В связи с ростом во всем мире числа и масштабов чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в последние годы особую актуальность приобрела проблема разработки теории и практики нового научно-практического направления в медицине - медицины катастроф. Одномоментное возникновение очага бедствия с массовым количеством пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, при несоответствии потребностей в медицинской помощи и возможностей медицинской службы по ее оказанию, являются главными критериями, характеризующими деятельность службы медицины катастроф в условиях ЧС. Этими специфическими обстоятельствами продиктована необходимость разработки и совершенствования принципов и методов организации медицинской помощи пострадавшим при ликвидации последствий ЧС.
Материал, представленный в настоящей монографии, затрагивает вопросы медицинского обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте в целом и деятельности хирургической службы в комплексе медицинских мероприятий, в частности, направленные на дальнейшее совершенствование системы оказания хирургической помощи пострадавшим в ЧС природного и техногенного характера.
Целью совершенствования медицинской помощи пострадавшим в ЧС (как и всей системы медицины катастроф) является оперативное реагирование, оказание медицинской помощи, минимизация человеческих жертв, прогнозирование и предупреждение риска возникновения ЧС.
Исходя из того, что численность санитарных потерь при ЧС и военных действиях во многом зависит от правильной и эффективной организации медицинской помощи, а также из того, что основная масса пост-радавших в ЧС нуждается в хирургической помощи, основной акцент в работе сделан на разработке принципов и оказания хирургической помощи моделирования и прогнозирования медико-санитарных потерь при ЧС.
При анализе современного состояния, тенденций и направлений развития службы медицины катастроф выявлены, так называемые, “слабые места” в системе оказания неотложной медицинской помощи
пострадавшим в природных и техногенных катастрофах - принципы комплектования и обеспечение постоянной готовности сил и средств медицинской службы к работе в условиях ЧС; несовершенство одного из главных звеньев системы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших - медицинской сортировки; отсутствие или слабая эффективность оперативных передвижных медицинских сил быстрого реагирования, способных оперативно и эффективно работать в экстремальных условиях; недостаточное внимание к вопросам предварительного планирования медицинской помощи и прогнозирования медико-санитарных последствий тех или иных ЧС.
Опыт природных и техногенных катастроф, имевших место на территории Республики и за ее пределами, показал недостаточную подготовленность медицинских формирований к работе в условиях ЧС. Это связано с недостаточным планированием медицинской помощи и формальным подходом к комплектованию медицинских формирований. Существующая на сегодняшний день в Республике штатная структура СЭМП располагает недостаточными кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами для полноценного и своевременного обеспечения медицинской помощи в ЧС. Нештатные медицинские формирования, создаваемые при территориальных лечебно-профилактических учреждениях, существуют, по сути, формально, выполняя лишь задачи оказания повседневной медицинской помощи населению в мирное время. Работа по подготовке кадров к работе в условиях ЧС, материально-техническому оснащению формирований, проведению тренировочных занятий и учений ведется слабо.
С учетом этих моментов нами проанализирована система комплектования нештатных медицинских формирований в медицинской службе железнодорожного транспорта. В работе приведены принципы комплектования медицинских формирований, их штатная численность, порядок и объем оказания медицинской помощи. Особенностью системы является создание на базе отделенческих и дорожных больниц не только стационарных формирований Бригад специализированной медицинской помощи (Бсмп), но и медицинских сил быстрого реагирования - медицинских аварийных бригад (МАБ) и выездных врачебных бригад (ВВБ), которые обеспечивают оперативность медицинского реагирования, проведение первичных мероприятий неотложной медицинской помощи, медицинской сортировки и эвакуации, тем самым обеспечивая принципы своевременности, преемственности и последовательности медицинской помощи.
По существу, указанные медицинские формирования в системе ведомственной медицинской службы выполняют функции штатных медицинских сил быстрого реагирования СЭМП территориального здравоохранения.
