Содержание материала

Глава 2. СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

  1. Природные, техногенные и антропогенные риски возникновения ЧС на территории Республики Казахстан

Рост в последние годы частоты аварий на производственных предприятиях большой мощности, авиационном и железнодорожном транспорте, на газо- и нефтепроводах, атомных электростанциях, а также большое количество стихийных бедствий, среди которых ведущее место занимают землетрясения, стали предметом особого внимания общественности и государственных органов многих стран, в том числе и Казахстана.
Ежегодно в Казахстане отмечается 3-4 тысячи случаев стихийных бедствий, прямой ущерб от которых составляет свыше 50 млн. долларов США.
Территория Казахстана (2725 тыс. кв. км) расположена в резко континентальном климатическом поясе, колебания температуры воздуха отмечаются от - 45 градусов в зимнее время до + 40 градусов в летнее время, 26% территории находится в степной зоне, 44% - пустынная местность. Этими природно-климатическими условиями обусловлены такие стихийные явления, как засухи, сильные морозы, метели и бураны. 14% территории (Южные и Юго-Восточные регионы) занимают горы, создающие потенциальную угрозу разрушительных землетрясений и сопровождающих их селей, оползней, обвалов. 8% территории составляют лесные массивы, опасные возникновением лесных пожаров.
В Казахстане насчитывается более 8,5 тысяч больших и малых рек, около 48 тысяч озер, 7 рек протяженностью более 100 км. С ними связаны половодья, наблюдающиеся практически во всех регионах республики. Наибольший ущерб наносят наводнения в бассейне рек Иртыш, Урал, Тобол, Ишим, Эмба. С ветровыми нагонами связаны катастрофические наводнения в дельте реки Урал и на северо-восточном побережье Каспийского моря.
Дислокация промышленных центров Казахстана
Рис 3. Дислокация промышленных центров Казахстана

Территории Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей находятся в зоне высокой сейсмической активности. За последние 150 лет в этом регионе зарегистрировано более 10 крупных землетрясений, два из которых (Чиликское 1889 г. и Кеминское 1911 г. с амплитудой 8 баллов по шкале Рихтера) относятся к наиболее крупным, разрушительным катастрофам, мирового масштаба.
Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии и СНГ по масштабам и частоте селей. На территории республики выявлены 5141 селевой очаг и около 700 крупных селевых потоков различного происхождения, ежегодно сели наносят значительный материальный ущерб стране и приводят к гибели людей.

Рис 4. Карта гидрографической сети Казахстана

Потенциальную опасность для населения страны несут эпидемии особо опасных инфекций. Южно-Казахстанская и Кзылординская области являются эндемическими очагами чумы, туляремии. Ежегодно в южных регионах регистрируются случаи заболеваний людей чумой, холерой, брюшным тифом, туляремией. Распространению заболеваний способствует неблагоприятная экологическая ситуация в зоне Приаралья.
Таким образом, природно-климатические особенности Казахстана таковы, что имеет место широкий перечень потенциальных источников природных катаклизмов.
Источников техногенных аварий и катастроф на территории Казахстана также достаточно много. Это предприятия угольной, нефтедобывающей, химической, металлургической, горнодобывающей промышленности, транспорта, энергетики и т. д. Достаточно сказать, что Казахстан занимает первое место в мире по запасам серебра, хрома, свинца, второе место - по запасам нефти, угля, меди, никеля, фосфоритов. Крупные производства нефти и газа сосредоточены в Западном регионе, угля, меди, стали - в Центральном Казахстане, свинца, хрома, урана - в Восточном Казахстане, фосфора - в Южном регионе и т. д. Естественно, имея такие запасы природных ископаемых, Казахстан будет ежегодно наращивать производственные мощности по их добыче и переработке, что неизбежно приведет к увеличению технологических рисков ЧС.

