Содержание материала

    1. Структура хирургической службы в ЧС и медицинские формирования

Как отмечалось выше, создание медицинской службы в системе железнодорожного транспорта было вызвано необходимостью оказания медицинской помощи работникам железной дороги, членам их семей, пострадавшим от несчастных случаев на железных дорогах, а также заболевшим во время нахождения на таковых.
Соответственно этим задачам формировалась структура медицинской службы на железной дороге и ее хирургической составляющей.
Как известно сеть железных дорог в Казахстане (как и любой другой стране) строилась исходя из потребностей страны в грузовых и пассажирских перевозках, исходя из перспектив развития промышленных и сельскохозяйственных регионов, потребностей в формировании так называемых транспортных коридоров для транзитных перевозок, обеспечивающих товарооборот между сопредельными странами. При этом, как правило, строительство дорог велось исходя из выбора кратчайшего расстояния (финансово-экономических возможностей) и топографических условий прокладки магистрали без учета административно-территориального деления страны. Поэтому линия железной дороги, расположенные на ней производственные участки (дистанции пути, электроснабжения, сигнализации и связи, водоснабжения и др.), населенные пункты (разъезды, станции, околотки) и проживающие в них работники железной дороги, члены их семей, оказались вдали от административных центров, располагающих соответствующими социальными и административными объектами.
Это в свою очередь вызвало необходимость создания на железной дороге собственной социальной инфраструктуры (детских садов, школ, больниц и др.). Строительство социальных объектов осуществлялось исходя из структуры, дислокации, численности предприятий и производственных участков железнодорожного транспорта.
Этому принципу соответствует “линейный” тип организации как всего здравоохранения на железнодорожном транспорте, так и его хирургической службы.
Структура хирургической службы железной дороги в мирное время представлена объектами линейного, узлового, отделенческого и дорожного (регионального) звена. Такая структура обеспечивает этапность, преемственность оказания хирургической помощи и се доступность населению отдаленных населенных пунктов железной дороги.
Линейный уровень - хирургические отделения (койки) линейных железнодорожных больниц. Мощность - 10-20 коек. Штат -    1-1,5 ед. врачебного, 4-4,5 ед. среднего и 4-4,5 ед. младшего медицинского персонала.
Объем хирургической помощи - неотложная хирургическая помощь при травмах и несчастных случаях, угрожающих жизни состояниях, острых хирургических заболеваниях, “малая” плановая хирургия. Обслуживаемое население - 2-4 тыс. человек.
Узловой уровень - хирургические отделения узловых железнодорожных больниц. Мощность - 40-50 коек общехирургического профиля. Штат 2,5-4,5 ед. врачебного, 9-14 ед. среднего и 9-14 ед. младшего медперсонала. В штате присутствует анестезиологическая бригада. Объем хирургической помощи - неотложная и экстренная хирургия и травматология, “малая” и отдельные виды “большой” плановой хирургии. Объем хирургической помощи соответствует объему территориальных больниц районного уровня. Обслуживаемое население -  4-7 тыс. человек.
Отделенческий уровень - стационарные общехирургические, травматологические, гинекологические, ЛОР и реанимационные отделения, поликлинические специалисты хирургического профиля объединенных отделенческих больниц с поликлиниками. Мощность - 60-100 коек хирургического профиля. Штат - 18-38 ед. врачебного, 50-110 ед. среднего и 60-120 ед. младшего персонала хирургического профиля. Имеется реанимационное отделение на 4-6 коек, централизованное стерилизационное отделение (ЦСО), 3-4 операционных, все вспомогательные службы. Объем хирургической помощи - экстренная и плановая квалифицированная хирургическая помощь в полном объеме, отдельные виды специализированной хирургической помощи, амбулаторно-поликлиническая хирургическая помощь в полном объеме. Объем хирургической помощи соответствует уровню центральных районных и городских больниц. Обслуживаемое население - 18-24 тыс. человек.
Дорожный уровень - стационарные специализированные хирургические, травматологические, гинекологические, ЛОР, глазные, урологические, торакальные, нейрохирургические, реанимационные отделения и поликлинические хирургические отделения Дорожных (региональных) больниц и поликлиник. Мощность - 160-280 коек хирургического профиля. Имеется штатная должность заместителя главного врача по хирургии, ЦСО, 6-8 операционных, все вспомогательные службы, патолого-анатомическое отделение, планово-консультативное отделение. Отделения являются клиническими базами кафедр хирургии медицинских ВУЗов, учебно-методическими центрами для подготовки и усовершенствования специалистов хирургического профиля учреждений нижестоящего звена. Штат - 40-60 ед. врачебного, 120-180 ед. среднего, 120-180 ед. младшего медицинского персонала хирургического профиля. Объем хирургической помощи - экстренная и плановая квалифицированная и специализированная хирургическая помощь, консультативно-диагностическая помощь Объем помощи соответствует уровню областных и республиканских клинических учреждений. Обслуживаемое население - 25-30 тыс. человек.
Координируют работу хирургической службы на региональном уровне - заместители главного врача по хирургии Дорожных больниц, на республиканском уровне - главный хирург медицинской службы железной дороги.
Структура организации хирургической службы на железнодорожном транспорте в мирное время способствует эффективному решению задачи медицинского обеспечения при ликвидации последствий ЧС на железной дороге. Она подчинена выполнению следующих основных задач в ЧС:

