КАБЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ И СВЯЗИ
§ 15. Назначение и классификация кабельных линий
Современное развитие устройств автоматики, телемеханики и связи на транспорте связано с необходимостью применения кабельных линий. Широкое распространение получили кабельные линии в устройствах автоматики и телемеханики для передачи сигналов телеуправления и распределения электрической энергии, питающей эти устройства.
Линейные устройства современных кабельных линий состоят из трех основных частей: кабеля, кабельной арматуры и кабельных сооружений.
Кабель представляет собой совокупность нескольких проводников (жил), изолированных друг от друга и от земли и заключенных в общую защитную оболочку. Жилы кабеля служат для передачи электрической энергии. Основное назначение защитной оболочки — это создание полной герметичности, защищающей кабель от проникновения в него влаги. В устройствах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи используют кабели с алюминиевыми защитными оболочками, оболочками из пластмассы (поливинилхлорида или полиэтилена); находят применение кабели со свинцовой оболочкой, с оболочкой из резины, гофрированной стали.
У некоторых типов кабелей, например прокладываемых в земле или под водой, для защиты от механических повреждений и увеличения прочности кабеля поверх оболочки накладывают броню из стальных лент или проволок. Металлическая оболочка кабеля и броня, представляя собой также металлический экран, защищают жилы кабеля и кабельные цепи от внешних электромагнитных влияний, создаваемых различными установками сильного тока (электрифицированные железные дороги, высоковольтные линии электропередачи и т.п.).
Кабельная арматура — это оборудование, при помощи которого соединяют концы строительных длин кабеля, устраивают ответвления кабеля и его оконечные включения. В состав кабельной арматуры входят кабельные соединительные и оконечные муфты; кабельные стойки и ящики; боксы; распределительные коробки; групповые муфты; согласовывающие автотрансформаторы, предназначенные для придания кабельным цепям определенных электрических свойств; оборудование, обеспечивающее содержание кабеля под постоянным избыточным воздушным давлением.
Кабельные сооружения представляют собой устройства для установки и монтажа кабельной арматуры, а также устройства и приспособления для прокладки и крепления кабеля. К кабельным сооружениям относят кабельные опоры, на которых размещают кабельные ящики, и кабельные шкафы. Кабельная канализация предназначена для прокладки кабеля в крупных железнодорожных узлах и населенных пунктах.
В зависимости от способа прокладки кабеля кабельные линии делят на подземные, подводные и воздушные. Благодаря высокой надежности наиболее широкое распространение получили подземные кабельные линии. Воздушные кабельные линии находят ограниченное применение. Подводные кабельные линии используют только в качестве вставок в подземные кабельные и воздушные линии в местах пересечения этими линиями водных преград.
Условия работы кабельных линий более благоприятные, чем условия работы воздушных линий. На работу кабельных линий не влияют бури, гололед, дожди, туманы и т. п. Кабельные линии в меньшей степени, чем воздушные, подвержены опасным и мешающим электромагнитным влияниям, создаваемым в цепях автоматики, телемеханики и связи различными высоковольтными линиями электропередачи и контактными сетями электрических железных дорог, а также воздействиям атмосферных перенапряжений (грозовым разрядам).
Кабельные линии обеспечивают бесперебойность, высокое качество и надежность действия устройств автоматики, телемеханики и связи, более долговечны и дешевле в эксплуатации, хотя строительство их обходится дороже, чем воздушных линий. Кабельные линии повреждаются значительно реже, чем воздушные.
Применение кабельных линий позволяет получить любое требуемое число каналов связи, что невозможно на воздушных линиях. Их можно прокладывать в труднодоступных местах, в междупутье на железнодорожных станциях, в крупных населенных пунктах.
К недостаткам кабельных линий относятся: большой расход цветных металлов (медь, алюминий) на изготовление кабеля, подверженность металлических оболочек кабеля и стальной брони электрической и электрохимической (почвенной) коррозии, а свинцовых оболочек — межкристаллической коррозии.
