Содержание материала

  1. Прогноз количества пострадавших и структуры возможных поражений

Наиболее вероятное количество пострадавших рассчитывается исходя из анализа предыдущих катастроф, проведенного коллективом Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены. Показано, что наиболее значимыми факторами, от которых зависит количество пострадавших, являются механизм возникновения железнодорожных катастрофы и скорость движения. После внесения в окно первичной информации данные о железнодорожном происшествии программа использует данные из таблицы 1.

Таблица 4. Количество пострадавших при железнодорожных происшествиях в зависимости от вида катастрофы и скорости движения (в % от общего числа пассажиров) (Cs)


Скорость, км/ч Тип происшествия

более 100

80-100

60-80

40-60

менее 40

Лобовое столкновение
с другим подвижным составом

10-40

8-35

6-30

5-25

4-20

Столкновения “лоб в хвост”

5-20

4-17

3-15

3-13

2-10

Сходы вагонов

10-40

8-35

6-30

5-25

4-20

Взрыв в вагоне

25-60

25-60

25-60

25-60

25-60

Пожар в вагоне

15-40

15-40

15-40

15-40

15-40

В таблице представлены минимальные и максимальные значения процентной доли пострадавших при различных происшествия в зависимости от вида столкновения и скорости движения состава. Для обеспечения медицинской помощью всех нуждающихся в прогностических расчетах используется верхнее (максимальное) значение количества возможных пострадавших.
Для прогноза возможного количества всех пострадавших используется формула: Xc=X*Cs/100, где X - количество пассажиров, присутствующих в момент происшествия в опасной зоне; Cs - процент пострадавших при железнодорожном происшествии в зависимости от вида катастрофы и скорости движения поезда.
Таблица 5. Распределение пострадавших по контингентам при наиболее характерных происшествиях с пассажирскими поездами (Rk)
(в % от всех пострадавших) (1)


Тип столкновения

Пожар

Погибшие на месте

Госпитализированные

Напр. на амбулаторное лечение

Лобовое столкновение с

другим подвижным составом Лобовое столкновение с

Нет

15

39

46

другим подвижным составом

Да

32

43

24

Столкновения “лоб в хвост”

Нет

15

39

46

Столкновения “лоб в хвост”

Да

32

43

24

Сходы вагонов

Нет

15

39

46

Сходы вагонов

Да

32

43

24

Наезд на автотранспорт

Нет

15

39

46

Наезд на автотранспорт

Да

32

43

24

Взрыв в вагоне

Нет

31

69

0

Взрыв в вагоне

Да

65

35

0

Пожар

Нет

15

39

46

Пожар

Да

15

39

46

После вычисления общего количества пострадавших, программа рассчитывает структуру пострадавших. Количество погибших, нуждающихся в госпитализации и легких больных, нуждающихся в амбулаторном лечении сильно зависит от типа катастрофы, а именно, от причины аварии (столкновение, сходы вагонов, взрыв, пожар) (таблица 5).
В дальнейшем программа производит отдельно расчет количества наиболее вероятных поражений в различных группах пострадавших. Для этого она использует информацию, заложенную в базе данных (см. приложения 1-7). Если процент пострадавших от общего количества пассажиров в зависимости от вида аварии и скорости при столкновении обозначить как R, а процент встречаемости различных видов травм -  N, то в общем виде формула, по которой производится прогноз количества пострадавших и структура травмы, выглядит так: Xkn=Xc*Rk*Nk/10000, где: Xkn - количество пострадавших N-гo вида травмы k-го контингента в зависимости от вида катастрофы, скорости и дополнительных опасных факторов (пожар, взрыв, токсические вещества); Хс - количество всех возможных пострадавших: (табл.1);

Rk - процент пострадавших k-го контингента, в зависимости от вида катастрофы (табл. 2.)
Nk - процент встречаемости N-гo вида травмы в группе k-го контингента (таблицы 4,5,6.).
Например, для расчета распределения количества пострадавших по типу травмы: изолированная, множественная, сочетанная и комбинированная программа использует данные из таблицы 4, а для получения усредненной структуры по степени тяжести поражений - из таблицы 5. В зависимости от вида столкновения для прогноза доли различных повреждений в усредненной структуре железнодорожной травмы по локализации программа использует данные или из таблиц 6-11.

Таблица 6. Усредненная структура по типу травмы


№пп

Контингенты пострадавших

% от общего числа пострадавших по каждому контингенту

Всего

изолированная

множественная

сочетанная

комбинированная

1

Все пострадавшие, включая погибших на месте

43,6

24,0

31,6

0,8

100

2

Госпитализированные

31,3

27,8

40,3

0,6

100

3

Амбулаторные

71,3

21,5

7,2

0

100

Таблица 7. Усредненная структура по степени тяжести поражений


№пп

Контингенты пострадавших

% от общего числа пострадавших по каждому контингенту

Всего

легкая

средней
тяжести

тяжелая и крайне тяжелая

несовместим с жизнью

1

Все пострадавшие, включая погибших на месте

66,1

13,1

5,8

15,0

100

2

Госпитализированные

50,4

35,5

13,8

0,3

100

3

Амбулаторные

100

0

0

0

100

Таблица 8. Доля различных повреждений в усредненной структуре железнодорожной травмы по локализации при столкновениях и сходах пассажирских поездов


