Содержание материала

  1. Роль хирургической службы в профилактике ЧС на железной дороге

Ежегодный рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наносящих огромный урон людским и материально-техническим ресурсам общества, заставляет людей задуматься о мерах по их предупреждению. Человечество поняло, что, даже если полностью предотвратить ЧС нельзя, это не значит, что не нужно ничего предпринимать, последовательной реализацией комплекса предупредительных мер можно, во-первых, снизить риск возникновения тех или иных катастроф, во-вторых, смягчить их последствия. Например, метеогидрологические прогнозы и наблюдения за поведением рек в паводковый период и заблаговременная эвакуация населения из зон потенциального затопления, позволяет избежать значительных человеческих жертв. Заблаговременный искусственный спуск воды из горных озер, образовавшихся при таянии ледников, позволяет предотвратить крупные селевые потоки. 

Многоуровневая система инженерно-технической защиты позволяет значительно снизить риск возникновения аварий на атомных электростанциях. Комплексная система превентивных мер, включающая совершенствование навигации, технические осмотры, сертификацию и т.д., снижает риск аварий и катастроф на транспорте.
Примеров человеческой деятельности, направленной на предупреждение ЧС можно привести много, но ясно одно - реализация мер по профилактике, прогнозированию и минимизации последствий различных ЧС необходима. Нужно также расширять научные исследования в этом направлении.
Не секрет, что одной из весомых причин возникновения, в основном техногенных, катастроф, является так называемый “человеческий фактор” - ошибочные действия лиц, управляющих транспортными средствами, нарушения ими технологических норм и техники безопасности и т. д. Именно на этот фактор причин возникновения ЧС направлены действия медицинской службы по предупреждению опасных последствий непрогнозируемых действий человека.
На железнодорожном транспорте, со времени первой железнодорожной катастрофы с гибелью и ранениями людей, зарегистрированной в 1839 году, начинает отсчет история формирования специального раздела железнодорожной медицины - медицинского обеспечения безопасности движения поездов (МОБДП) и профилактики аварий и крушений поездов.
Сегодня МОБДП на железнодорожном транспорте это комплексная система собственно медицинских, гигиенических, психологических, реабилитационных и других дополнительных мер, призванных обеспечить безопасность пассажиров, сохранность грузов, подвижного состава и других технических средств, бесперебойное движение железнодорожного транспорте и снизить риск значительных людских и экономических потерь при возникновении ЧС. Практическая реализация мероприятий по МОБДП составляет одну из главных целей и специфику деятельности ведомственных медицинских организаций железнодорожного транспорта.
Задачи системы МОБДП можно разделить на основные и дополнительные, в зависимости от степени их значимости (Μ. Ф. Вильк, А. З. Цфасман, 2001).
К основным задачам МОБДП относятся:

  1. Медицинский отбор и периодическое медицинское освидетельствование лиц, связанных с движением поездов
    1. Вопросы внезапной смерти и других пароксизмальных состояний высокого риска для безопасности движения поездов.
  2. Предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад
  3. Наркологический и лекарственный контроль.
  4. Борьба с засыпанием и контроль над состоянием машинистов в рейсе.

К дополнительным задачам МОБДП относятся вопросы физиологии и гигиены труда и отдыха машинистов, психологического тестирования и отбора, медицинской реабилитации и профессиональной патологии, санитарно-гигиеническое обеспечение перевозки опасных грузов и другие вопросы, оказывающие то или иное влияние на безопасность движения поездов.
Медицинский отбор в профессии и на должности, связанные с движением поездов проводится по следующим основным принципам:

  1. Определение требований к состоянию здоровья, предъявляемых к лицам, работающим в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов;
  2. Группировка профессий и должностей исходя из перечня профессий и должностей по отраслям и внутри них по однородности медицинских требований;
  3. Медицинский отбор одновременно является одним из видов диспансеризации;
  4. Главным при учете функциональной сохранности и компенсации является нозологический подход при одновременном учете функций органов и систем;
  5. В медицинских противопоказаниях выделяются общие, для всех лиц, работающих в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов, и частные, для отдельных групп и подгрупп;
  6. Требования к состоянию здоровья должны предъявляться дифференцированно для вновь поступающих и старослужащих, так как опыт и навыки последних могут частично компенсировать дефекты здоровья;
  7. В организационном плане экспертиза профессиональной пригодности лиц, связанных с движением поездов, должна проводиться специализированными постоянно действующими комиссиями, работающими в тесном контакте с администрацией железнодорожных предприятий. 

По степени значимости состояния основных систем организма и однородности требований, предъявляемых к ним, лица, связанные с движением разделены на следующие основные группы:

  1. группа машинистов, водителей и их помощников;
  2. группа диспетчерско-операторская;
  3. группа станционно-маневровая;
  4. группа, обслуживающая поезда в пути следования;
  5. группа пути;
  6.  группа энергоснабжения (электрификации), СЦБ (сигнализации) и связи.

