Содержание материала

В основной формуле скорости передвижения (см. гл. II) внутристанционные затраты времени при входе, выходе и пересадках tвc, tпе входят в состав третьего слагаемого знаменателя τ — непроизводительные затраты времени, включающие также время ожидания поезда в начале поездки при пересадках, определяемое интервалами движения.
На городском общественном транспорте, работающем с большой частотой движения (более 12—15 пар поездов в ч), интервалы движения составляют от 1,5 до 5 мин., т.е. они достаточно малы, чтобы пассажиры могли подходить к остановкам и станциям, не интересуясь расписанием движения. На наиболее напряженно работающих линиях московского метрополитена интервал движения в часы пик сокращен до 80—90 с, не превышая в остальное время дня 2—3 мин. На остальных линиях московского, а также других советских метрополитенов интервал движения составляет не более 3—5 мин.
Не вдаваясь в специальные вопросы определения интервала движения, отметим лишь, что специфика скоростного транспорта заставляет организовать движение с возможно малым интервалом в целях экономии времени пассажиров. Поэтому интенсивность движения устанавливается применительно к величине потоков не столько за счет интервала движения, сколько за счет числа вагонов в поезде.
В транспортных расчетах при малых (до 5 мин) интервалах движения принимают обычно среднее время ожидания, равное половине интервала. Однако ориентация на "среднее" время ожидания в корне неправильна, ибо противоречит действительному расчету затрат времени самими пассажирами. Зная интервал движения и не вникая в подробности расписания, пассажир при расчете общей продолжительности пути учитывает полный интервал, т.е. время, затрачиваемое на ожидание в случае его прихода на станцию сразу после отправления предыдущего поезда. Интересуясь действительными затратами времени на передвижение, мы обязаны принимать во внимание это обстоятельство и вводить в расчет время ожидания, равное полному интервалу движения.
На городских участках железных дорог график движения пока еще устанавливается со слишком малой частотой движения (интервалы достигают 10—20 мин и более), чем резко снижается их ценность как средства, городского скоростного транспорта. При этих условиях большая часть пассажиров подходит на станцию за 2—3 мин до отправления поезда по расписанию, а расчетное время ожидания может быть принято 2—2,5 мин независимо от величины интервала.