Источником повышенной опасности остается транспорт, особенно железнодорожный. Только эксплуатационная длина казахстанских железных дорог составляет 14,5 тысяч км, по которым осуществляется основной пассажиро- и грузооборот экономики страны.
История Казахстана знает немало примеров техногенных аварий и катастроф - взрывы метана со значительными человеческими жертвами на шахтах Карагандинского угольного бассейна, опрокидывание и взрывы цистерн с нефтепродуктами на железной дороге, пожары на нефтяных скважинах Западного Казахстана, аварии на фосфорном производстве Жамбылской области, взрывы боеприпасов на армейских складах, взрывы ракетоносителей с выбросом в атмосферу ядовитого ракетного топлива при старте с космодрома Байконур и многие другие.

Рис 5. Плотность населения Республики Казахстан.


Рис 6. Карта железных дорог Казахстана

В последние годы, в связи с обострением ситуации в Афганистане возникла угроза вторжения вооруженных формирований и террористических актов на территории Южного Казахстана. Свидетельством тому вторжение боевиков с захватом заложников в районе Баткентского ущелья Кыргызстана в 2001 году. Последний террористический акт в г. Москве в октябре 2002 года, при котором погибло более сотни мирных жителей, показал всему миру, что ни одна страна не застрахована от  катастроф, связанных с прямым человеческим насилием.
Приведенные природные, техногенные и антропогенные риски, имевшие место на территории Казахстана, должны стимулировать общество к организации противодействия и формированию эффективных служб спасения, в первую очередь, экстренной медицинской помощи при ЧС.


2.2. Нормативно-правовая база, принципы организации, структура и управление Службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Республике Казахстан
На государственном уровне внимание на проблему организации медицинской помощи при ЧС было обращено впервые в 1994 году. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 сентября 1994 года № 1068 “О создании службы экстренной медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях”, заложены основы организации медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. В постановлении указано, что сохранение жизни и здоровья населения страны при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является важнейшей государственной задачей.
В дальнейшем в целях защиты населения, снижения ущерба национальному достоянию, совершенствования организации неотложных спасательно-восстановительных работ при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах на территории Республики Казахстан были приняты Законы Республики Казахстан:
“О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера” (5 июля 1996 года);
“Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” (27 марта 1997 года);
“О гражданской обороне” (7 мая 1997 года).
В 1998 году Правительством Республики Казахстан принята целевая “Программа развития и совершенствования службы экстренной
медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях на 1999-2005 годы”. Программа определила следующие задачи:

  1. обеспечение дальнейшего развития и совершенствования СЭМП;
  2. организацию региональных центров медицины катастроф и создание бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности;
  3. создание и развитие автоматизированной информационно-управляющей системы СЭМП;
  4. разработку и внедрение специальной медицинской литературы по проблемам медицины катастроф;
  5. организацию экстренной медицинской помощи и лечения населения в чрезвычайных ситуациях;
  6. создание резервов и оснащение бригад специализированной медицинской помощи в ЦМК и региональных центрах;
  7. изучение международного опыта, участие в работе конгрессов, семинаров Координационного Совета стран СНГ по проблемам медицины катастроф;
  8. разработку и внедрение системы медицинской экспертизы и реабилитации спасателей;
  9. и другие задачи.

Кроме того, принято постановление Правительства Республики Казахстан “О составе межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций”. Аналогичные комиссии созданы на уровне региональной местной исполнительной власти.
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность СЭМП на всех ее уровнях являются приказы, положения и другие документы, утвержденные Министерством здравоохранения Республики Казахстан:

  1. Приказ “О создании Республиканского научно-практического центра экстремальных и медико-биологических проблем Министерства здравоохранения Республики Казахстан”;
  2. Положение “О бригадах специализированной медицинской помощи постоянной готовности”;
  3. Положение “О клинических базовых лечебно-профилактических учреждениях Республиканского центра медицины катастроф”;
  4. Положение “О региональных и территориальных центрах медицины катастроф”;
  5. Положение “О взаимодействии Комитета по чрезвычайным ситуациям (ныне Агентства РК по чрезвычайным ситуациям) и Комитета здравоохранения (ныне Министерства здравоохранения РК);
  6. Положение “О Службе экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях Республики Казахстан”;
  7. Положение “О штабе Службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях Республики Казахстан”.