Основным функциональным звеном, осуществляющим медицинский отбор в профессии и на должности, связанные с движением поездов, являются специальные постоянно действующие Врачебно-экспертные комиссии (ВЭК) при железнодорожных больницах. Работа ВЭК регламентирована соответствующими законодательными нормативноправовыми актами, ведомственными инструкциями и нормативами.
Требованиями безопасности движения обусловлены особые принципы организации работы ведомственных ЛПУ по МОБДП:

  1. комплектование ВЭК опытными высококвалифицированными специалистами, имеющими большой стаж работы на железнодорожном транспорте;
  2. знание специалистами ВЭК ведомственных нормативных документов, регламентирующих этот раздел работы;
  3. обеспечение преемственности в замкнутой цепи: ВЭК - производственный врач - ПРМО (пункт предрейсового медицинского осмотра локомотивных бригад) - поликлиника - стационар - ВЭК;
  4. современное техническое оснащение ВЭК;
  5. отлаженное взаимодействие между ВЭК и администрацией предприятия.

Говоря о роли хирургической службы в организации МОБДП, необходимо отметить, что специалисты хирургического профиля в основном участвуют в звене медицинского отбора в профессии и на должности, связанные с движением поездов. В составе ВЭК обязательным является наличие специалистов хирургического профиля - офтальмолога, хирурга и оториноларинголога. Это обусловлено тем, что основные требования у лиц, связанных с движением поездов, предъявляются к органам зрения, слуха, сердечно-сосудистой, пищеварительной и костно-мышечной систем.
Ежегодно Врачебно-экспертными комиссиями медицинской службы железной дороги медицинскому освидетельствованию на профессиональную пригодность подвергается 35-40 тысяч работников железной дороги. Медицинскому освидетельствованию на профессиональную пригодность подлежат как работники вновь поступающие в профессии и на должности, связанные с движением поездов, так и старослужащие, проработавшие в указанных должностях более 1 года (предварительное, при поступлении на работу, и периодическое медицинское освидетельствование). Порядок проведения медицинского освидетельствования лиц, связанных с движением поездов регламентирован соответствующими нормативными документами, перечень профессий и должностей, связанных с движением поездов утверждается Центральным уполномоченным государственным органом в области транспорта или Правительством Республики Казахстан.
Ниже в таблицах приведены данные о медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов за 1999-2001 годы.
Непригодными к профессиям и должностям, связанным с движением поездов, признается 6-9% всех освидетельствованных. Соотношение причин профессиональной непригодности среди работников железной дороги выглядит следующим образом:

  1. Болезни нервной системы - 28,5% (19,9%)
  2. Болезни сердечно-сосудистой системы - 23% (27,3%)
  3. Глазные болезни - 28% (21,2%)
  4. Болезни органов уха, горла, носа - 9,5% (10,5%)
  5. Прочие болезни - 11% (21,1%)

Примечание: в скобках указаны данные Департамента здравоохранения МПС России за 2000 год (Вильк М. Ф. 2001).
До 40% из числа лиц, признанных непригодными к профессии, составляют работники группы машинистов и группы пути, причем болезни хирургического профиля среди причин отстранения в данных группах составляют от 34 до 46%. Наиболее распространенные из них - язвенная болезнь, осложненная кровотечением, миопия, катаракта, мочекаменная болезнь, последствия травм, нарушения слуха после перенесенного неврита слухового нерва и адгезивного отита.

Таблица 15.
Данные о медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов за 1999 год