Специализированные медицинские формирования Бригад специализированной медицинской помощи (Бсмп), создаваемые медицинской службой железной дороги, в отличие от специализированных формирований территориального здравоохранения, могут функционировать как в стационарном режиме, так и разворачиваться на месте катастрофы. БСМП созданы по основным имеющимся профилям (травматологический, хирургический, терапевтический, реанимационный), но при необходимости могут дополняться смежными специалистами - нейрохирургами, комбустиологами, психоневрологами, токсикологами, в том числе и за счет подготовки основных специалистов по смежным специальностям.
При ликвидации медицинских последствий крупномасштабных ЧС на железнодорожном транспорте используется передвижное медицинское формирование - ММСМП (мобильный многопрофильный специ-ализированный медицинский поезд), выполняющий в мирное время функции оказания выездной специализированной лечебно-профилактической помощи населению малых отдаленных населенных пунктов железной дороги. Штат, структура и оснащение медицинского поезда позволяют адаптировать его к применению в условиях ЧС, как специализированного передвижного медицинского формирования.
Опыт развертывания данного медицинского формирования при проведении командно-штабных учений показал его высокую эффективность в плане улучшения качества диагностики неотложных хирургических состояний и выбора тактики их лечения. Показана перспективность использования ММСМП нс только на железнодорожном транспорте, но и при других крупномасштабных ЧС природного и техногенного порядка. ММСМП - это реализация на практике современного принципа оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС - максимального приближения специализированной хирургической помощи к месту катастрофы.
Одним из главных преимуществ медицинских формирований ЧС на железнодорожном транспорте является их создание на основе предварительного планирования и анализа структуры преобладающей (так называемой “железнодорожной”) травмы, прогноза количества пострадавших, с учетом возможностей медицинской службы. Комплектование медицинских формирований по такому принципу позволяет целенаправленно задействовать в ликвидации последствий ЧС самые необходимые медицинские силы и средства, повысить оперативность и качество медицинской помощи пострадавшим.
Другим основным звеном в системе оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС, отдельные аспекты которой представлены в настоящей работе, является медицинская сортировка. Обзор современных тенденций в вопросах медицинской сортировки показал отсутствие единых взглядов на критерии формирования сортировочных групп и их количество, недостаточный учет комплексности лечебных и эвакуационных признаков формирования сортировочных групп, слабое внимание к методам проведения и техническому оснащению процесса медицинской сортировки и другие недостатки.
Принимая во внимание перечисленные издержки медицинской сортировки, автором, на основе анализа опыта медицинской сортировки при железнодорожных катастрофах и локальных военных конфликтах, а также опыта проведения командно-штабных и тактико-специальных учений, предложены следующие пути совершенствования медицинской сортировки:
1. Лечебно-эвакуационная классификация сортировочных групп с цветовой маркировкой состояния пострадавших. Принципиальными достоинствами предлагаемой классификации являются - комплексный учет лечебных и эвакуационных признаков, простота и эффективность использования, более пристальное внимание к пострадавшим с сочетанной и комбинированной травмой при одновременном “умышленном” отсеве категории легко раненных, цветовая маркировка состояния пострадавших, облегчающая действия медицинского персо-нала и других спасательных служб при оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавших.
2. Применение системы штрихового кодирования для регистрации, идентификации пострадавших, передачи медицинской информации о пострадавших на этапы эвакуации и создания информационной базы данных о медицинских последствиях ЧС. Система отличается простотой использования, быстротой ввода и считывания информации, ее сжатостью на полоске ленты; возможностью сохранения, передачи и дальнейшего использования информации о пострадавшем на этапах медицинской эвакуации, возможностью использования не только для идентификации личности пострадавших, но и их группировки по сортировочным группам, маркировки состояния, необходимого объема и очередности медицинской помощи и транспортировки. Система штрихового кодирования по существу представляет собой электронный вариант первичной медицинской документации (карточки первичного медицинского учета), но существенно расширенной по количеству и качеству заложенной информации и способу использования. Применение системы штрихового кодирования информации представляется перспективным направлением совершенствования не только медицинской сортировки, но и всего процесса лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших в ЧС.
