Содержание материала

Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах - обложка

Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах. Илья Павлович Ситковский,  Василий Илларионович Маевский, Москва «Транспорт», 1973.
В книге даются сведения о применении полимерных материалов в пассажирских и грузовых вагонах, контейнерах, локомотивах, верхнем строении пути, контактной сети и в некоторых железнодорожных сооружениях.
Описываются конструкции деталей и их элементов из пластмасс и резин.
Рассчитана на инженерно-технических работников всех служб железнодорожного транспорта.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интенсивное развитие химической промышленности привело за последние десятилетия к созданию и промышленному производству большого количества полимеров и новых синтетических материалов на их основе. Мировое производство полимерных материалов увеличивается значительными темпами. Динамика роста производства пластмасс и синтетических смол за последнее десятилетие в некоторых экономически развитых странах приведена в табл. 1.
К 1970 г. мировое производство пластмасс составило около 30 млн. т. По оценке Стендфордского университета (США) выпуск пластмасс к 1980 г. достигнет 73 млн. т, а по оценке западногерманской фирмы Хёхст — 90 млн. т [1]. По имеющимся прогнозам к 2000 г. мировое потребление пластмасс достигнет 1 млрд. 700 млн. т в год 12]. По производству пластмасс на душу населения первые места занимают: ФРГ — около 75, Япония — 50 и США — 45 кг. Следует отметить, что в последнем десятилетии на фоне обычных в среднем темпов роста основных отраслей промышленности производство синтетических смол и пластмасс в зарубежных странах развивалось значительно более быстрыми темпами. Рост производства пластмасс и синтетических смол по сравнению с ростом производства традиционных материалов, например, в США за прошедшие и прогнозируемые 10 лет в сопоставлении с выпуском их в 1957—1959 гг. характеризуется данными, приведенными в табл. 2 [3].
Одновременно можно отметить, что для промышленности пластмасс и химической промышленности в целом за последние 10—15 лет характерна тенденция к понижению цен. Хотя ценообразование в промышленности капиталистических стран представляет очень сложный процесс и на цены воздействуют многочисленные факторы, однако принято считать, что уровень и динамика цен свидетельствуют о техническом прогрессе в данной отрасли промышленности.

Таблица 1
Выпуск пластических масс и синтетических смол     

Таблица 2
Соотношение роста производства пластмасс и синтетических смол и роста производства традиционных материалов в США


