Эвакуация пострадавших - представляет собой комплекс мероприятий по вносу и вывозу пострадавших из очага катастрофы, доставке их на медицинские пункты и в лечебные учреждения для своевременного оказания им необходимой медицинской помощи и лечения. Для эвакуации могут быть использованы различные виды транспорта, начиная от носилок, каталок, тележек, гужевого транспорта и заканчивая воздушным транспортом. Транспорт может быть как специальным санитарного назначения, так и пассажирским транспортом общего пользования, не исключается также использование индивидуального транспорта. На эффективность транспортировки и выбор средства транспортировки влияют характер местности, наличие и состояние дорог, оборудованность транспортного средства носилочными местами, наличие средств транспортной иммобилизации, расстояние транспортировки и другие факторы.
Согласно современным взглядам с точки зрения медицинской сортировки и задач эвакуации, поток пострадавших делят на четыре группы:
- Лица, в отношении которых приоритетной является тактика неотложного лечения (30-40% пострадавших). Этим лицам оказывается помощь на месте катастрофы.
- Пострадавшие (20%), в отношении которых методом выбора является транспортировка, то есть лечебные мероприятия могут быть отсрочены на 6-8 часов.
- Пострадавшие с легкими травмами (40%), которым помощь может быть оказана амбулаторно. В транспортировке санитарным транспортом такие лица не нуждаются.
Пострадавшие в крайне тяжелом или агонирующем состоянии (15-20%), которым проводится симптоматическая терапия на месте.
С точки зрения медицинской сортировки такое деление вполне оправданно и целесообразно, но весьма условно, так как при крупномасштабных катастрофах, исходя из эвакуационных задач и особенностей обстановки, решается один вопрос: кто подлежит эвакуации, а кто - нет. Например, при сходе пассажирского состава на перегоне ст. Тулькубас - ст. Жамбыл в 1986 году только 7 человек получили легкие телесные повреждения и проведение эвакуационных мероприятий вообще не потребовалось, медицинская помощь пострадавшим оказана на месте, с последующей отправкой пассажиров на место назначения. А в результате схода и опрокидывания при маневровых работах и последующего взрыва 4 цистерн со сжиженным газом на ст. Алма-Ата-2 в 1989 году пострадало более 300 человек, из них 204 было госпитализировано с ожогами различной степени тяжести, 37 человек погибло. В данном случае применен одноэтапный метод эвакуации пострадавших с места катастрофы непосредственно в специализированные медицинские учреждения.
С позиции очередности эвакуацию (транспортировку) целесообразно разделять на:
- неотложную - для пострадавших с угрожающими для жизни повреждениями, которых после устранения острых витальных нарушений на месте происшествия необходимо срочно доставить в госпиталь, а также пострадавших с повреждениями, которые без своевременного хирургического вмешательства, могут привести к необратимым осложнениям.
- отсроченную (первой и второй очереди) - для пострадавших, которым необходимо срочное хирургическое вмешательство, но характер повреждений позволяет это вмешательство провести в ближайшие время без значительного риска развития витальных осложнений (неосложненные переломы, вывихи, черепно-мозговая травма без сдавления головного мозга, травматические ампутации и т. д.).
В карточке, помимо паспортных данных пострадавшего отражаются следующие данные: характер повреждения, диагноз, объем оказанной на данном этапе медицинской помощи, время оказания, очередность и т. д.