Содержание материала

Собственно медицинская помощь и лечение при ЧС представляет собой систему научно обоснованных мероприятий по сохранению жизни и здоровья пострадавших. Как известно, при проведении этих мероприятий необходимо четкое соблюдение общепринятых требований (своевременность, преемственность и последовательность проводимых лечебных мероприятий). Преемственность медицинской помощи обеспечивается установленными заранее и обязательными для исполнения всем медицинским персоналом, участвующим в ликвидации последствий ЧС, едиными принципами оказания помощи пострадавшим, адекватной расстановкой сил и средств медицинской службы на этапах эвакуации, правильным выбором объема медицинской помощи для каждого этапа и наличием медицинской документации на каждого пострадавшего. Основным медицинским документом, используемым нами в процессе оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС на железнодорожном транспорте, является карточка первичного медицинского учета (КПМУ) заполняет ее врачебный персонал МАБ и ВВБ.   транспортировки. КПМУ пострадавших является основным медицинским, юридическим и статистическим документом. В настоящее время нами разработана электронная версия КПМУ, позволяющая ускорить передачу оперативной медицинской информации о пострадавшем на этапы эвакуации и внести данную информацию в базу данных для компьютерной программы моделирования и прогнозирования ЧС на железнодорожном транспорте, на которой мы остановимся позднее.

Последовательность проводимых лечебно-эвакуационных мероприятий обеспечивается равномерным и целесообразным распределением различных видов медицинской помощи на этапах эвакуации. В системе лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших в крупных железнодорожных катастрофах мы используем общепринятое деление медицинской помощи на виды (первая медицинская, доврачебная, первая врачебная, квалифицированная и специализированная медицинская помощь). Вместе с тем, практика ликвидации медицинских последствий реальных ЧС на железной дороге, развитие и совершенствование медицинской службы вносят определенные коррективы в общепринятые принципы оказания медицинской помощи.
Так, например, в 2001 году на перегоне ст. Аксу - ст. Конечная произошло столкновение испытательно-дефектоскопического поезда с маневровым тепловозом, в результате которого пострадало 26 человек, двое - со смертельным исходом. Пострадавшим в зоне катастрофы сразу оказана неотложная квалифицированная медицинская помощь силами местной больницы. Затем на место катастрофы специальным передвижным медицинским поездом выехали две специализированные хирургические бригады из железнодорожных больниц станций Павлодар и Семипалатинск, которыми в условиях местной больницы оказана специализированная травматологическая, нейрохирургическая и урологическая помощь. Транспортабельные больные эвакуированы для дальнейшего лечения на следующий этап - в специализированные отделения соответствующих железнодорожных больниц. В данном случае практически полностью отсутствовали этапы доврачебной и первой врачебной помощи, а первая медицинская помощь прибывшими на место происшествия работниками железной дороги или не оказывалась, или оказывалась. в незначительном виде, из-за отсутствия навыков и знаний оказания первой медицинской помощи. Другие имевшие место катастрофы на железной дороге также подтверждают выпадение доврачебной помощи в системе оказания медицинской помощи пострадавшим. Мероприятия первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи оказываются силами МАБ и ВВБ, при чем границы между этими видами помощи достаточно условны.

Первая врачебная помощь, оказываемая врачами МАБ, выезжающими в первоочередном порядке в составе восстановительного поезда, включает в себя мероприятия неотложного характера (устранение угрожающих жизни состояний), предупреждение опасных осложнений и подготовка пострадавших к эвакуации. К таким мероприятиям относятся: временная остановка наружного кровотечения (наложение кровоостанавливающих зажимов, лигатур, контроль и наложение жгута); устранение асфиксии (очистка ротовой полости и верхних дыхательных путей от слизи и сгустков крови, введение воздуховода, фиксация языка, интубация трахеи и др.); наложение окклюзионной повязки при открытом и пункция (торакоцентез) плевральной полости при напряженном пневмотораксе; противошоковые мероприятия, в том числе переливание крови и кровезаменителей, обезболивание (блокады); наложение транспортных шин; реанимационные мероприятия и др.
Мероприятия квалифицированной хирургической помощи, проводимые специалистами ВВБ, преследуют те же цели, что и первой врачебной помощи (устранение угрожающих жизни состояний, профилактика последующих осложнений пи подготовка к эвакуации), но объем медицинской помощи более расширен и включает в себя в основном хирургические вмешательства по жизненным и срочным показаниям.
Мероприятия квалифицированной медицинской помощи условно делятся на три группы:         