№ π/π

Локализация повреждений

Вид повреждений

% от общего числа пострадавших, в том числе:

всех пострадавших, включая погибших
на месте

госпитализированных

амбулаторных

1

2

3

4

5

6

1

Повреждения мягких тканей разл. обл. тела

открытая рана (рваная, рвано- ушибленная, резанная и колотая) поверхностная травма (ушиб, ссадина)

12,6
26,9

9,9
4,4

11,8
42,8

2

Черепно-мозговая травма

открытый сложный перелом черепа (со сдавленней вещества мозга)

3,4

0,3

0

закрытый перелом свода (основания) черепа (в т.ч. лицевых костей)

3,9

1,2

0

закрытый перелом свода (основания черепа) с кровоизлиянием в оболочку и стволовую часть мозга

0,7

0,9

0

сотрясение головного мозга, ушиб головы

17,2

30,4

18,5

3

Повреждения верхних и нижних конечностей (включая плечевой пояс)

травматическая ампутация, размозжение

1,1

0,6

0

открытый перелом

0,8

1,8

0

закрытый перелом ушиб, вывих, растяжение и перенапряжение

5,6

15,2

0,8

 

1

2

3

4

5

6

 

 

капсульно-связочного аппарата состава

7,0

12,0

13,8

4

Торако-абдоминальные повреждения

грудной клетки с переломом ребер

6,5

5,0

7,2

органов брюшной полости с травматическим разрывом ушиб грудной

2,2

2,4

0

 

 

клетки или живота

4,3

6,0

1,4

5

Повреждения костей позвоночника и таза

компрессионный перелом позвонков, трещины

4,3

5,7

0

ушиб позвоночника и костей таза

2,7

3,0

3,7

6

Отдельные участки тела

Термический ожог

0,8

1,2

0

 

Всего:

 

100

100

100

Таблица 9. Усредненная структура железнодорожной травмы по локализации при столкновениях и сходах пассажирских поездов с возникновением пожара или пожара со взрывом

Таблица 10. Усредненная структура железнодорожной травмы по типу травмы при столкновениях и сходах пассажирских поездов с возникновением пожара или пожара со взрывом


№ пп

Контингента пострадавших

% от общего числа пострадавших по каждому контингенту

Всего

изолированная

Множественная

сочетанная

комбинированная

1

Все пострадавшие, включая погибших
на месте

24,6

24,6

16,2

34,6

100

2

Госпитализированные

38,6

26,5

30,1

4,8

100

Таблица 11. Усредненная структура железнодорожной травмы по степени тяжести поражений при столкновениях и сходах пассажирских поездов с возникновением пожара или пожара со взрывом


№ пп

Контингента пострадавших

% от общего числа пострадавших по каждому контингенту

Всего

легкая

средней
тяжести

тяжелая и крайне тяжелая

несовместимая с жизнью

1

Все пострадавшие, включая погибших
на месте

53,9

7,8

5,8

32,5

100

2

Госпитализированные

68,7

18,1

13,2

0

100

 Для просмотра рассчитанного программой прогнозируемого количества пострадавших и структуры травмы необходимо после введения первичных данных сохранить введенную информацию (нажать на кнопку “Сохранить”) и, после этого, нажать на кнопку “Прогноз количества пострадавших и структура травмы”.
Таблица 12. Доля различных повреждений в усредненной структуре железнодорожной травмы по локализации при столкновениях и сходах поездов с возникновением пожара или пожара со взрывом

Таблиц а 13. Усредненная структура железнодорожной травмы по локализации, при взрыве в вагоне пассажирского поезда (террористический акт)

Рис. 18. Внешний вид окна рабочей программы, показывающей прогноз количества всех пострадавших, включая погибших на месте

