Содержание материала

3.6.            Применение технологии компьютерного моделирования в практике проведения командно-штабного учения

Программа прогнозирования и моделирования ЧС на железнодорожном транспорте была нами апробирована при проведении командно-штабного учения (КШУ) на тему “Организация медицинского обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с крушением пассажирского поезда”.
КШУ проводилось в соответствии с планом работы Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций государств-участников Содружества в области здравоохранения. Командно-штабное ученье (КШУ) - наиболее эффективная форма совместной подготовки и обучения руководящего состава Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги”, органов управления Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги”, медицинских формирований и учреждений, врачей-специалистов, среднего медицинского персонала, Агентства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан и других специалистов, включенных в штаты медицинских формирований для выполнения своих задач в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) на железнодорожном транспорте.
Основные участники подготовки командно-штабного учения - организаторы (руководство транспорта “Казахстанские железные дороги” и Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги”, руководитель учения, заместитель руководителя, помощники руководителя, штаб руководства, посредники, оперативная группа, группа обеспечения учения, группа подготовки учения, силы и средства медучреждений (отделения, формирования, вспомогательные подразделения), др. обучаемые.

Цели и задачи командно-штабного учения:

  1. совершенствование практических навыков руководящего состава, органов управления и сил Медицинской службы транспорта в решении задач медико-санитарного обеспечения пострадавших при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте;
  2. достижения согласованности в работе органов управления Медицинской службы транспорта с территориальными органами здравоохранения по вопросам медико-санитарного обеспечения пострадавших при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте;
  3. проверка реальности планов медико-санитарного обеспечения пострадавших при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте;
  4. определение возможности и состояния структурных подразделений медучреждения или медицинских формирований к выполнению возложенных на них функциональных обязанностей при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте;
  5. уточнение временных показателей и нормативов, заложенных в планах действий структурных подразделений медицинских учреждений или медицинских формирований при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте.

Требования при организации и проведении командно-штабного учения:

  1. создание тактической обстановки на командно-штабном учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми привлекаемыми на учение категориями обучаемых;
  2. соответствие разрабатываемых документов и действий участников учения требованиям директивных и нормативных документов по вопросам медико-санитарного обеспечения пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте;
  3. учет уровня подготовленности руководителей и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях, особенностей и реального состояния готовности медучреждений к функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также возможностей медучреждений по материальному обеспечению командно-штабного учения;
  4. исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения командно-штабного учения ситуаций, которые привели бы к человеческим жертвам, ущербу медучреждениям, ухудшению условий работы персонала.

Последовательность подготовки командно-штабного учения.

  1. Определение исходных данных: тема; цели; этапы; учебные вопросы; участники (руководство, обучаемые); продолжительность и сроки; место проведения.
  2. Разработка документов: замысел проведения командно-штабного учения; приказ начальника транспорта о подготовке и проведении командно-штабного учения; цели и задачи по подготовке и проведению командно-штабного учения; распоряжение о подготовке и проведении командно-штабного учения; календарный план подготовки командно-штабного учения; план проведения командно-штабного учения с приложениями; частные планы; приказы руководителей медучреждений о подготовке командно-штабного учения и планы мероприятий по обеспечению готовности к массовому поступлению пострадавших; другие документы (справочные материалы, инструкции, технологическая документация и пр.).
  3. Подготовка участников учения: теоретическая подготовка; изучение готовности медучреждений и медформирований к работе в чрезвычайных ситуациях; рекогносцировка; инструктажи; изучение документов по учению; разработка частных планов; розыгрыш учения.
  4. Подготовка обучаемых в медучреждениях: тактическая подготовка; изучение готовности медицинских формирований и отделений к работе в чрезвычайных ситуациях; разработка (уточнение) функциональных обязанностей; выполнение требований, распоряжений; тренировки.

 5. Подготовка места проведения учения: система оповещения и связи; пункты управления; рабочие места руководства учением и обучаемых; помещения для заслушивания обучаемых на общих и частных сборах; места выполнения и демонстрации практических мероприятий.
6.         Материальное и техническое обеспечение учений: тех никой, аппаратурой, транспортом, мед. имуществом и другими материально-техническими ресурсами; оргтехникой, ПЭВМ, канцелярскими принадлежностями; средствами индивидуальной защиты и др. табельным имуществом; литературой, методическими пособиями, руководствами, приказами, указаниями, справочниками и другой необходимой документацией.

Состав и задачи штаба руководства командно-штабным учением:

  1. оперативная группа - осуществляет подготовку учения, разрабатывает необходимую документацию для его проведения;
  2. группа подготовки разбора командно-штабного учения - разрабатывает теоретическое обоснование отрабатываемых вопросов, анализирует содержание докладов и действий обучаемых, постановки задач по устранению выявленных в ходе учения недостатков и дальнейшему повышению готовности медучреждений к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях;
  3. группа обеспечения учения - организует подготовку мест проведения учения, питание его участников, обеспечение участников транспортом, канцелярскими товарами и принадлежностями, материалами, механизмами и пр. ресурсами необходимыми для выполнения практических мероприятий и т. д.;
  4. посреднический аппарат - создается в целях обеспечения выполнения указания руководителя учения, качественной отработки учебных вопросов, осуществления контроля за работой обучаемых, методически правильного выполнения ими своих задач и функций, а также оказания помощи обучаемым в грамотной отработке учебных вопросов и успешном достижении учебных целей.

