Их подразделяют на простые, сложные и специальные. К простым опорам относятся однопарные промежуточные опоры; к сложным — угловые, анкерные, полуанкерные, усиленные, противоветровые; к специальным — контрольные, кабельные, разрезные вводные.
Рис. 17. Верхняя часть А образной силовой опоры (а) и одностоечная силовая опора (б)
Рис. 18. Угловые опоры
Для прямолинейных участков линий предназначены простые одинарные промежуточные опоры. Угловые опоры устанавливают в местах поворота (изменения направления) воздушных линий связи. На линиях с деревянными опорами угловые опоры укрепляют подпорами (рис. 18, а). Опоры скрепляют с подпорами с помощью болта 2. Под нижнюю часть подпоры подкладывают лежень 1. К комлю столба болтом закрепляют поперечный брус (ригель) 3.
На линиях с железобетонными опорами используют оттяжки (рис. 18, б). Применение оттяжек позволяет экономить древесину, поэтому их стали широко применять и на линиях с деревянными опорами. Верхнюю часть оттяжки скрепляют с железобетонной опорой под второй и третьей траверсой металлическим хомутом 1 и серьгой (винтовой оттяжкой) 2. В грунте оттяжку закрепляют при помощи анкера, состоящего из стойки 3 и анкерной плиты 4, надевающейся на стойку.
В гололедных районах для увеличения устойчивости воздушной линии связи ее укрепляют полуанкерными, анкерными или усиленными и противоветровыми опорами. На воздушных линиях связи, оснащенных траверсами, применяют полуанкерные или анкерные опоры, а на линиях с крюками — усиленные опоры. На полуанкерной деревянной опоре (рис. 19, а) поперечные брусья, подпоры и раскос скреплены со столбами опоры болтами. Анкерная железобетонная опора связи (рис. 19, б) состоит из двух железобетонных стоек, каждую из которых устанавливают на железобетонную плиту и укрепляют двумя оттяжками. Полуанкерные и анкерные опоры оснащают двойными траверсами.
Рис 19 Полуанкерная деревянная (а) и анкерная железобетонная (б) опоры
Рис. 20. Усиленная (а) и противоветровая деревянная (б) опоры
Усиленная опора (рис. 20, а) предназначена для линий с деревянными опорами при подвеске проводов на крюках. Она представляет собой промежуточную опору, укрепленную двумя подпорами или оттяжками 1, располагаемыми вдоль линии. Противоветровыми опорами (рис. 20, б) дополняют усиленные или полуанкерные опоры в гололедных районах.
На линиях с железобетонными опорами противоветровая опора представляет собой промежуточную опору, укрепленную двумя оттяжками, направленными в противоположные стороны. Оттяжки устанавливают перпендикулярно к направлению линии.
В болотистых грунтах для повышения устойчивости линии деревянные промежуточные опоры укрепляют двумя подпорами, скрепленными между собой и с опорой двумя лежнями (рис. 21, а). При установке железобетонных опор подпоры заменяют оттяжками.
Для начала и конца воздушной линии связи предусматривают оконечные опоры. На линиях с деревянными опорами при числе проводов до 16 для вводной опоры применяют одинарный столб с подпорой или оттяжкой. При большем числе проводов в качестве вводной опоры используют сдвоенную (рис. 21, б), полуанкерную или анкерную опоры. На линиях с железобетонными стойками в качестве вводной опоры используют анкерную железобетонную опору.
Рис. 21. Промежуточная деревянная опора для болотистых грунтов (а) и сдвоенная опора (б)
К специальным опорам относятся кабельные и контрольные опоры.
Рис. 23. Контрольные сжимы для однопроволочных (а) и многопроволочных сталеалюминиевых (б) проводов
Рис. 22. Кабельная опора с кабельным ящиком
Кабельные опоры размещают в местах перехода воздушной линии в кабельную при устройстве кабельных вставок или вводов. У основания кабельной опоры устанавливают кабельный шкаф типа ШМС или на самой опоре располагают кабельный ящик (рис. 22).
Для испытаний и определения места повреждения проводов воздушной линии служат контрольные опоры. На этих опорах провода разрезают и соединяют их специальными контрольными сжимами (рис. 23). Для удобства работ контрольные опоры оборудуют ступеньками и дополнительной траверсой, а также молниеотводом, который при проведении испытаний цепей используют как заземление. Контрольные опоры обычно устанавливают через каждые 15—25 км, а также на границах соседних дорог и дистанций.