Проектирование кабельных линий и сетей.
Проектирование состоит из разработки технического проекта строительства и рабочих чертежей. Работу над техническим проектом начинают с изысканий и обследования местности, где предполагается строительство кабельных линий и сетей. Во время изысканий выбирают варианты трассы магистральных, линий или сетей, измеряют удельное сопротивление грунтов, определяют условия сближения намечаемой трассы кабеля с электрифицированными железными дорогами и линиями электропередачи, изыскивают способы пересечения железных и автомобильных дорог, а также водных преград и т.п. В проекте выбирают тип (марку) кабеля, его емкость с учетом перспективы развития устройств.
При проектировании кабельных сетей автоматики и телемеханики, например кабельной сети электрической централизации, намечают наиболее выгодную трассу прокладки кабеля по территории станции, выбирают участки, где лучше проложить групповые и индивидуальные кабели.
В зависимости от числа централизуемых стрелок и сигналов рассчитывают емкость кабелей для включения стрелок, питания светофоров и рельсовых цепей, а также емкость межпостовых сигнальных и силовых кабелей. Вместе с выбором типа и емкостей кабелей проводят электрические расчеты площади поперечного сечения жил силовых и числа дублируемых жил сигнальных кабелей.
Технический проект кабельных линий или сетей должен содержать сметы на оборудование, данные о потребности в материалах и рабочей силе, план организации работ и полную стоимость строительства. Главное внимание уделяется вопросам механизации работ при прокладке кабеля.
На основе утвержденного технического проекта разрабатывают рабочие чертежи, в которые входят детальные чертежи трассы прокладываемых кабелей. На чертежи наносят трассу кабеля, указывая расстояние его от железнодорожных путей, фасадов и других сооружений пассажирских и путевых зданий, контуры лесов и зеленых насаждений, трассу линий связи, автоблокировки и высоковольтных линий.
Выбор и разбивка трассы, рытье и подготовка траншей и котлованов.
Трассу подземных кабельных линий выбирают исходя из того, чтобы длина кабеля, прокладываемого между заданными пунктами, была наименьшей и обеспечивались удобства проведения работ по прокладке кабеля и его техническому обслуживанию и эксплуатации. На перегонах железных дорог трасса кабеля, как правило, проходит в полосе отвода.
Перед разбивкой трассы планируют местность, вырубают кустарник, отдельные деревья, корчуют пни и т.д. После получения письменного разрешения трассу подземной кабельной линии разбивают с соответствии с рабочими чертежами.
На плане трассы кабелей, размещаемых на перегоне вдоль полотна железной дороги, показывают: железнодорожный путь с километровыми и пикетными знаками; границы полосы отвода лесов и кустарников с указанием объемов вырубки; данные о роде грунтов; подземные и надземные сооружения, пересекаемые и сближающиеся с проектируемыми кабельными линиями, с указанием ординат сооружений по существующему километражу; естественные преграды; границы землепользований с наименованием землепользователей; перегонные устройства СЦБ, входные светофоры и пункты электропитания с указанием ординат.
Трасса сигнальных и силовых кабелей автоматики и телемеханики может проходить в пределах станции сбоку железнодорожного полотна и в междупутье. Расстояние между ближайшим рельсом и кабелем должно быть не менее 1,6 м.
Сигнальные кабели можно прокладывать без ограничения в одной траншее с силовыми кабелями с рабочим напряжением до 500 В. Силовые кабели напряжением выше 500 В прокладывают в отдельной траншее или в общей траншее с сигнальными, но при этом силовой кабель укладывают на глубину 1,5 м и сверху закрывают кирпичом или бетонными плитами, а сигнальный — над ним на расстоянии 0,45 м, сдвигая в сторону на 0,15 м. Расстояние между силовыми кабелями и кабелями связи должно быть не менее 0,5 м.
При пересечении железнодорожных путей глубина прокладки кабелей автоматики, телемеханики и связи должна быть не менее 1 м от подошвы рельса, а с автомобильными дорогами — не менее 2 м от дорожного полотна. В месте пересечения кабели прокладывают в асбестоцементных трубах. В местах пересечения кабелей связи с силовыми кабелями расстояние между ними должно быть не менее 0,25 м, если кабель связи проложен в асбестоцементной трубе, и 0,5 м — при ее отсутствии.
При пересечении сигнальных кабелей с силовыми кабелями и другими подземными сооружениями их следует прокладывать на расстоянии 0,5 м от этих сооружений. В месте пересечения сигнального кабеля с силовыми его нужно прокладывать в асбестоцементной трубе. Расстояние между пересекающимися сигнальными кабелями должно быть не менее 0,1 м.
Глубина траншей для прокладки сигнально-блокировочных, контрольных, силовых кабелей на напряжение до 1 кВ и кабелей связи (за исключением магистральных) вне путей и в междупутье — 0,8 м; под железнодорожными путями, автомобильными и грунтовыми дорогами— 1,05 м; в скалистых грунтах при условии защиты кабеля кирпичом или железобетонными плитами — 0,5 м.
В городах и населенных пунктах, на железнодорожных станциях для рытья траншей обычно применяют траншеекопатели, а там, где их использование затруднено (при пересечении железнодорожных путей, в междупутьях, на склонах насыпей и т.п.), траншею роют вручную таким образом, чтобы боковые стенки траншеи имели некоторый откос.
На поворотах трассы траншеи роют так, чтобы радиус изгиба кабеля со свинцовой оболочкой был не меньше 15-кратного диаметра кабеля, с алюминиевой оболочкой — не менее 25-кратного, а с пластмассовой оболочкой —- не менее 10-кратного. На склонах насыпей, оврагов траншею роют зигзагообразно с отклонением изгибов от принятой линии в обе стороны на 1,5 м; длину изгибов принимают равной 5 м.
В местах установки соединительных и разветвительных муфт траншею расширяют, отрывая котлован для проведения последующих монтажных работ. Глубину котлована делают на 10 см глубже дна траншеи.
При выборе трассы подводного кабеля на пересечениях водных преград выбирают места, где водная преграда имеет наименьшую ширину, ровное дно и отлогие берега. Кабель нельзя прокладывать в местах зимней стоянки судов на якорях, в районе стоянки плотов, в местах водопоя и купания скота, а также там, где наблюдаются заторы льда или река меняет русло.
При механизированном рытье траншей открытым способом используют самоходные траншеекопатели, траншейные экскаваторы и другие механизмы.