Командно-штабное учение.

Учебные цели:

  1. Проверить реальность планов медико-санитарного обеспечения железных дорог в чрезвычайных ситуациях.
  2. Совершенствовать практические навыки руководящего состава органов управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” в организации и обеспечении устойчивого управления медучреждениями и формированиями при приведении их в готовность в ограниченные сроки для организации работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железных дорогах.
  3. Дать органам управления возможность практически отработать мероприятия по организации медико-санитарного обеспечения пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф и стихийных бедствий) на железных дорогах.
  4. Отработать вопросы организации взаимодействия органов управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” с территориальными органами исполнительной власти, Агентством по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан, другими заинтересованными министерствами, ведомствами и учреждениями, дислоцированными в регионе, где произошла чрезвычайная ситуация.
  5. Апробировать на практике программу моделирования и прогнозирования последствий ЧС на железнодорожном транспорте.

Время проведения:
по оперативному времени с _ до _
по астрономическому времени с_  до_
Место проведения: пункты постоянной дислокации органов управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги”, на месте предполагаемого крушения пассажирского поезда.

На учение привлекаются представители: руководства транспорта “Казахстанские железные дороги”, Агентства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан, руководства территориальным здравоохранением Республики Казахстан, оперативных групп лечебно-профилактических учреждений г. Актюбинск и военного гарнизона, органов управления здравоохранением на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ из: Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Кыргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.

Исходная обстановка.

Обстановка в регионе (городе, районе); социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка в регионе (городе, районе); имевшие в последнее время место аварии и перебои в работе транспортной, водной, коммунально-энергетических систем и др.; эпидемическая обстановка; метеорологические условия и др.; обстановка в медучреждениях; реальное состояние системы связи и оповещения; состояние оборудования и аппаратуры в медицинских учреждениях; состояние технического парка и ГСМ в медицинских учреждениях; наличие укладок и имущества медицинских формирований и т. д.
В 8 часов 20 минут, на перегоне Актобе-Бестамак в 20 км от города Актюбинск, произошло столкновение скорого пассажирского поезда № 9 следующего по маршруту Алматы-Актобе с порожним грузовым составом на скорости более 80 км\час. В сошедших с рельс пассажирских вагонах находилось 220 пассажиров и 10 чел. персонала. В результате крушения произошел сход 5-ти пассажирских вагонов (3 - купейных, 2 - плацкартных), один из них завалился и загорелся.
Информация о крушении, поступившая по каналам диспетчерской связи введена в компьютерную программу (рис. ниже).

Рис 24. Первичная информация о моделируемом крушении

После ввода первичной информации в программу и сохранения ее, мы автоматически получаем данные о количестве пострадавших: Общее число пострадавших - 77, в том числе погибших на месте - 12. Санитарные потери травматического характера составили 65 человек, из них: подлежат госпитализации - 33 чел. и амбулаторному лечению - 32 чел.

Рис. 25. Прогноз количества пострадавших на месте крушения со сходом 5 вагонов

Информация о полученном прогнозе общего количества пострадавших передается в оперативный штаб КШУ, для обработки и принятия соответствующих решений по задействованию медицинских формирований, в первую очередь МАБ и ВВБ.
Далее программа позволяет получить более детальный прогноз количества пострадавших по видам предполагаемых повреждений. Данная информация позволяет штабу КШУ предварительно прогнозировать количество необходимых для задействования бригад специализированной медицинской помощи.
Исходя из полученных данных прогноза в ходе проведения настоящего КШУ было принято решение о вводе в действие следующих медицинских формирований: 2 МАБ (основная и резервная), 3 ВВБ (реанимационная, хирургическая, травматологическая) и 6 БСМП (реанимационная, хирургическая, травматологическая, ожоговая, нейрохирургическая и терапевтическая).


Рис 26 Более подробный прогноз возможных видов повреждений

Предлагаемая форма проведения КШУ.

В ходе созданной сложной обстановки (пожарной, эпидемиологической и др.) на территории Актюбинской области планируется отработать вопросы последовательного управления органами управления Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги”, действиями сил и средств медицинских учреждений и формирований железной дороги по организации медицинского обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций связанных с крушением пассажирского состава.

В ходе первого этапа учений в течение____ суток (с _ до _) на фоне катастрофы пассажирского поезда, предусматривается отработать действия органов управления железной дороги, сил и средств управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги”, Агентства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан, по приведению их в различные режимы функционирования, а также управление проведением мероприятий по медико-санитарному обеспечению пострадавших чрезвычайной ситуации железной дороге.

В ходе второго этапа в течение последующих              суток (с _ до _) на фоне возникшего пожара при крушении и непрекращающихся работ по локализации и ликвидации аварии на ж.д., предусматривается перепрофилизация коек в отделениях.