Подземные кабели могут быть повреждены при земляных работах на трассе или в результате оползней почвы, а подводные кабели, прокладываемые по дну рек, — весенним ледоходом или судами. Для обеспечения бесперебойности и надежности действия кабельных линий и их сохранности применяют ряд мер, к которым следует отнести: создание надежных конструкций кабелей, гарантирующих их достаточную механическую прочность и коррозионную стойкость; тщательный выбор трассы для прокладки кабелей; точное соблюдение правил по прокладке и монтажу кабелей, а также проведение необходимых мероприятий по защите кабелей от коррозии. Большое значение имеют систематические осмотры кабельной трассы, периодическое измерение электрических характеристик кабельных цепей и соблюдение правил по техническому обслуживанию кабельных линий и сетей.
Железнодорожные кабельные линии и сети подразделяют на линии и сети автоматики и телемеханики и линии и сети связи.
В зависимости от обслуживаемых устройств линии и сети автоматики и телемеханики подразделяют на линии и сети автоблокировки, электрической централизации, станционной блокировки и горочной централизации механизированных сортировочных горок.
Кабельную сеть автоблокировки делят на станционную и перегонную.
К кабельным линиям автоблокировки относятся также кабельные вставки в высоковольтно-сигнальные линии в местах пересечения водных преград, в горах, на территории крупных станций, населенных пунктов и т.п.
Станционная кабельная сеть автоблокировки представляет собой совокупность кабельных линий, соединяющих сигнальные централизаторы, расположенные в помещении дежурного по станции, с релейными будками или шкафами входных и выходных светофоров обоих направлений и т.п. Кроме того, кабельные линии прокладывают от релейных шкафов к светофорам, стрелочным постам и кабельным стойкам рельсовых цепей.
Перегонная кабельная сеть автоблокировки существует на перегонах в месте установки сигнальных точек и, как правило, состоит из кабелей, прокладываемых от кабельного ящика силовой опоры высоковольтно-сигнальной линии до релейного шкафа и от последнего до проходных светофоров и кабельных стоек рельсовых цепей.
Кабельная сеть электрической централизации релейной системы, которая принята как основной вид централизации, служит для соединения приборов напольных устройств (светофоров, стрелочных приводов, рельсовых цепей и т.п.) с приборами, установленными в постах электрической централизации.
Кабельная сеть горочной централизации аналогична кабельной сети электрической централизации. На сортировочных станциях прокладывают кабели, соединяющие напольные устройства автоматики с аппаратурой автоматизации, устанавливаемой на горочных постах. Если вдоль полотна дороги проложен кабель многоканальной связи, часть жил этого кабеля используют для цепей устройств автоматики и телемеханики.
Жилы кабеля связи применяют для цепей путевой полуавтоматической блокировки, сигнальных цепей автоблокировки, цепей
телеуправления тяговыми подстанциями на электрифицированных участках дорог, а также для цепей диспетчерской централизации и контроля.
По характеру использования кабельные линии и сети связи можно разделить на линии местной и многоканальной связи.
Кабельные линии местной связи прокладывают на территории железнодорожных станций и узлов, а также в городах, где размещены управления и отделения дорог. Совокупность этих кабельных линий в каждом из перечисленных пунктов образует кабельную сеть местной телефонной связи. К сетям местной связи можно отнести стрелочную и внутристанционную связь, а также сети радио- и часофикации.
По кабельным линиям многоканальной связи организуют телефонную и телеграфную проводную связь между различными удаленными пунктами железнодорожной сети. По этим линиям осуществляется многоканальная магистральная связь между Министерством путей сообщения и управлениями дорог, связь управлений дорог между собой, а также многоканальная связь управления дороги с относящимися к ним отделениями, железнодорожными узлами и крупными станциями.
По кабельным линиям многоканальной связи, прокладываемым вдоль полотна железных дорог, организуют все виды отделенческой связи.
Организация отделенческой связи требует устройства большого числа ответвлений от кабеля многоканальной связи к станциям, разъездам, релейным шкафам автоблокировки и т. п. Поэтому трассу для кабелей многоканальной связи выбирают в полосе отвода железных дорог.