Михайлов А. Ф., Частоедов Л. А. Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта. Учебник для техникумов ж.-д. транспорта — Москва: Транспорт, 1987.
Приведены основные сведения о воздушных и кабельных линиях, устройствах электропитания железнодорожной автоматики и телемеханики. Рассмотрены средства защиты устройств автоматики и телемеханики от влияния электрических железных дорог и линий электропередачи, описаны современные электропитающие установки, обеспечивающие бесперебойное питание аппаратуры автоблокировки, электрической и диспетчерской централизаций, даны методы расчета отдельных питающих устройств.
Для учащихся техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Автоматика и телемеханика на ж.-д. транспорте».
В области автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте совершенствуют и все шире внедряют автоблокировку, электрическую и диспетчерскую централизацию, аппаратуру высокочастотного телефонирования, абонентского и тонального телеграфирования, автоматические телефонные станции, аппаратуру различных технологических связей и передачи дискретной информации. Особое внимание уделяют развитию систем авторегулирования движения высокоскоростного транспорта, новейших систем управления на базе микропроцессоров, таких, как микропроцессорная электрическая централизация, многозначная локомотивная сигнализация, диспетчерская централизация и др.
Работу устройств железнодорожной автоматики и телемеханики организуют по воздушным или кабельным линиям, размещенным вдоль перегонных железнодорожных путей или на территории станций.
Для работы устройств железнодорожной связи созданы разветвленные сети магистральной, дорожной, отделенческой и местной связи. Магистральную, дорожную и отделенческую связь обычно осуществляют по общей линии связи, которую строят вдоль железной дороги.
На участках железных дорог, оборудованных автоблокировкой, имеются высоковольтно-сигнальные линии автоблокировки с трехфазной силовой цепью напряжением 6 или 10 кВ и сигнальными цепями. На станциях, оборудованных электрической централизацией и другими устройствами автоматики и телемеханики, имеется большое число сигнальных кабелей, по которым предусматривают питание этих устройств и управление ими.
Для линейного хозяйства железнодорожного транспорта характерна высокая плотность расположения различных цепей, которая приводит к взаимным влияниям друг на друга. Особенно велико воздействие высоковольтных цепей на цепи автоматики, телемеханики и связи. В связи с этим возникает необходимость разработки защиты устройств автоматики, телемеханики и связи от опасных и мешающих влияний линий электропередачи, тяговых токов, защиты металлических покровов подземных кабелей от коррозии блуждающими токами электрических железных дорог и трамвая. Все эти задачи успешно решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований советских ученых и инженеров.
Для электропитания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики применяют выпрямители, полупроводниковые преобразователи, химические источники тока (аккумуляторы и первичные элементы), дизель-электрические агрегаты и т. д. Все это оборудование входит в состав электропитающих установок, обеспечивающих энергией аппаратуру автоматики и телемеханики при заданных напряжениях и токах.
Большинство железных дорог нашей страны электрифицированы на переменном токе. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики относятся к электроприемникам первой категории и работают в основном на постоянном токе. Для получения постоянного тока используют выпрямительные устройства, в которых применяют полупроводниковые вентили.
Аккумуляторные батареи, используемые в электропитающих установках, выполняют роль резервных источников постоянного тока, обеспечивающих полную бесперебойность электропитания устройств автоматики и телемеханики. Основным требованием, предъявляемым к электропитающим установкам автоматики и телемеханики, является обеспечение, бесперебойного питания аппаратуры, соответствие нормам в отношении номинального напряжения и его пульсации. Электропитающие установки должны быть максимально автоматизированы, требовать минимальных затрат на эксплуатацию, обладать достаточно высокими к. п. д. и коэффициентом мощности.
На железнодорожном транспорте осуществляют дальнейшее совершенствование систем электропитания устройств автоматики и телемеханики — это разработка и внедрение электропитающих установок без аккумуляторных батарей, внедрение аппаратуры и оборудования с использованием электроники и средств автоматизации, повышение к. п. д. и cos φ электропитающих установок.