Материалы

Рост производства по сравнению с 1957—1959 гг. в % за год

1962

1967

1972

1977

1982

Пластмассы    

189,5

343,0

660,3

1224,0

2291,4

Изделия из пластмасс

160,8

299,7

528,1

889,1

1433,5

Железо и сталь

100,6

126,8

144,8

165,4

188,9

Цветные металлы

119,1

153,8

196,6

251,7

324,2

Кожа

102,3

105,5

110,9

116,8

123,3

Бумага

119,7

153,7

195,7

250,5

322,2

По некоторым данным оптовые цены на синтетические смолы и пластмассы за десятилетний период в странах с наиболее развитой химической промышленностью снизились на 10, а на многие материалы на 40% [4].
Представляет интерес сравнение зарубежных и отечественных цен на полимерные материалы, так как это позволяет в определенной мере судить об общественно необходимых затратах труда и в известной мере оценить уровень развития того или иного производства в отдельных странах. Однако проведение прямого сравнения оптовых цен на продукцию химической промышленности и конкретно, например, на полимерные материалы в СССР и за рубежом практически весьма затруднено из-за их несопоставимости. В разных странах одинаковое название продукта не гарантирует одинакового их качества. При этом большое значение имеют чистота продукта, концентрация его, условия реализации, расфасовка и т. п.
Сотрудниками Института технико-экономических исследований химической промышленности сделана попытка приведения некоторых химических продуктов в отдельных зарубежных странах в сопоставимый вид [4]. Анализ показал, что цены большинства продуктов органического синтеза за рубежом ниже отечественных. Предполагается, что одной из основных причин высоких отечественных цен на такую продукцию является, по-видимому, меньшее развитие их производства по сравнению, например, с США, Японией или ФРГ. Вместе с тем в перспективе предусматривается снижение и отечественных цен на большинство полимерных материалов.
Общее снижение цен на пластмассы в зарубежных странах происходит в основном за счет полимеризационных пластиков. Производство их быстро растет, технология совершенствуется. Наблюдается снижение цен главным образом на такие пластики, как поливинилхлорид, полистирол, полиэтилен, полипропилен, поливинилацетат и др. Цены на фенопласты, мочевино- и меламиноформальдегидные пластмассы тоже имеют тенденцию к снижению, хотя и менее ярко выраженную. Динамика цен на пластические массы, например, в США и Англии за период с 1955 г. (100%) по 1965 г. приведена в табл. 3 [5].
Сочетание своеобразных положительных свойств полимерных материалов открыло новые пути и возможности совершенствования современной техники во всех отраслях общественного производства. Больше того, оказалось, что дальнейшее развитие и прогресс многих областей человеческой деятельности без использования полимерных материалов практически не осуществимы. Во многих случаях применение смол, пластических масс и резин явилось предпосылкой для создания совершенно новых эффективных производственных процессов, в ряде случаев позволило в корне изменить и улучшить существующие, а в большинстве содействовало их совершенствованию. Все это стимулировало значительные изыскания, исследования и конструкторско-технологические разработки по использованию полимерных материалов во всех отраслях техники. Большие работы в этом направлении проводятся и в железнодорожной технике. При этом они широко осуществляются как в промышленности, поставляющей вагоны, локомотивы и другое железнодорожное оборудование, так и на железнодорожном транспорте, непосредственно организующем и осуществляющем перевозочные процессы и ремонт всех транспортных средств.
За последние 10—20 лет на отечественном железнодорожном транспорте так же, как и на железных дорогах других экономически развитых стран, использование полимерных материалов было особенно интенсивным. Применение их в разнообразном оборудовании железнодорожной техники — в устройствах и аппаратуре автоматики, телемеханики и связи, во всех типах локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, в верхнем строении пути, в железнодорожных сооружениях и контактной сети — дает значительный технико-экономический эффект. Во многих случаях применение пластических масс, резин и других полимерных материалов способствует решению таких актуальных проблем эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, как повышение безопасности и скорости движения поездов, улучшение перевозочного процесса, увеличение производительности транспортных средств, снижение веса тары подвижного состава, повышение надежности и срока службы железнодорожного оборудования. Важность и значение этих проблем для выполнения задач, поставленных XXIV съездом КПСС по повышению эффективности эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, чрезвычайно велики.

Таблица 3
Динамика цен на пластические массы


Страны

Индексы цен, % к 1955 г. по годам

1958

1960

1961

1962

1963

1964

1965

США

90

86

82

81

80

80

79

Англия

95

90

82

79

78

77

76

Исследовательские и конструкторско-технологические работы, проводимые в этой области на отечественном железнодорожном транспорте, с учетом уже имеющегося опыта применения полимерных материалов в железнодорожном подвижном составе, верхнем строении пути и в оборудовании других технических средств железнодорожного транспорта охватывают большую сферу технических задач. Решением их занимаются железные дороги также и других стран мира. Однако уровень, направленность и масштабы проводимых в этой области работ в различных странах не одинаковы. В основном это объясняется разной степенью развитости химической промышленности, выпускающей полимерные материалы.
В Советском Союзе потребности железнодорожного транспорта в пластических массах, резинах и других полимерных материалах значительно превышают возможности поставки их химической промышленностью. Однако темпы ее развития в последние десятилетия и в текущей пятилетке вдвое-втрое превышают темпы развития соответствующих химических отраслей зарубежных, передовых в экономическом отношении стран. Это создает уверенность в постепенном сокращении разрыва между потребностью в полимерных материалах и деталях для совершенствования железнодорожного оборудования и поставками их промышленностью. В связи с этим для наиболее рационального использования этих материалов большое значение приобретает информация об исследованиях и опыте применения их в железнодорожной технике на зарубежных дорогах.
Целью настоящей книги является ознакомление инженерно-технических работников железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения с применением синтетических смол, пластических масс и резин в подвижном составе, контейнерах, устройстве пути, сооружениях и контактной сети зарубежных железных дорог. Авторы не задавались целью освещения исследований и опыта применения полимерных материалов на отечественном железнодорожном транспорте, достаточно подробно описанных в трудах ЦНИИ и других литературных источниках, опубликованных за последние 5—10 лет. Не ставили они своей задачей и сопоставление отечественного и зарубежного опыта в области использования полимерных материалов.
Книга не претендует на исчерпывающее освещение использования полимерных материалов на зарубежном железнодорожном транспорте, однако авторы надеются, что изложенный материал заинтересует широкий круг инженерно-технических работников железнодорожного транспорта, транспортного машиностроения и строительства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Костандов Л. А. Научно-технический прогресс в химической промышленности. М., Изд-во «Знание», 1971.
  2. Modern Plast., 1966, 43, № 12, 99.
  3. Modern Plast., 1968, 45, № 10, 35.
  4. «Производство и переработка пластмасс», 1971, №5 НИИТЭХИМ.
  5. Цены на химические товары в капиталистических странах. Справочник НИИТЭХИМ, М„ 1968.