Необходимо отработать вопросы работы органов управления по сбору данных обстановки и выработке решений на медико-санитарное обеспечение пострадавших, а также управления силами Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” (работа медформирований) в ходе ликвидации медико-санитарных последствий крушения пассажирского состава.
Особое внимание уделяется отработке вопросов организации взаимодействия органов управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” с органами исполнительной власти, Агентством по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан, территориальным здравоохранением, медицинской службой заинтересованных министерств и ведомств, дислоцированных в регионе. Приведение медучреждений в готовность к приему массового количества пострадавших при крушении.

Порядок проведения учения:
За _ суток до начала учения ( ) обучаемым вручается оперативное задание.
Учение проводится в два этапа.
Первый этап:
“Приведение органов управления, сил и средств Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” в различные режимы функционирования”.
Продолжительность: по оперативному времени с _ до _
по астрономическому времени с  _ до _.
Учебные вопросы:

  1. Действия органов управления сил и средств Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” по приведению их в различные режимы функционирования.
  2. Управление проведением мероприятий по медико-санитарному обеспечению пострадавших при катастрофе на железной дороге.

Порядок отработки учебных вопросов

С _ до _ штаб руководства учением осуществляет розыгрыш обстановки по чрезвычайным ситуациям на железной дороге.
Органы управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” осуществляют сбор данных обстановки, ее анализ и выработку предложений руководству учением для принятия решения.

С _ до _ обучаемые уточняют планы медицинского обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, аварий) на железной дороге.
С _ до _ руководитель учения заслушивает начальника
штаба руководства, по вопросам решения задач в области медицинского обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железной дороге, медицинского обеспечения пострадавших, а также по вопросам создавшейся обстановки и принятых решений.
В _ часов руководителю Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” вручается информация о чрезвычайной ситуации на железной дороге, возникшей в результате крушения пассажирского поезда и возгорания вагона с пассажирами с указанием количества пострадавших.
В _ часов руководитель учения вручает распоряжение о
введении в действие Плана по медицинскому обеспечению ЧС на железной дороге.
С _ штаб руководства наращивает обстановку вводными.
В последующем принятие решений и постановка задач органам управления и силами Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” осуществляется по каждой поступившей вводной.

Второй этап:
“Руководство действиями органов управления, сил и средств Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” по медико-санитарному обеспечению последствий крушения”.
Продолжительность: по оперативному времени с до по астрономическому времени с _ до _.

Учебные вопросы:

  1. Работа органов управления Медицинской службой транспорта “Казахстанские железные дороги” по сбору данных обстановки и выработке решений на медицинское обеспечение ликвидации медико-санитарных последствий крушения пассажирского поезда.
  2. Управление учреждениями и формированиями Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” в ходе организации  медицинского обеспечения пострадавших при крушении пассажирского поезда. Организация взаимодействия с органами исполнительной власти, с Агентством по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан, территориальным здравоохранением, медицинской службы заинтересованных министерств и ведомств, дислоцированных в регионе.

Обстановка: С продолжаются работы по ликвидации последствий катастрофы пассажирского поезда на железнодорожном перегоне.
Представители руководящего состава органов исполнительной власти, Агентства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан КЧС, руководство железной дороги осуществляют руководство мероприятиями по ведению аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ.
По оперативным данным, поступившим с места катастрофы к _  час. пострадавших насчитывается - 65 чел. (Все расчеты по структуре травм по локализации, типу травм и степени тяжести - см. методические указания “Медицинское обеспечение ликвидации последствий крушений и аварий пассажирских поездов” Москва (ДЗ МПС, ВНИИЖГ- 2000 г. приложения № 3 и № 4).

Порядок отработки учебных вопросов:
С _ штаб руководства и посредники наращивают обстановку
вводными по медицинской обстановке.
Руководство медучреждений принимают решение о формирование дополнительных врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи, выделение всего имеющегося транспорта для организации эвакуации пострадавших с места катастрофы, сообщают о своем решении руководителю учения и ставят задачи подчиненным о готовности медучреждений к массовому поступлению пострадавших.
С до руководитель учения и посредники на местах заслушивают должностных лиц органов управления Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” по сложившейся обстановке и принятым решениям.
С до выполняются практические мероприятия по медицинскому обеспечению пострадавших.

С _ до _ обучаемые, с учетом выполненных объемов работ готовят решения на проведение мероприятий по медико-санитарному обеспечению пострадавших при катастрофе на железной дороге. Руководители органов управления Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” лично ставят задачи подчиненным органам управления, силам и средствам.
С_ до _ руководитель учения и посредники на местах заслушивают руководителей соответствующих органов управления Медицинской службы транспорта “Казахстанские железные дороги” по принятым решениям.
В ...час. объявляется отбой учению.
В ...час. руководитель учения и посредники на местах проводят разбор учения.

Приложение: 1. Карта (схема)области с обстановкой.
Результаты разбора проведенного КШУ показали эффективность технологии компьютерного моделирования ЧС в плане информационного обеспечения и прогноза количества и состава необходимых для задействования медицинских сил и средств.