Содержание материала


Рис. 25. Линолеум с декоративным рисунком в коридоре купейного вагона
В последние 20—25 лет за рубежом для покрытия полов получили распространение линолеумы преимущественно на основе поливинилхлорида (ПХВ) с различными наполнителями, а также резиновые линолеумы. Эти рулонные материалы относительно дешевы, бесшумны, водостойки, имеют небольшой вес и высокую износостойкость. Линолеумы на основе ПХВ выпускаются однослойными или с двумя и более слоями толщиной от 2,5 до 5 мм и более. Изготовляют их каландрированием. Они могут быть безосновными, состоящими только из композиции ПХВ, или на тканевой основе. В этом случае лицевой слой из композиции ПХВ нанесен на ткань. Последние более высококачественны и долговечны, надежней и легче приклеиваются к нижним слоям пола. Лицевому слою можно придать различную окраску или рисунки. Для вагонов, в которых не предусмотрено дополнительно ковровое покрытие, их нередко выпускают различной окраски, с тем или иным декоративным рисунком (рис. 25).
К полам из деревянных щитов, досок, фанеры или из конструкционных трехслойных пластмассовых панелей типа «сэндвич» линолеум крепится клеем. В результате достигается монолитное покрытие, предотвращающее попадание влаги на настил, теплоизоляцию пола и металл экипажной части вагона, что предохраняет его от коррозии.
В ФРГ при покрытии полов поливинилхлоридным безосновным линолеумом стыки полотен материала сваривают тепловым способом, чем добиваются герметичности покрытия.
Клеящим составом для линолеума на основе ПХВ как за рубежом, так и в СССР служат клеящие мастики на битумной, смоляной или каучуковой основе. Предпочтение отдается клеящим составам холодного отверждения, для чего в них в целях отверждения клея «на холоду» вводят специальные ингредиенты — отвердители. Из смоляных клеев и мастик эффективны канифольные, кумароновые и эпоксидные. Широко используются также и клеи на основе каучуковых латексов.
В зарубежных вагонах I класса, вагонах трансъевропейских экспрессов и некоторых других применяют более совершенные покрытия полов, такие, например, как линолеумы с мягкой подложкой из пенорезины или эластичного пенополиуретана, так называемые утепленные.
В ФРГ их применяют в виде слоя эластичного пенополиуретана толщиной 5-10 мм, соединенного с полотном поливинилхлорида толщиной 0,5 мм.
В вагонах повышенной комфортабельности применяются также ковровые покрытия (дополнительно к покрытиям из линолеума), имеющие лицевой слой из синтетической, например, нейлоновой ткани, укрепленной на текстильной подложке, иногда с прослойкой из эластичного пенопласта.
Ковровые покрытия, укладываемые поверх линолеума или войлока, применяют в Австрии, Италии, Франции, ЧССР и других странах. Такие покрытия закрепляются в вагоне раскладками. Они улучшают акустические и теплозащитные характеристики вагона и повышают комфорт.
Один из вариантов линолеумного покрытия полов, применяемых в некоторых вагонах на железных дорогах Италии, выполнен на смоляном связующем с наполнителем из измельченной резины. Отмечается, что материал имеет хорошие звуко- и вибропоглощающие свойства и высокую износостойкость.
В Австралии выпускается морозостойкий материал трайдемастер, предназначенный для покрытия подножек и полов в тамбурах, где покрытия изнашиваются быстрее, чем в салонах или купе. Этот материал представляет собой композицию из натурального и синтетического каучука с наполнителем из измельченной пробки в смеси с другими компонентами.
К несущей поверхности пола материал крепится клеем. Покрытие траалемастер применено в двухэтажных вагонах пригородных поездов в Новом Южном Уэлсе (Австралия) [48].
Применяемые в вагонах ковровые или утепленные с эластичной подложкой шумопоглощающие покрытия производятся многими фирмами и широко используются в вагонах большинства стран Европы, а также в США и Японии [48].