Содержание материала

Общая характеристика медицинских последствий ЧС на железнодорожном транспорте
На железнодорожном транспорте, как отрасли с высоким риском возникновения катастроф, встречаются различные виды ЧС. Из их числа, по механизму возникновения, принято выделять 7 основных видов:

  1. Столкновения пассажирских поездов с другим подвижным составом;
  2. Сходы подвижного состава пассажирских поездов;
  3. Столкновения и (или) сходы подвижного состава пассажирских поездов с возникновением пожара (пожара и взрыва);

Взрывы в пассажирских вагонах (террористический акт);
Наезды пассажирских поездов на пассажирский автотранспорт на железнодорожных переездах;
Взрывы грузовых вагонов с промышленной взрывчаткой или другими взрывоопасными и огнеопасными веществами;
Крушения или аварии грузового подвижного состава с выбросом (разливом) сильно действующих и ядовитых опасных химических веществ.
Вероятность тяжелых медицинских последствий наиболее высока при возникновении первых шести видов железнодорожных катастроф, а также при крушениях и авариях грузового поезда с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ) на территории густонаселенных станций или вблизи населенных пунктов.
Среди всего многообразия потенциально возможных и реально имеющих место ЧС на железнодорожном транспорте наиболее характерными и значимыми по своим медицинским последствиям являются аварии и крушения пассажирских поездов (столкновения и сходы, столкновения и сходы с возникновением пожара, взрывы, наезды на автотранспорт на железнодорожных переездах и др.).

Медицинское обеспечение пострадавших в железнодорожных катастрофах имеет свои особенности, связанные со специфическими условиями и факторами, влияющими на характер последствий и организацию медицинской помощи - одномоментное возникновение значительного числа пострадавших среди пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских платформах, в зданиях вокзалов, персонала поезда, а также населения прилегающих территорий; необходимость оказания медицинской помощи в любое время суток и года, в условиях труднодоступной местности, на перегонах, вдали от населенных пунктов и медицинских учреждений; сложность оказания медицинской помощи на первоначальном этапе, в условиях дефицита собственных сил и средств, особенно при крупномасштабных катастрофах; преобладание в структуре травмы множественных и сочетанных механических повреждений различной локализации и комбинированных поражений.
Структура “железнодорожной травмы” также имеет свои особенности. Сорокиным О. Н. с соавт. (2000) на основе анализа и систематизации фактического материала разработана усредненная структура поражений по локализации, типу и тяжести травмы при наиболее распространенных видах железнодорожных происшествий. Структура представлена как в целом по всему контингенту пострадавших, так и дифференцированно по контингенту госпитализированных и пострадавших, пролеченных в амбулаторных условиях. Это позволяет ориентировать медицинскую службу на соответствующие объемы, виды и методы оказания неотложной медицинской помощи.
При столкновении и сходах пассажирских поездов в структуре поражений по локализации, учитывающей весь контингент, преобладают травмы мягких тканей (до 40%), меньшую долю составляет черепно-мозговая травма (ЧМТ) - около 25%, повреждения конечностей составляют до 15%, груди и живота - до 13%, таза и позвоночника - до 7%.
Структура травмы при авариях пассажирских поездов
Рис. 7. Структура травмы при авариях пассажирских поездов.

Среди госпитализированных структура меняется, поскольку в ней не учитывается контингент погибших и амбулаторных. Здесь на первый план выступают ЧМТ (до 33%) и повреждения конечностей (до 30%). По типу травмы в структуре пострадавших преобладает множественная и сочетанная травма ( в пределах 50-70%). Характерным является сочетание закрытой ЧМТ с переломами костей и повреждением мягких тканей (20-23%). По степени тяжести повреждений преобладают пострадавшие с легкой и средней степенью тяжести.
Тяжелые медицинские последствия наблюдаются при столкновениях и сходах пассажирских составов, осложненных возникновением пожаром или пожаром и взрывом. В этих случаях в структуре поражений доминируют термические повреждения (40-42%), часто наблюдаются обширные ожоги и ожоговый шок (до 26%), комбинированные поражения составляют до 35%, до 33% поражений не совместимы с жизнью.
Сравнительный анализ показателей тяжести медицинских последствий происшествий с пассажирскими поездами показывает наиболее сложную ситуацию при взрыве в вагоне (в среднем 30% погибших на месте и 70% нуждающихся в госпитализации). У пострадавших при взрывах в основном наблюдаются открытые и закрытые переломы черепа (22-26%), ожоги (около 20%), рвано-ушибленные и скальпированные раны (до 13%), ранения и ожоги глаз (около 5%), а также сочетанные (до 40%) и комбинированные (до 24%) поражения, обусловленные воздействием взрывной волны и термического фактора в ограниченном пространстве вагона. Взрыв в вагоне пассажирского поезда вследствии террористического акта может привести к поражению от 5 до 40 человек ( в среднем около 20), при этом летальные исходы могут составить до 20 человек (в среднем - 8-10). Близкая картина наблюдается при столкновениях и сходах, сопровождающихся пожарами - 33% погибших, 43% нуждаются в госпитализации, 24% - в амбулаторном лечении. При столкновениях и сходах, не осложненных пожаром или взрывом, структура выглядит следующим образом - в среднем 15% погибших на месте, около 40% нуждающихся в госпитализации и 24% - в амбулаторном лечении.
Основными факторами, оказывающими влияние на тяжесть медицинских последствий при крушениях пассажирских поездов, являются тип крушения подвижного состава (столкновение “лоб в лоб”, “лоб в хвост”, сход) и скорость движения состава в момент столкновения. 

Эти факторы в первую очередь влияют на количественные показатели медицинских последствий ЧС - численность жертв, пострадавших и тяжесть повреждений.
Наибольшее число жертв и пострадавших следует ожидать при лобовом столкновении пассажирского поезда с другим составом (пассажирским или грузовым) на средней (60 км/час) или высокой (100 км/ час и более) скорости движения - 50-200 пострадавших, в том числе 5-100 погибших. К аналогичным последствиям приводят другие типы крушений - столкновение “лоб в хвост” на высокой скорости (более 80 км/час) и сходы пассажирского состава на скорости более 100 км/час.
При столкновении поездов на меньших скоростях движения (лобовом - до 40 км/час и “лоб в хвост” - до 60 км/час) численность жертв и пострадавших снижается - 20-100 пострадавших, в том числе до 10 погибших. При сходах пассажирских поездов на средней скорости (около 60 км/час) размер потерь во много раз меньше - 5-90 пострадавших, в том числе до 3 погибших.
Значения численности жертв и пострадавших при наиболее характерных и относительно сопоставимых по условиям возникновения железнодорожных крушениях используются в качестве опорных прогностических признаков при планировании и оперативном уточнении необходимых сил и средств для ликвидации медицинских последствий ЧС на железнодорожном транспорте.
При наездах поездов на пассажирский автотранспорт на железнодорожных переездах отмечаются потери среди лиц, находящихся в автотранспорте, пострадавших среди пассажиров поездов, как правило, не отмечается, за исключением единичных случаев мелких травм у работников локомотивных бригад.
Основными причинами летальных исходов среди пострадавших в результате крушения поездов являются: при столкновении и сходах -  черепно-мозговая травма; при столкновениях и сходах с пожаром - субтотальный ожог и ожоговый шок, в том числе в сочетании с ЧМТ.