Содержание материала

Значительное количество деталей из антифрикционных пластиков используется в зарубежных локомотивах в узлах трения ходовых частей. В Англии большое количество различных антифрикционных деталей в узлах трения локомотивов применяется из материалов различных модификаций под фирменным наименованием «Рейлко». В числе этих деталей антифрикционные шайбы буксового узла, различные втулки и вкладыши трущихся сопряжений рессорного подвешивания, вертикальные и горизонтальные скользуны и другие детали в конструкции подвижных опор кузовов локомотивов на тележках. В большинстве своем они изготовляются из того или иного типа «Рейлко», представляющего собой пластик на основе фенолоформальдегидных смол и их модификаций с различными хлопчатобумажными и асбестовыми наполнителями в виде асбестовых волокна, ткани, нитей, листов и их комбинаций с различными добавками, улучшающими антифрикционные характеристики деталей.
Все модификации материалов типа «Рейлко» характеризуются стабильностью коэффициента трения и прочностных характеристик. Величина коэффициента сухого трения покоя близка к коэффициенту трения движения. Свойства сухого трения деталей из «Рейлко» обеспечивают нормальную их работу без внешней смазки, предотвращая повреждение металлических поверхностей деталей, работающих с ними в паре. Предел прочности при сжатии у различных модификаций материала колеблется от 1200 до 2300 кг/см2. Они способны выдерживать большие ударные нагрузки, намного превышающие расчетные рабочие напряжения. Модификации «Рейлко» выпускаются пропитанными минеральными маслами до 10% веса материала. Кроме того, они могут вообще смазываться различными жидкостями, включая даже слабые кислоты. Тяжело нагруженные детали из материалов «Рейлко» способны выносить такие режимы работы «останова — пуска», при которых металлические подшипники выходят из строя вследствие фрикционного сваривания трущихся поверхностей. Хорошо перенося ударные нагрузки, они способны нормально и длительно работать в условиях, в которых подшипники из фосфористой бронзы быстро разрушаются.

В электровозах переменного тока шведской постройки серии EL-15 с выпрямителями, имеющими по две трехосных тележки с тремя тяговыми двигателями в каждой, в буксовые направляющие рамы тележки вмонтированы резиновые элементы, а шарниры тормозной рычажной передачи имеют втулки из антифрикционных полимерных материалов. Этим повышен срок их службы и сокращены работы по содержанию и ремонту ходовых частей в эксплуатации. Тележки локомотивов оборудованы резино-металлическими элементами между осевыми роликовыми буксами и рамой тележки, амортизирующими горизонтальные и вертикальные нагрузки, воспринимаемые подшипниками [191.
Железными дорогами ФРГ несколько лет назад была принята программа стандартизации тепловозов серийных типов. В соответствии с этим в тепловозах серии 221, являющихся основными грузо-пассажирскими локомотивами, для уменьшения износа и повышения межремонтного пробега пальцы в системе тормозной рычажной передачи были запрессованы в полиамидные гильзы. Это снизило износ пальцев в шарнирах рычажной передачи и обеспечило, кроме того, в связи с малым люфтом постоянство величины тормозного нажатия. В тепловозах VI00 пятниковые опоры и боковые скользуны опор кузова на тележках изготовлены из материала типа текстолита, имеющего в своем составе дисульфид молибдена, добавленный для снижения коэффициента трения материала.
К числу улучшений, которые были внесены в конструкцию электровозов ГДР, за последние 10 лет относится усовершенствование конструкции опор кузова локомотива на тележках. Боковые опоры рамы электровозов серий Е42 и ЕН начали изготовлять из антифрикционных пластиков, выполняемых в виде твердых полусфер, смазываемых молибден-сульфидной смазкой. В отличие от металлических такие опоры не требуют в процессе эксплуатации какого-либо ухода и после пробега 100 000 км не имели никакого износа.
На Итальянских железных дорогах в 1968 г. введены в эксплуатацию электровозы класса Е444 мощностью 3420 квт, спроектированные для работы на постоянном токе с напряжением 3000 в [22]. В этих электровозах рама кузова опирается на спиральные пружины по бокам тележки. Балка тележки может перемещаться относительно рамы кузова на стальных и пластмассовых скользунах, изготовленных из антифрикционного пластика на основе фенолоформальдегидных смол и расположенных в масляных ваннах.