Исходя из общего количества пассажиров (540 человек), вида крушения - столкновение пассажирских поездов с другим подвижным составом (в данном случае - с локомотивом) и скорости при столкновении - 40-60 км/час в “Прогнозе количества всех пострадавших...” (рис. 18.) видно, что количество возможных пострадавших будет 135 человек. Из них, возможно, что 43 человека погибнет, 58 - будет нуждаться в госпитализации и 32 человека - в амбулаторной помощи. Там же можно отметить, что 32 человека будут иметь травму легкой степени, столько же - средней степени, 26 человек с тяжелой степенью поражения и 43 с травмами, несовместимыми с жизнью. Изолированная травма будет у 33 пострадавших, множественная, сочетанная и комбинированная, соответственно у 33, 22 и 47 человек. В правом блоке окна показаны основные группы повреждений и количество пострадавших с тем или иным поражением. Наличие пожара в двух вагонах увеличивает вероятность большого количества ожоговых поражений, что накладывает свою специфику при оказании медицинской помощи.
Если нажать на кнопку “Подробнее обо всех”, то в следующем окне будет предложена более подробная информация о видах поражений и их возможном количестве. Подробная информация возможных видов травм и количества пострадавших в данном случае прогнозирования представлена на рисунке 19.
Общее время для получения прогноза определяется только оперативностью поступления первичной информации. После внесения ее в компьютер все дальнейшие расчеты по прогнозированию занимают считанные секунды.
После получения прогноза ситуации на месте происшествия для Руководства ЧС на ЖД достаточно информации для выдвижения необходимых медицинских формирований. Известно также, что от свое временности оказания квалифицированной медпомощи зависит результат лечения и продолжительность восстановления. Прогноз количества хирургических больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, позволит направить в район бедствия специализированные формирования, состоящие из нейрохирургической, торакоабдоминальной и травматологической специализированной хирургической бригады. Несмотря на то, что прогноз указывает на большое количество пораженных с травмами, несовместимыми с жизнью, следует учитывать, что этот прогноз основывается на результатах анализа последствий ранее произошедших катастроф. В Америке и других высокотехнологичных странах доказали, что при катастрофах происходящих в мирное время более эффективным является быстрая доставка пострадавших в госпитальные отделения и оказание в специализированной помощи в условиях стационара. 


Рис. 19. Окно с результатами прогноза количества всех возможных повреждений в результате столкновения пассажирского состава с локомотивом, осложненного пожаром в 2-х вагонах

В условиях Казахстана следует учитывать специфику железных дорог, которая отличается большой протяженностью железнодорожных путей и низкой плотностью населения и, соответственно, удаленных друг от друга крупных специализированных госпиталей, способных оказать высокоспециализированную хирургическую помощь. В этих условиях, время затраченное на транспортировку пострадавших до ближайшего госпиталя может оказаться чрезмерно большим. 


Рис. 20. Прогноз количества пострадавших, нуждающихся в госпитализации и структура вероятных поражений

В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо принимать решение о том, как наиболее эффективно оказать специализированную хирургическую помощь. В условиях Казахстана наиболее эффективным является выезд специально оснащенных хирургических вагонов на место происшествия, что особенно важно в случаях черепно-мозговых травм и торакоабдоминальных повреждений. Программа прогнозирования в этом случае позволяет сразу рассчитать возможную нагрузку Специализированные отряды медицинской помощи и необходимую потребность в медикаментах и инструментах.
Кроме того, еще до выяснения реальной обстановки на месте и сравнения ее с прогнозируемыми данными, программа предлагает расклад возможных потребностей в госпитальных базах Мед. службы ЖД. Это позволит заранее выбрать госпитальные базы для распределения поступающих больных, подготовить для них коечные места, позаботиться о медикаментах, перевязочных средствах, стерильных хирургических материалах и др. в соответствии с предполагаемой структурой травмы (рис. 20.).  

Окно прогноза количества пострадавших в легкой степени

Рис. 21. Структура травмы у амбулаторных больных

Для просмотра прогноза количества госпитализированных и структуры травмы необходимо нажать на кнопку “Госпитализированные” или выбрать в строке меню “Прогноз” → “Структура пораженных” → “Госпитализированные”.
Не менее важным является прогноз количества пострадавших в легкой степени, которые после оказания им необходимого объема медицинской помощи предпочтут доехать до места назначения.
Структура травмы амбулаторных больных используется для расчета возможного количества пострадавших, которые смогут добраться до места назначения, но при этом они должны находиться под мониторингом их состояния в пути следования. Однако при анализе отчетов медицинских работников, сопровождавших пострадавших людей на всем пути следования, было выявлено, что к первоначальному количеству хирургических амбулаторных больных уже на второй день присоединяются люди, у которых развились различные, так называемые, неврогенные (кардиалгии, гипертонические кризы) и простудные (острые бронхиты, ОРЗ и др.) заболевания. Как видно из таблицы 3 количество обращений к врачам через 24-48 часов после ЖД происшествия увеличилось в 3,37 раза. Это необходимо учитывать при расчете нагрузки на врачей, сопровождающих амбулаторных пострадавших по пути следования.

Таблица 14. Частота развития заболеваний у пассажиров после ЖД катастрофы в ближайший период


Группы заболеваний

Сразу после катастрофы

Ч/з 12
часа

Ч/з 24
часов

Ч/з 36 часов

Посттравматические

75±15,3

57,1±13,2

47,1±12,1

44,4±9,56

Неврогенные

12,5+11,7

14,3+9,4

17,6±9,2

14,5±6,8

Простудные

12,5±11,7

28,6±12,1

35,3±11,6

48,1±9,6*

Всего

100%

100%

100%

100%

Количество обращений (в %)

100%

175%

212,5%

337,5 %

Примечание: таблица составлена по данным отчетов о медицинском сопровождении пассажирских поездов. №198 Киев-Астана столкнувшимся с одиночным локомотивом 24.07.2001 г около 13.30 рядом со станцией Бахмач.

* - достоверное увеличение количества простудных заболеваний (р<0,05).