§ 13. Механизация работ при строительстве и ремонте воздушных линий
Применение различных механизмов при строительстве и ремонте воздушных линий повышает производительность труда, ускоряет выполнение работ и снижает их стоимость.
Оснащенность строительных и ремонтных организаций высокопроизводительными машинами и механизмами позволяет при строительстве новых и капитальном ремонте существующих линий использовать комплексную механизацию. Широко применяют отдельные механизмы и машины при капитальном ремонте линий и выполнении трудоемких работ во время их текущего обслуживания.
При строительстве и ремонте воздушных линий механизируются такие работы, как расчистка просек, рытье ям под простые и сложные опоры, оснастка, установка и замена опор, подвеска и замена проводов, а также работы по погрузке, выгрузке и транспортировке различных материалов и конструкций.
Во время ремонтных работ наряду с высокопроизводительными механизмами используются приспособления малой механизации — электрические и пневматические инструменты и т. д.
Высокая эффективность применения механизации характеризуется следующими примерами. При рытье ямы для промежуточной опоры глубиной 1,4 м в твердом грунте бурильно-крановой машиной позволяет сократить затраты труда в 7 раз по сравнению с ручным способом. В 4—5 раз сокращается затрата труда при использовании механизмов для установки опор и в 3—4 раза — при расчистке просек и замене проводов. Замена ручного бура электрической дрелью при сверлении в опоре отверстия для крюков и сквозных болтов позволяет ускорить этот процесс в 4 раза.
Внедрение механизации дает возможность уменьшить число рабочих, занятых на строительстве и ремонте линии, повышает культуру труда и позволяет облегчить или полностью ликвидировать тяжелый труд землекопов и рабочих, занятых на установке опор.
Рытье ям, оснастка и установка опор. При строительстве и ремонте воздушных линий связи широкое распространение получили бурильно-крановые машины различных марок, смонтированные на тракторах или на автомобилях ЗИЛ и ГАЗ, которые приспособлены для рытья ям и для установки опор.
Бурильно-крановые машины оснащены комплектами буров, позволяющими рыть цилиндрические ямы глубиной до 3,5 м с диаметром отверстия до 1 м. Буры имеют различный диаметр, что дает возможность применять бур, наиболее подходящий к диаметру устанавливаемых опор.
Рис. 58. Бурильно-крановая машина БМ-202, смонтированная на шасси автомобиля ГАЗ-66-02
Бригада, работающая на бурильно-крановой машине БМ-202 (рис. 58), состоит из водителя (он же бурильщик) и рабочего. Водитель подводит машину к месту установки опоры, располагает центр бура над колышком, указывающим центр будущей ямы, и включает бур на вращение и поступательное движение вниз. Когда бур углубится в грунт на 0,2—0,3 м, водитель переключает его на подъем вверх без вращения, а после того, как головка бура поднимется над поверхностью земли, включает его на вращение и под действием центробежной силы грунт, поднятый буром, сбрасывается. Эти операции продолжают в той же последовательности до тех пор, пока яма не будет вырыта на требуемую глубину. Время бурения ямы на глубину 2 м в грунте I категории 1,5—2 мин.
Бурильно-крановыми машинами роют котлованы для сложных опор. Сначала бурят несколько цилиндрических ям, а затем лопатой вручную разрабатывают котлован до нужных размеров. Такими машинами можно рыть ямы в мерзлых и талых грунтах, но при этом на режущей части бура устанавливают съемные зубья из твердых сплавов.
Для ускорения работ по оснастке опор и траверс, обычно проводящихся на стройплощадке, применяют электрические инструменты, которые подключают к местной электрической сети или к передвижной электростанции.
Рис. 59. Установка опоры при помощи бурильно-крановой машины
При установке промежуточных опор с помощью бурильно-крановой машины (рис. 59) водитель сматывает с лебедки трос 1, а рабочий закрепляет конец троса самозатягивающейся петлей за опору 2 выше ее центра тяжести. Затем водитель включает рычаг намотки троса на лебедку. Трос наматывают до тех пор, пока опора не займет вертикальное положение над ямой. Рабочий, стоящий у опоры, направляет комель опоры в яму и дает сигнал водителю о сматывании троса с лебедки. Когда комель опоры достигнет дна ямы, рабочий освобождает опору от троса.
Кран, смонтированный на бурильно-крановой машине, рассчитан на подъем опор, масса которых не превышает 0,5—1,0 т. При установке сложных опор, имеющих большую массу, используют автомобильные и тракторные краны общего назначения.
Для укрепления подгнивших в комле деревянных опор железобетонными приставками без развязки проводов применяют треногу, состоящую из трех деревянных стоек круглого сечения и двух стальных стяжных хомутов.
При установке железобетонных приставок опору укрепляют в треноге. Для того чтобы после откопки опоры и отпиливания подгнившей комлевой части она не осаживалась вниз, верхний стяжной хомут стягивают болтом до отказа.
Рис. 60. Погрузка столбов с использованием самоудерживающих покатов
Основание опоры откапывают, комель опоры отпиливают и удаляют из ямы, яму расширяют, опускают в нее подготовленные приставки и скрепляют их с опорой проволочными хомутами. Затем яму засыпают грунтом, утрамбовывают его, а треногу разбирают.
Погрузочно-разгрузочные и другие работы.
Автомобильные и тракторные самоходные краны общего назначения грузоподъемностью 2,5—4,0 т служат для погрузки и разгрузки различных грузов. Самоходные краны применяют и для различных монтажных работ. Самоходные автопогрузчики, снабженные сменным оборудованием, вилами, ковшами и крановой стрелой, предназначены для погрузочных работ на строительных площадках. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в условиях бездорожья служат тракторные краны типов МТК-6, КТС-53 грузоподъемностью 5—6 т.
При небольшом объеме работ столбы можно погружать на автомобиль при помощи лебедки-полиспаста. Так же грузят железобетонные приставки и бухты линейной проволоки. Деревянные столбы можно грузить и при помощи самоудерживающих покатов (рис. 60) с шарнирными стопорами, предохраняющими опоры от скатывания вниз. Деревянные опоры переносят на небольшие расстояния и кантуют их с помощью специальных приспособлений. При сооружении и ремонте воздушных линий используют автодрезины и мотодрезины различных типов. При строительстве воздушных линий применяют телескопические вышки. Автомобили марок ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и автоприцепы предназначены для транспортировки различного оборудования, материалов и т. п. Автомобили-самосвалы грузоподъемностью 2,5—4,5 т служат для перевозки песка, земли, гравия, щебня и растворов. Для перевозки людей, мелких монтажных материалов, приборов и оборудования используют грузопассажирские автомобили и грузовые автомобили общего назначения, специально переоборудованные под перевозку людей в соответствии с существующими техническими требованиями. Материалы и конструкции на заболоченных и других тяжелых участках трассы перевозят тягачами высокой проходимости, а также тракторами в сцепе с волокушами.
При строительстве и ремонте воздушных линий применяют автомобили-топливозаправщики, автомобили-цистерны для перевозки воды при работах в безводных районах, автобусы для перевозки рабочих.
Электроинструмент питается от передвижных электростанций типов ПЭС, ЖЭС и ДЭСМ мощностью 10,5—52 кВт и напряжением 400/230 В или от передвижных сварочных агрегатов.