указаны данные Департамента здравоохранения МПС России за 2000 год (Вильк М.Ф. 2001)