Одним из новых, перспективных, но, вместе с тем, мало изученных направлений развития и совершенствования службы экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, является прогнозирование медико-санитарных последствий ЧС. Как известно, несмотря на внезапность и непредсказуемость стихийных бедствий и техногенных катастроф, медицине под силу на основе анализа последствий аналогичных бедствий, имевших место ранее, прогнозировать примерное количество жертв и пострадавших при тех или иных катастрофах, характер и виды преобладающих поражений, необходимые силы и средства для оказания помощи. Наличие таких прогнозов позволяет эффективно подготовиться к проведению медицинских мероприятий по ликвидации последствий этих катастроф, существенно смягчить тяжесть медицинских последствий, повысить оперативность и качество медицинской помощи. Прогнозирование медицинских последствий ЧС позволяет более эффективно решать вопросы организационного и тактического плана, прежде всего, - систематизацию и упорядочение медицинских мероприятий и выработку на их основе алгоритма действий медицинской службы, являющегося непременным условием достижения успеха в экстремальной ситуации. В этом плане применение новых технологий оправданно и перспективно.
Разработана собственная компьютерная программа моделирования и прогнозирования медицинских последствий ЧС на железнодорожном транспорте.
Основой для создания программы послужил ретроспективный анализ медицинских последствий крушений на железных дорогах в период с 1985 по 1995 годы, который выявил определенные закономерности, связи и особенности медицинских последствий различных типов катастроф на железной дороге. Некоторыми авторами (Анисимов В. Н., 1998, Сорокин О. Η., 1999 и др.) проводился подобный анализ, на основе которого разработаны усредненные характеристики катастроф по структуре пострадавших, количеству жертв и пострадавших и т. д. В этих работах в основном представлена констатация среднего количества пострадавших при тех или иных типах катастроф на железной дороге без дальнейшей проработки вопросов стратегии организации медицинской помощи и определения рациональной хирургической тактики.
С учетом этих исследований в настоящей работе представлена разработанная автором компьютерная программа моделирования ЧС, прогнозирования возможных медицинских последствий и необходимой медицинской помощи, сил и средств для ее оказания. Программа позволяет оперативно решать задачи информационно-указательного, лечебно-эвакуационного, материально-технического обеспечения ликвидации последствий ЧС. Программа обеспечивает автоматическое прогнозирование количества жертв и пострадавших, структуры травм, количества необходимых медицинских формирований и другие параметров ЧС с учетом типа крушения, наличия опасных факторов, условий местности, расстояния до ближайших ЛПУ и других условий.
Предлагаемая программа прогнозирования, основанная на математическом анализе, компьютерном моделировании ЧС может быть использована для создания информационной базы данных о медицинских последствиях катастроф. Также программу можно использовать в качестве учебного пособия в виде виртуальных оперативно-тактических тренировочных занятий при подготовке личного состава службы экстренной медицинской помощи при ЧС, при этом ситуационные задачи, используемые в программе, будут максимально приближены к реальным конкретным ЧС.
При дальнейшем усовершенствовании и адаптации программа может выполнять функции информационной оперативно-диспетчерской системы слежения, регистрации и реагирования на медицинские аспекты различных ЧС, как один из элементов единой оперативно-диспетчерской службы системы Агентства по чрезвычайным ситуациям Республики.
В книге также затронуты отдельные аспекты профилактики (риска возникновения) железнодорожных катастроф, в частности участие и значение хирургической службы в системе мер по медицинскому обеспечению безопасности движения поездов, имеющих целью минимизацию значения так называемого “человеческого фактора”, как непосредственной причины возникновения аварий и крушений на железнодорожном транспорте. Вместе с тем, система медицинского обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте до-статочно широкий и специфический раздел железнодорожной медицины, включающий социально-гигиенические, лечебно-профилактические, врачебно-экспертные и многие другие аспекты деятельности ведомственной медицинской службы, поэтому подробное освещение этих вопросов в задачу исследования не входило.