Наименование
отделения
перевозок 

Вновь поступающие

старослужащие

Всего

Группа Водителей

Непригодные
Всего

Вновь поступающие

Старослужащие

Станционно-маневровая

Уральское

103

566

669

78

26

7

2

5

Атырауское

93

1927

2020

439

194

13

3

10

Актюбинское
Всего по Западному

805

2410

3215

618

566

10

2

8

региону

1001

4903

5904

1135

786

30

7

23

Алматинское

483

1913

2396

373

99

5

2

3

Защитинское

159

927

1086

242

230

13

3

10

Семипалатинское

950

3892

4842

623

583

12

3

9

Итого по Алматинскому региону

1592

6732

8 324

1238

912

30

7

23

Кызылординское

145

2571

2716

574

431

4

0

4

Жамбылское

305

2 454

2 759

588

223

31

5

26

Шымкентское

228

3 555

3 783

398

260

2

0

2

Всего по Туркестанскому региону

678

8 580

9 258

1 560

914

37

5

32

Костанайское

247

2416

2 663

431

293

34

8

26

Карагандинское

274

3 581

3 855

489

595

51

29

22

Павлодарское

563

1 985

2 548

364

1 621

9

0

9

Кокчетавское

218

1 454

1 672

418

367

9

2

7

Астанинское

276

2 169

2 445

330

809

36

16

20

Всего по Акмолинскому региону

1578

11 605

13 183

2032

3 685

139

55

84

ИТОГО по РГП

4 849

31820

36 669

5 965

6 297

236

75

161

 Наименование отделения перевозок

Вновь поступающие

старослужащие

Всего

Группа Водителей

Станционно-
маневренная

Непригодные
Всего

Вновь поступающие

Старослужащие

Уральское

299

462

761

90

69

4

3

1

Атырауское

266

2117

2383

679

277

40

2

38

Актюбинское

850

2845

3695

609

417

30

4

26

Всего по Западному Региону

1415

5424

6839

1378

763

74

9

65

Алматинское

494

1455

1949

472

178

4

3

1

Защитинское

489

1448

1937

257

332

16

7

9

Семипалатинское
Итого по Алматинскому

607

2523

3130

898

606

37

14

23

региону

1590

5426

7016

1627

1116

57

24

33

Кызылординское

196

1115

1311

177

92

4

2

2

Казалинское

122

1028

1150

291

148

8

0

8

Жамбылское

303

2313

2616

602

222

18

8

10

Шымкентское
Всего по Туркестанскому

240

1399

1699

227

124

2

0

2

региону

861

5855

6716

1297

586

32

10

2

Костанайское

395

2 355

2 750

524

269

45

17

28

Карагандинское

174

2513

2697

967

523

31

12

19

Павлодарское

901

2 485

3 386

465

2 921

7

0

7

Кокчетавское

374

1 921

2 295

669

636

13

5

8

Астанинское

888

2979

3 867

683

485

45

12

33

Всего по Акмолинскому региону

2 732

12 253

14 985

3308

4834

141

46

95

ИТОГО по “Казакстантемир жолы”

6 598

28 958

35 556

7 610

7 299

304

89

215

Все работники железной дороги, признанные непригодными к той или иной профессии в обязательном порядке трудоустраиваются администрацией предприятия на другую работу по рекомендации ВЭК. Кроме того, больные, выявленные в ходе медицинского освидетельствования на профессиональную пригодность, берутся на диспансерный учет по заболеванию у профильного специалиста с последующей программой оздоровления. В этом обозначена роль медицинского профотбора как метода диспансеризации.
Другой важнейшей задачей МОБДП являются предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад, целью которых является оценка состояния здоровья машинистов и их помощников непосредственно перед рейсом, определение острых или обострения хронических заболеваний, наркологический контроль и оценка общего состояния (оценка достаточности во времени и по качеству межрейсового отдыха). 

Наименование
отделения
перевозок

Вновь поступающие

старослужащие

Всего

Группа водителей

Станционноманевренная

Непригодные
Всего____________

Вновь поступающие

Старослужащие

Уральское

386

478

864

71

40

7

3

4

Атырауское

282

1987

2 269

552

289

9

4

5

Актюбинское
Всего по Западному

1 156

2 479

3 635

598

282

28

14

14

Региону

1824

4 944

6 768

1 221

611

44

21

23

Алматинское

821

1 945

2 766

' 548

163

19

10

9

Защитинское

875

2 022

2 897

366

409

31

9

22

Семипалатинское
Итого по Алматинскому

1051

3191

4 342

926

626

63

39

24

региону

2 747

7 158

10 005

1 840

1 198

113

58

55

Кызылординское

263

1 109

1372

183

51

9

2

7

Казалинское

196

442

638

292

150

8

0

8

Жамбылское

512

2517

3 029

776

344

24

5

19

Шымкентское
Всего по Туркестанскому

646

2 670

3316

347

382

9

0

9

региону

1 617

6738

8 355

1 598

927

50

7

43

Костанайское

277

2 961

3 238

353

291

36

18

18

Карагандинское

337

2 612

2 949

591

451

48

16

32

Павлодарское

1 610

2 690

4 300

413

2277

9

0

9

Кокчетавское

496

1 387

1 883

334

414

29

14

15

Астанинское
ТОО ”Железнодорожник” 

623

1 798

2 421

304

270

44

25

19

 ст. Есиль
ТОО ”Локомотив”

42

215

257

131

35

3

0

3

Ст. Атбасар

65

487

552

119

24

7

4

 

Всего по Акмолинскому региону

3 450

12 150

15 600

2 245

3 762

176

76

100

ИТОГО по РГП

9 638

30 990

40 628

6 904

6 498

383

162

221

В 78 медицинских пунктах прсдрейсового медицинского осмотра, развернутых на железных дорогах Казахстана ежегодно проводится 2-2,5 млн. предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО), при которых медицинскими осмотрами охватывается 12-14 тыс. работников, непосредственно связанных с движением поездов.

Таблица 18.
Динамика ПРМО на Казахстанских железных дорогах


Наименование

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

Проведено осмотров

2.590 609

1.935 170

2.220 592

2 439 528

Осмотрено лиц

14176

12817

13 763

13 744

Соотношение причин профессиональной непригодности среди работников железной дороги выглядит следующим образом:

  1. Болезни нервной системы - 28,5% (19,9%)
  2. Болезни сердечно-сосудистой системы - 23% (27,3%)
  3. Глазные болезни - 28% (21,2%)
  4. Болезни органов уха, горла, носа - 9,5% (10,5%)
  5. Прочие болезни - 11 % (21,1 %)

Примечание: в скобках указаны данные Департамента здравоохранения МПС России за 2000 год (Вильк М.Ф. 2001)