Содержание материала

Такую защиту предусматривают только для кабелей со свинцовой оболочкой. Если кабель предназначен для прокладки на участках, подверженных сильной вибрации (например, на железнодорожных и автодорожных мостах), то для повышения стойкости свинцовой оболочки к межкристаллитной коррозии и вибронагрузкам при изготовлении кабельной оболочки в свинец добавляют присадки других металлов (сурьму и др.). Кабель прокладывают по мосту целым куском, так как в местах установки соединительных муфт межкристаллитная коррозия проявляется сильнее. Для снижения вибрации кабеля его прокладывают в коробах, наполненных песком, делают амортизационные прокладки из резины и т. п.
Защита кабелей от коррозии любыми из перечисленных выше методов дает эффект лишь в том случае, если во время эксплуатации кабеля проводят систематические наблюдения за распределением потенциалов в металлических оболочках и за работой дренажных, катодных и других установок.

Контрольно-измерительные пункты.

Для наблюдения за распределением потенциалов в кабельной оболочке устраивают контрольноизмерительные пункты. Если кабели проложены вдоль железных дорог, электрифицированных на постоянном токе, и ширина сближения не превышает 100 м, то контрольные пункты на кабелях со свинцовой оболочкой и броней с изолирующим покрытием из кабельной пряжи оборудуют через 2500-500 м. На участках железных дорог с электрической тягой переменного тока и на неэлектрифицированных участках в зависимости от агрессивности грунта контрольные пункты оборудуют на этих кабелях через 600 2200 м. На кабелях, имеющих поверх металлической оболочки защитный пластмассовый шланг, контрольные пункты оборудуют реже.
Контрольно-измерительные пункты представляют собой железобетонные столбики с внутренней продольной стальной трубой для вывода проводов от металлических покровов подземного кабеля. В верхней части столбика размещен щиток с двумя зажимами для подключения проводов. Обычно изолированные проводники припаивают к оболочке и броне кабеля в двух точках, отстоящих друг от друга на расстоянии 1000 мм.
На рис. 135, а показан способ измерения потенциала на оболочке и броне кабеля с помощью вспомогательного заземлителя. Иногда заземлитель зарывают рядом с кабелем постоянно и тогда на контрольно-измерительный пункт выводят третий провод от заземления. Для измерения потенциалов используют вольтметры с внутренним сопротивлением не менее 20 кОм на 1 В шкалы и с пределами измерений 1—0—1, 10—0—10 , 20—0-20 и 50—0—50 В.
Наличие вывода двух проводов от оболочки кабеля позволяет, пользуясь методом падения напряжения и зная сопротивление металлических покровов кабеля длиной 1 м, измерять не только потенциал  оболочки по отношению к земле, но и блуждающий ток, протекающий по оболочке, используя для этого милливольтметр (рис. 135, б).

Рис. 136. Потенциальная диаграмма

Рис. 135. Контрольный пункт для измерения потенциала оболочки по отношению к земле и тока к оболочке
Потенциальные диаграммы. Для оценки коррозионного воздействия блуждающих токов на металлические покровы кабеля строят потенциальные диаграммы (рис. 136). Для этого в каждом контрольно-измерительном пункте измеряют потенциал оболочки кабеля по отношению к земле.

В зонах наличия блуждающих токов электрических железных дорог измерения обычно проводят в течение 10—15 мин через каждые 10 с. При этом необходимо, чтобы за период измерений мимо контрольного пункта прошло не менее чем по два поезда в разных направлениях. После окончания измерений вычисляют среднее значение положительных и отрицательных потенциалов для каждого измерительного пункта и по этим значениям строят потенциальную диаграмму.
На диаграмме цифрами отмечены номера контрольно-измерительных пунктов, расположенных на трассе кабеля. Вверх по оси ординат отложены положительные потенциалы, измеренные на оболочке кабеля, а вниз — отрицательные. Как видно из диаграммы, участок оболочки кабеля между пунктами 1—2 имеет отрицательный потенциал (катодная зона), участок между пунктами 6—8 — положительный (анодная зона), а остальные участки — знакопеременный потенциал.
Такая потенциальная диаграмма позволяет судить об опасности коррозии и наметить меры защиты.