Содержание материала

§ 57. Системы питания
При системе питания автоблокировки переменным током сигнальные установки получают электропитание от двух трансформаторов, присоединенных к линиям основного (ВЛ СЦБ) и резервного (ВЛ ПЭ) питания (рис. 254).
Линия продольного электроснабжения -— надежный резерв для питания устройств автоблокировки при прекращении подачи электроэнергии от В Л СЦБ. Эта линия питается от тяговых подстанций.

Рис. 254. Схема расположения проводов и приборов ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ:
1, 4 — кабельные ящики; 2 — резервный трансформатор типа ОМ; 3 — основной трансформатор типа ОМ; 5 — релейный шкаф

При оборудовании BЛ ПЭ в пролете между двумя соседними опорами контактной сети в створе проводов линии устанавливают специальную резервную силовую опору. На опоре монтируют линейный трансформатор типа ОМ вместе с коммутационной и защитной аппаратурой.
Со вторичной обмотки резервного трансформатора напряжение подается по кабелю в релейный шкаф сигнальной точки на тыловые контакты аварийного реле А типа АСШ2-220. Нормально устройства автоблокировки питаются через фронтовые контакты аварийного реле от основного линейного трансформатора, включенного в высоковольтную линию. При перерыве подачи напряжения в эту линию устройства автоблокировки питаются от резервного трансформатора линии продольного электроснабжения.
В случае отсутствия второй высоковольтной цепи применяют резервирование линейных трансформаторов по схеме, приведенной на рис. 255, а. Трансформаторы устанавливают на соседних опорах. С помощью разъединителей любой трансформатор отключают от линии, и участок высоковольтной цепи готов для ремонта или устранения повреждений. Иногда для тех же цепей резервное питание выполняют по цепи низкого (220 В) напряжения, подвешенной на сигнальной траверсе от соседней сигнальной точки (рис. 255, б). В обоих случаях переход от основного питания к резервному осуществляется автоматически с помощью аварийного реле.
На участках с электротягой переменного тока и рельсовыми цепями частотой 25 Гц резервное питание устраивают от проводов системы ДПР 27,5 кВ или линии продольного энергоснабжения 35 кВ. Сигнальные точки получают резервное питание от комплектных однофазных трансформаторных подстанций (КТПО) через трансформатор Т типа 3HOM-35-65 (рис. 256).
Для резервного питания сигнальных установок допускается использовать трансформаторы, питающие электроэнергией линейных потребителей, кроме трансформаторов для путевого инструмента. Размещение линейных трансформаторов основного и резервного питания на одной опоре не допускается.
В качестве линейных трансформаторов применяют понижающие трансформаторы типа ОМ, при этом рельсовые цепи, двигатель кодового трансмиттера, лампы светофора и дешифраторная ячейка питаются переменным током.

Рис. 255. Схема резервного питания релейного шкафа


Рис. 256. Схема коммутации трансформаторной подстанции КТПО
Лампы светофоров и дешифраторная ячейка питаются от сигнального трансформатора типа СОБС, а рельсовые цепи — от путевого трансформатора типа ПОБС. На рис. 257 показа на схема электропитания сигнальной установки кодовой автоблокировки при электротяге постоянного тока.
Вся аппаратура сигнальных точек находится в металлических релейных шкафах. На двухпутных участках для сигнальных устройств каждого пути предусматривается отдельный релейный шкаф. Такое разделение устройств обеспечивает автономность их действия.
Цепи электропитания от силовых трансформаторов линий ВЛ СЦБ и ВЛ НЭ как при одиночной, так и при спаренной сигнальной установке прокладывают в разных траншеях и, кроме того, при спаренной сигнальной установке подключают в разные релейные шкафы так, чтобы при повреждении одной линии питание подавалось по другой.
В релейных шкафах приборы питаются напряжением 12 В постоянного тока от двух выпрямителей. Приборы релейного шкафа, не связанные линейными цепями, подключают к выпрямителю дешифраторной ячейки (П и М). Приборы, питающие линейные цепи, подключают к выпрямителю БПШ (ЛП и ЛМ).
От перегрузок и коротких замыканий приборы защищают автоматическими выключателями и плавкими предохранителями на 20 А.
Для защиты приборов рельсовой цепи от воздействий коротких замыканий в контактной сети и грозовых разрядов на питающем и релейном концах вторичных обмоток дроссель-трансформаторов устанавливают нелинейные выравниватели.
Достоинство системы питания переменным током состоит в том, что не требуются местные источники питания — аккумуляторы. Однако действие автоблокировки может нарушаться при выключении переменного тока. Поэтому такая система требует надежных двусторонних источников питания высоковольтной линии и надежного резервирования от ВЛ ПЭ.

Схема электропитания автоблокировки при электротяге на переменном токе промышленной частоты аналогична схеме электропитания автоблокировки при электротяге на постоянном токе.

Рис. 257. Схема электропитания сигнальной точки кодовой автоблокировки при электротяге постоянного тока

Разница только в том, что в цепи питания рельсовых цепей частотой 25 Гц включают статические преобразователи частоты типа ПЧ50/25-100, которые размещают в релейных шкафах. В сигнальных установках однопутной автоблокировки и в спаренных сигнальных установках двухпутной автоблокировки преобразователи частоты, питающие рельсовые цепи, необходимо включать противофазно, чтобы уменьшить токи подмагничивания и нагрузку трансформаторов типа ОМ.