Содержание материала

Причины профессиональной непригодности железнодорожников


Рис. 27. Причины профессиональной непригодности работников Казахстанской железной дороги

В 78 медицинских пунктах предрейсового медицинского осмотра, развернутых на железных дорогах Казахстана ежегодно проводится свыше 2,5 млн. предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО). Среди причин отстранения от рейса основными являются острые респираторные инфекции (ОРЗ, грипп) - 36%, повышение артериального давления (АД) - 31%, прочие причины - 32%. Роль хирургической службы в звене ПРМО не велика и заключается, как правило, лишь в обучении медицинских работников пунктов ПРМО навыкам диагностики неотложных состояний и настороженности в отношении пароксизмальных состояний.
Особое внимание специалистов хирургической службы, работающих во врачебно-экспертных комиссиях должно быть обращено на диагностику заболеваний, которые могут вызывать пароксизмальные состояния высокого риска для безопасности движения поездов. По данным О. Н. Сорокина (1999) до 14% случаев внезапной смерти машинистов возникало в период пути на работу (с работы), в депо и на локомотиве. Наиболее высокий риск для безопасности движения поездов представляют следующие пароксизмальные состояния (или заболевания, вызывающие эти состояния) - внезапная смерть, обмороки, эпилепсия, инсульты, преходящие нарушения мозгового кровообращения, нарушение коронарного кровообращения, внезапное нарушение зрения и слуха, синдром Меньера, внезапное кровотечение (легочное, желудочно-кишечное, расслаивающая аневризма аорты и разрыв аорты), сильные, шокогенные боли, профузная рвота, приступы удушья, спонтанный пневмоторакс и внезапная смерть. Безусловно, опытные клиницисты хорошо знакомы с заболеваниями, при которых высок риск возникновения указанных состояний. Немалое значение в диагностике пароксизмальных состояний имеет степень оснащенности ВЭК специальным медицинским оборудованием и инструментарием, позволяющим не только устанавливать диагноз того, или иного заболевания, но и оценивать функциональное состояние органов и систем организма (приборы для определения функций внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов зрения, вестибулярного аппарата, слуха, эндоскопическая аппаратура и т. д.)

Таким образом, оценивая роль хирургической службы в системе медицинского обеспечения безопасности движения поездов и профилактики ЧС, можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее высока роль хирургической службы в решении основной задачи МОБДП - медицинском отборе в профессии и на должности, связанные с движением поездов.
2. В работе основного функционального звена системы МОБДП - ВЭК приоритетные функции выполняют специалисты хирургического профиля, представляющие 50% состава ВЭК.
3. На долю хирургических болезней приходится от 34 до 46% случаев профессиональной непригодности в группе машинистов и пути.
4. Особое место занимает хирургическая служба в диагностике и прогнозировании пароксизмальных состояний высокого риска для безопасности движения на железнодорожном транспорте.
5. Обеспечение преемственности между всеми звеньями системы МОБДП позволит улучшить не только качество медицинского отбора в группы профессий, связанных с движением поездов, но и состояние здоровья работников отрасли, как один из видов диспансеризации.
6. Комплекс мероприятий МОБДП является одним из важных методов профилактики крушений поездов.