  1. Участие в профилактике аварий и крушений на железнодорожном транспорте (медицинское обеспечение безопасности движения поездов);
  2. Обеспечение постоянной готовности сил и средств хирургической службы к работе в условиях ЧС;
  3. Подготовка и обучение персонала хирургической службы знаниям и практическим навыкам оказания хирургической помощи в условиях возникновения ЧС;
  4. Непосредственное участие хирургической службы в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Механизм реализации этих задач на практике представлен в таблице 2:

Таблица 2. Задачи хирургической службы в системе медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС

Задачи

Исполнители

Реализуемые мероприятия

1

2

3

1. Участие в профилактике аварий и крушений на железнодорожном транспорте (медицинское обеспечение безопасности движения поездов)

  1. Управление медицинской службой
  2. Здравпункты, ФАПы, ЛВА, пункты предрейсового медицинского осмотра.
  3. Врачебно-экспертные комиссии
  4. Поликлиники
  1. Заключение договоров с предприятиями ж.д. и финансирование мероприятий.
  2. Доврачебный и первичный врачебный скрининг работников ж.д., связанных с движением поездов.
  3. Предварительное и периодическое медицинское освидетельствование на профессиональную пригодность лиц, связанных с движением поездов
  4. Профилактический врачебный скрининг и диспансерное наблюдение работников ж. д., связанных с движением поездов.

2. Обеспечение постоянной готовности сил и средств хирургической службы к работе в условиях ЧС

1. Управление медицинской службой

  1. Специальный отдел
  2. Руководители ЛПУ
  3. Их заместители по ГО и ЧС и по хирургии.
  4. Руководители хирургических отделений
  1. Издает распоряжения о порядке организации медицинских формировании, их количестве, утверждает планы работы по ГО и ЧС, организует командно-штабные учения по ликвидации последствий ЧС.
  2. Разрабатывает потребность оснащения медицинских формирований имуществом и медикаментами, руководит работой медицинских складов II группы, доводит инструкции, нормативы, табели оснащения
  3. Формируют медицинские силы и средства, руководят работой штабов по ликвидации по следствий ЧС, организуют взаимодействие с территориальными службами, участвующими в ликвидации последствий ЧС.
  4. Разрабатывают и проводят теоретические и практические занятия с персоналом, формируют персональный состав медицинских формирований, планы их работы, разрабатывают схему оповещения.
  5. Обеспечивают руководство деятельностью медицинских формирований, своевременное их оснащение и оповещение персонала.

3. Подготовка и обучение персонала хирургической

1. Управление медицинской службой

1. Организация и проведение тренировочных учений, организация обучения специалистов на соответствующих курсах и ФПК.


службы знаниям и практическим навыкам оказания хирургической помощи в условиях возникновения ЧС
4. Непосредственное участие хирургической службы в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС

2. Руководители ЛПУ, из заместители, руководители структурных подразделений.

  1. Управление медицинской службой, специальный отдел
  2. Руководители ЛПУ
  3. Медицинские формирования

2. Планирование и проведение учебно-тематических и практических занятий с персоналом медицинских формирований, участие в проведении совместных учений с другими спасательными службами

  1. Осуществляет общее руководство, издает распоряжение о составе медицинских формирований, принимает решение об их усилении силами и средствами других ЛПУ, издает приказ об обеспечении медицинским имуществом и медикаментами со складов Игр., организует взаимодействие с управлением железной дороги.
  2. Непосредственно руководят работой по ликвидации медицинских последствий ЧС на ж.д., издают приказы и распоряжения о вступлении медицинских формирований в действие, организуют взаимодействие с ближайшими территориальными спасательными службами, предприятиями Ж.Д..
  3. Непосредственное проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в очаге ЧС.