Вместе с тем, несмотря на наличие достаточно обширной нормативно-правовой базы, практическая реализация задач развития и совершенствования СЭМП в Республике Казахстан отстает и в этом направлении необходимо продолжить серьезную планомерную работу.
Организация Службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях базируется на общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению, с учетом медико-социальных особенностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях.
Служба должна основываться на государственной системе страны, ее правовых и моральных принципах. Являясь подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), она должна иметь стройную вертикальную структуру, включающую республиканский, региональный и территориальный уровни. В целях достижения высокой эффективности медицинской помощи, Служба должна объединять медицинские силы и средства всех министерств и ведомств на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, участвующие в предупреждении ЧС и ликвидации их медико-санитарных последствий. Одним из основных требований, предъявляемых к Службе, являются её универсальность и постоянная готовность к ликвидации последствий любых по характеру, масштабу и месту возникновения чрезвычайных ситуаций. Наличие “жесткой” вертикали управления, штатных формирований и учреждений, четкой системы подготовки и организации медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий ЧС, являются общепринятыми требованиями к СМК любой страны. Служба ЭМП в Республике, как и во всем мире должна максимально использовать возможности всей системы здравоохранения, действующей в стране.
Служба организуется по территориальному принципу, с учетом экономических, медико-демографических, природно-климатических и других особенностей региона или административно-территориальной  единицы, на базе существующих и вновь создаваемых лечебно-профилактических учреждений, отделений экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная авиация), больниц (станций) скорой медицинской помощи, санитарно-эпидемиологических и других медицинских учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, клинических и научно-исследовательских центров.
Основными организационными принципами Службы экстренной медицинской помощи в Республике Казахстан являются:

  1. централизация (единое управление всеми службами экстренной медицинской помощи, независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне от районного до республиканского) и децентрализация (возможность принятия самостоятельного решения каждым звеном и автономного выполнения задачи по оказания медико-санитарной помощи пострадавшим в каждой конкретной ситуации). Централизация требует создания единой информационно-диспетчерской службы для всех уровней Службы;
  2. плановый характер (заблаговременная подготовка сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами экстренного реагирования при ЧС, прогнозирование вариантов использования сил и средств в регионах, специальная подготовка и повышение квалификации личного состава Службы);
  3. обеспечение готовности Службы экстренной медицинской помощи за счет совершенствования средств связи и оповещения, постоянной готовности медицинских бригад, отрядов и госпиталей, оснащения достаточным количеством медицинского имущества, медикаментов, транспорта, регулярных тренировок личного состава и повышения его профессионализма. В зависимости от обстановки, Служба функционирует в трех режимах готовности: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим работы в чрезвычайной ситуации;
  4. двухэтапная система лечебно-эвакуационных мероприятий, предусматривающая на первом этапе проведение медицинской сортировки, оказание доврачебной и первой врачебной помощи и организацию транспортировки пострадавших, на втором этапе - оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим и медицинское обслуживание эвакуированных в ЛПУ территориального и ведомственного здравоохранения;
  5. единство медицинской науки и практики подразумевает применение в работе СЭМП в ЧС достижений медицинской науки и техники, методов рациональной диагностики и стандартизации лечебно-профилактических мероприятий;
  6. материальная и моральная заинтересованность, юридическая и социальная защищенность личного состава СЭМП в ЧС, необходимость которой продиктована огромными психо-физиологическими нагрузками на персонал службы медицины катастроф в очагах бедствия, требующими адекватных мер по обеспечению профилактики, диагностики, лечебно-оздоровительных мероприятий и организованного отдыха персонала.

