Они имеют закрытую конструкцию, сравнительно небольшую массу и габаритные размеры. Для уменьшения массы в этих аккумуляторах применяют пластины намазкой конструкции. Промышленность выпускает различные типы переносных свинцовых аккумуляторов и батарей. Наибольшее распространение получили свинцовые радиоанодные (РА), радионакальные (PH), стартерные (СТ) батареи.
Для питания устройств железнодорожной автоблокировки, электрической централизации широко используют автоблокировочные аккумуляторы (АБН). Для управления дизелем резервных электростанций применяют стартерные свинцовые батареи.
Аккумуляторы типов АБН-72 и АБН-80.
В условном обозначении этих аккумуляторов буквы АБ характеризуют назначение (для автоблокировки), Н конструкцию пластин (намазные), число после букв — номинальную емкость (при 25-часовом режиме разряда).
Рис. 209. Свинцовый аккумулятор типа АБН-72
Аккумулятор типа АБН-72 (рис 209) находится в стеклянном сосуде 3 с эбонитовой крышкой 4, к которой подвешены разноименные блоки пластин.
Блок положительных пластин 8 состоит из трех, а блок отрицательных пластин 2 из четырех пластин намазной конструкции. Пластины 9,12 изолируют друг от друга тройным сепаратором, состоящим из слоя фанеры 11, перфорированного и гофрированного винипласта 10 и стекловолокна.
Рис. 210. Стартерная батарея типа 6СТ-190А
Слои сепарации скреплены 11-образным винипластовым боковым изолятором 1 Электролит заливают в аккумуляторы типа АБН-72 через отверстие, которое закрывают пробкой 6. Пробка имеет клапан 7 для выхода газов. В промежутки между стенками сосуда и крышкой заливают кислотостойкую мастику. Выводы 5 соединяют с пластинами через полюсные штыри.
Аккумулятор типа АБП-80 собран в полиэтиленовом сосуде, а между пластинами установлен сепаратор из мипласта и мипора.
Электролит должен покрывать верхнюю кромку сепараторов на 20—30 мм в аккумуляторах типа АБН-72 и на 30—40 мм в аккумуляторах типа АБП-80.
Стартерные свинцовые батареи.
Их собирают в моноблоке, изготовленном из эбонита, фенолита или полипропилена (рис. 210). Одиночные аккумуляторы устанавливают в отделения моноблока, а затем соединяют последовательно свинцовыми соединителями. Сверху батарею закрывают крышкой, которую соединяют с моноблоком герметически с помощью контактно-тепловой сварки. На крышке для каждого аккумулятора имеется заливочное отверстие, которое закрывают пробкой.
В условном обозначении типа стартерных батарей буквы и цифры расшифровываются следующим образом: цифра 6. стоящая впереди обозначения, указывает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее; буквы СТ — стартерная для автомобилей и автобусов; буквы ТСТ — стартерная дня тракторов, дорожных машин и т. д.; число после черты указывает номинальную емкость батареи. А · ч, при 20-часовом режиме разряда.