Казахстан обладая определенным потенциалом в области космических исследований имеет возможность в перспективе их использование в прогнозировании, а при возникновении и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По данным У. М. Султангазина и соавт. (2002) использование географических информационных систем - технологий (ГИС-технологий) для создания отраслевых и регионарных информаци-онных систем предполагает возможность создания географической пространственной базы данных, основной особенностью которой является неразрывность артибутивной и географической составляющих, что особенно актуально для оперативного анализа пространственно распределенных объектов. Другими словами, все изменения атрибутивной части автоматически отображаются в географической части, и наоборот. Такое представление данных дает широкие возможности для манипулирования данными, моделирования развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оперативного анализа чрезвычайных ситуаций на различных уровнях генерализации данных (республика, регион, область, город, объект), а также визуализации результатов анализа в наиболее удобном для принятия управленческих решений.
Таким образом, материалы приведенной работы характеризуют нынешнее состояние системы оказания медицинской, в частности хирургической, помощи пострадавшим в ЧС природного и техногенного характера, дают целостное представление о состоянии, проблемах и направлениях развития службы медицины катастроф в Республике и за ее пределами. С учетом выявленных проблемных и недостаточно изученных аспектов функционирования системы медицины катастроф, автором предложены собственные пути их совершенствования, прежде всего в звене медицинской сортировки системы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших и прогнозирования медицинских последствий ЧС. Автор надеется, что предлагаемые новые технологии идентификации и регистрации пострадавших, передачи медицинской информации и создания информационной базы данных о медицинских последствиях ЧС, а также компьютерная программа моделирования и прогнозирования медицинских последствий ЧС будут внедрены в практику организации медицинской помощи при ЧС в других сферах. Перспективы широкого практического использования предлагаемых технологий, при условии их адаптации и совершенствования применительно к различным вида ЧС, нам кажутся достаточно широкими.
ПЕРЕЧЕНЬ АББРЕВИАТУР (наиболее часто употребляемых в тексте)
АЧС - Агентство по чрезвычайным ситуациям
БСМП - бригада специализированной медицинской помощи
ВВБ - выездная врачебная бригада
ВНИИЖГ - всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены
ВОЗ- всемирная организация здравоохранения
ВЭК - врачебно-экспертная комиссия
ГСЧС - государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
ЖД - железная дорога
КОРП - комплекс операционно-реанимационный подвижной
КПМУ - карточка первичного медицинского учета
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение
МАБ - медицинская аварийная бригада
ММСМП - мобильный многопрофильный специализированный медицинский поезд
МОБДП - медицинское обеспечение безопасности движения поездов
МОСН - медицинский отряд специального назначения
МС - медицинская сортировка
ОРО - операционно-реанимационное отделение
ОСМП - отряд специализированной медицинской помощи
ПМК - передвижной медицинский комплекс
ПМФ - передвижное медицинское формирование
ПОМП - пункт оказания медицинской помощи
ПРМО - пункт предрейсового медицинского осмотра
РЦМК - региональный центр медицины катастроф
СДЯВ - сильно действующее ядовитое вещество
СМК - служба медицины катастроф
СОМП - специализированный отряд медицинской помощи
СПГ- специализированная передвижная группа
СЭМП - служба экстренной медицинской помощи
ТЦМК - территориальный центр медицины катастроф
УЗИ - ультразвуковое исследование
ЧМТ - черепно-мозговая травма
ЧС - чрезвычайная ситуация
ЦКБ - центральная клиническая больница
ЦМК- центр медицины катастроф
ЭМП - экстренная медицинская помощь