В соответствии с принципами организации построена структура СЭМП в ЧС, она представлена:
На республиканском уровне - Центр медицины катастроф Республики Казахстан. Имеет штатные и нештатные (на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений) органы управления и формирования. Готовность вторых обеспечивают руководители соответствующих учреждений. При возникновении ЧС они подчиняются органам управления ЦМК РК. На ЦМК возложены функции координации взаимодействия органов управления, формирований и учреждений СЭМП, разработки научно-методической и нормативной документации, планирование медико-санитарного обеспечения в ЧС и др.
На региональном уровне - Восточный региональный центр медицины катастроф (г. Усть-Каменогорск), создан в 2000 году на базе областного отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи со штатом 49,5 единиц и Западно-Казахстанский РЦМК (г. Атюбинск), создан в 2000 году на базе областного отделения планово-консультативной помощи со штатом - 41 единица. Региональные ЦМК укрепляют вертикаль управления СЭМП, организуют взаимодействие между территориальными ЦМК, местными органами исполнительной власти, службами и ведомствами.
На территориальном уровне - сеть территориальных ЦМК и входящие в их состав формирования. На сегодняшний день в Казахстане создано семь ТЦМК - Северо-Казахстанский, Карагандинский, Атырауский, Мангистауский, Кзылординский, Южно-Казахстанский, города Астаны.

  1. Северо-Казахстанский ТЦМК (г. Петропавловск) - создан в 1999 году на базе, путем реорганизации станции скорой медицинской помощи за счет средств местного бюджета. Штат - 377,25 ед. Финансирование на 2000 г. - 60,4 млн. тенге.
  2. Карагандинский ТЦМК (г. Караганда) - создан в 2000 году на базе отделения экстренной и планово-консультативной помощи. Штат -  18 ед. Финансирование на 2001 год - 9,5 млн. тенге.
  3. Атырауский ТЦМК (г. Атырау) - создан в 2000 году на базе больницы скорой медицинской помощи. Штат - 12 ед. Финансирование в 2000 году - 2,4 млн. тенге.
  4. Мангистауский ТЦМК (г. Актау) - создан в 2000 году на базе отделения экстренной и планово-консультативной помощи. Штат - 24,75 ед. Финансирование на 2001 год - 5,5 млн. тенге.
  5. Кзылординский ТЦМК (г. Кзыл-Орда) - создан в 1999 году при областном управлении здравоохранения. Штат - 4 ед.
  6. Южно-Казахстанский ТЦМК (г. Шымкент) - создан в 1997 году на базе санитарной авиации. Штат - 36,5 ед. Финансирование на 2001 год - 8,3 млн. тенге.
  7. ТЦМК г. Астаны - создан в 2000 году. Штат - 9 ед.

Территориальные центры медицины катастроф призваны обеспечить выполнение конкретных задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС территориального масштаба в своих областях.
На объектовом уровне СЭМП представлена медицинскими службами, подразделениями и должностными лицами соответствующих предприятий различных отраслей экономики.
Основными принципами организации управления СЭМП в ЧС являются единоначалие и личная ответственность руководителей комиссий по ЧС всех уровней при осуществлении ими распорядительных функций, централизация управления независимо от ведомственной принадлежности сил и средств службы, твердость и настойчивость в реализации принятых решений, оперативность и гибкость реагирования.

Между тем реализация этих принципов на практике осуществляется недостаточно эффективно. Государственные комиссии по ЧС разных уровней в режиме повседневной деятельности работают достаточно формально, их состав требует пересмотра. Оперативность и гибкость реагирования на ЧС может быть достигнута только при своевременном и полном материально-техническом, финансовом и кадровом обеспечении службы. Однако на сегодняшний день в вопросах финансирования СЭМП при ЧС сложилась такая ситуация, когда на функционирование ЦМК ежегодно планируется вдвое меньше средств от потребности и даже от запланированных сумм фактически выделяется 60-80% средств. Оснащенность медицинским оборудованием не превышает 50%, медикаментами - 10-15%, средствами связи и транспортом - 50-60% от табельной потребности. Работа по подготовке специалистов СМК находится практически на начальном уровне, нет соответствующей учебно-клинической базы, не хватает учебно-методической литературы, информационной базы, преподавателей. При этом большинство врачей, которых предполагается задействовать в оказании медицинской помощи при ликвидации последствий ЧС, недостаточно подготовлены к работе в условиях экстремальных ситуаций.