Содержание материала

Организация медицинской помощи при крушениях пассажирских поездов в первую очередь сталкивается с проблемой диспропорции между потребностью пострадавших в помощи и реальной возможностью медицинской службы для ее оказания. Это особенно резко проявляется в первые часы, когда собственных сил и средств железной дороги недостаточно, а помощь извне отсутствует. В таких условиях необходимо заранее знать о возможных медицинских последствиях, чтобы extempore сразу максимально обеспечить мобилизацию дополнительных медицинских сил не дожидаясь оперативных данных с места крушения.


Система работы прогнозирующего раздела программы

Мы разработали компьютерную программу, позволяющую прогнозировать численность жертв и пострадавших при ЖД происшествии, структуру травм, специфику и, следовательно, необходимую потребность в медицинской помощи в конкретной ситуации.
Необходимо отметить, что если заболевания протекают согласно биологическим законам, имеют определенный патогенез и на основе этих данных можно реально прогнозировать дальнейшее их развитие и исход, то полное моделирование Чрезвычайной ситуации - задача очень сложная. Трудность заключается в многогранности ситуации, зависимости ее от многих техногенных и других факторов. Тем не менее, масштабность исследования, мониторинг и анализ достаточно большого количества ЧС на территории СНГ, в том числе аварий и крушений на железных дорогах Казахстана, позволил систематизировать полученные данные, объективно оценить значимость и удельный вес отдельных факторов. Для моделирования и прогнозирования реальной ситуации с последствиями мы применяли способ прямолинейной экстраполяции (вместо сложного реального объекта рассматривается обобщенная виртуальная модель ЧС, основанная на анализе реальных ситуаций) и декомпозицию (разделение большой системы на меньшие подсистемы, которые разделяются на еще меньшие составляющие).

Структура Программы

При запуске программы открывается страница Диспетчера со списком меню:

  1. - прогнозирование;

II - база данных о ЧС на ЖД;
III - справочно-информационный раздел;
IV - данные по медицинским формированиям

Работа прогнозирующего раздела программы

В прогнозирующем разделе программы использовались данные Департамента Здравоохранения МПС России, опубликованные в 2000 г. в “Руководстве по организации медицинской сортировки пораженных в железнодорожных катастрофах” (авторы: д.м.н. О. Н. Сорокин, проф. А. Е. Малюков). В основе этого руководства лежит анализ более 80 последствий различных ЧС, в том числе крупномасштабных железнодорожных катастроф.  

Дана подробная разносторонняя характеристика видов травм и их локализаций при различных видах железнодорожных происшествий. В результате собственного анализа авторы отмечают, что основными факторами, определяющими тяжесть медицинских последствий, являются тип крушения подвижного состава и скорость движения в момент происшествия.
Также использовались данные о железнодорожных катастрофах, имевших место на территории Республики Казахстан - сход и взрыв цистерн со сжиженным газом, сопровождавшийся пожаром на ст. Алматы-2 в 1986 году (более 300 пострадавших), сход нескольких вагонов на ст. Тюлькубас в 1987 году (15 пострадавших), крушение на ст. Аксу в 2001 году (2 пострадавших), пожар в пассажирском вагоне на ст. Аральск в 2002 году (11 пострадавших).