  1. группа - вмешательства по жизненным показаниям: окончательная остановка наружного и внутреннего кровотечения; комплексная терапия кровопотери, травматического шока; хирургическая обработка ран при открытом пневмотораксе, торакоцентез при клапанном пневмотораксе, лапаротомия при повреждении внутренних органов и внутрибрюшном кровотечении; наложение искусственных стом при ранениях мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, прямой кишки, ампутация при размозжении конечностей; декомпрессионная трепанация черепа.
  2. группа - срочные вмешательства первой очереди, включающие в себя операции по предотвращению опасных для жизни осложнений травм. В эту группу включаются наложение эпицистостомы, ампутация конечности при ишемическом некрозе, первичная хирургическая обработка обширных ран мягких тканей. 
  3. группа - срочные вмешательства второй очереди. Включают операции по хирургической обработке ран и ожогов, иммобилизация переломов и т. д.

Мероприятия первой врачебной и квалифицированной помощи при быстром прибытии на место катастрофы МАБ и ВВБ практически проводятся одновременно. В зависимости от масштаба катастрофы их объем может быть полным или сокращенным

Специализированная медицинская помощь при железнодорожных катастрофах оказывается силами бригад специализированной медицинской помощи (БСМП), подвижных формирований и на базе стационарных лечебных учреждений. На сегодняшний день нами на практике реализован принцип приближения неотложной специализированной помощи непосредственно к очагу ЧС. Для этого подвижные формирования, выезжающие на место происшествия, нами дополнительно к табельному имуществу оснащены лечебно-диагностической аппаратурой - ультразвуковой, рентгеновской и эндоскопической. БСМП могут разворачивают свои подразделения как в палаточном фонде, так и в вагонах передвижного комплекса и использовать лечебно-диагностическое оборудование в процессе оказания специализированной медицинской помощи. Опыт реализации такого подхода на практике при ликвидации последствий железнодорожной аварии на перегоне ст. Аксу - ст. Конечная и при проведении тактико-организационных (ст. Алматы-1, 2000 г.) и командно-штабных (ст. Актюбинск, 2001 г.) учений показал значительное улучшение качества диагностики неотложных состояний (особенно внутрибрюшных кровотечений) и функциональных результатов дальнейшего лечения пострадавших в стационарных учреждениях.
Как уже отмечалось выше, в современных условиях при оказании хирургической помощи пострадавшим при ЧС хорошо зарекомендовали себя передвижные медицинские формирования по типу МОСН, ПМК, СПГ, которые позволяют объединить квалифицированную и специализированную медицинскую помощь и приблизить ее к очагу ЧС.
Нами разработана модель такого передвижного медицинского формирования на базе специального медицинского поезда - мобильный многопрофильный специализированный медицинский поезд (ММСМП), который можно было бы использовать как при катастрофах на железной дороге, так и при других ЧС, а в мирное время для оказания специализированной лечебно-профилактической помощи населению отдаленных регионов, примыкающих к линии железной дороги. Но для эффективного функционирования такое формирование должно быть штатным, постоянно действующим, а это в свою очередь требует значительных финансовых и материально-технических ресурсов на содержание. Такое формирование могло бы быть в составе Республиканской службы медицины катастроф. О возможностях использования такого формирования при ликвидации последствий ЧС и в мирное время мы хотели бы остановиться подробнее: