Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах. Илья Павлович Ситковский, Василий Илларионович Маевский, Москва «Транспорт», 1973.
В книге даются сведения о применении полимерных материалов в пассажирских и грузовых вагонах, контейнерах, локомотивах, верхнем строении пути, контактной сети и в некоторых железнодорожных сооружениях.
Описываются конструкции деталей и их элементов из пластмасс и резин.
Рассчитана на инженерно-технических работников всех служб железнодорожного транспорта.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Интенсивное развитие химической промышленности привело за последние десятилетия к созданию и промышленному производству большого количества полимеров и новых синтетических материалов на их основе. Мировое производство полимерных материалов увеличивается значительными темпами. Динамика роста производства пластмасс и синтетических смол за последнее десятилетие в некоторых экономически развитых странах приведена в табл. 1.
К 1970 г. мировое производство пластмасс составило около 30 млн. т. По оценке Стендфордского университета (США) выпуск пластмасс к 1980 г. достигнет 73 млн. т, а по оценке западногерманской фирмы Хёхст — 90 млн. т [1]. По имеющимся прогнозам к 2000 г. мировое потребление пластмасс достигнет 1 млрд. 700 млн. т в год 12]. По производству пластмасс на душу населения первые места занимают: ФРГ — около 75, Япония — 50 и США — 45 кг. Следует отметить, что в последнем десятилетии на фоне обычных в среднем темпов роста основных отраслей промышленности производство синтетических смол и пластмасс в зарубежных странах развивалось значительно более быстрыми темпами. Рост производства пластмасс и синтетических смол по сравнению с ростом производства традиционных материалов, например, в США за прошедшие и прогнозируемые 10 лет в сопоставлении с выпуском их в 1957—1959 гг. характеризуется данными, приведенными в табл. 2 [3].
Одновременно можно отметить, что для промышленности пластмасс и химической промышленности в целом за последние 10—15 лет характерна тенденция к понижению цен. Хотя ценообразование в промышленности капиталистических стран представляет очень сложный процесс и на цены воздействуют многочисленные факторы, однако принято считать, что уровень и динамика цен свидетельствуют о техническом прогрессе в данной отрасли промышленности.
Таблица 1
Выпуск пластических масс и синтетических смол
Таблица 2
Соотношение роста производства пластмасс и синтетических смол и роста производства традиционных материалов в США
Материалы | Рост производства по сравнению с 1957—1959 гг. в % за год | ||||
1962 | 1967 | 1972 | 1977 | 1982 | |
Пластмассы | 189,5 | 343,0 | 660,3 | 1224,0 | 2291,4 |
Изделия из пластмасс | 160,8 | 299,7 | 528,1 | 889,1 | 1433,5 |
Железо и сталь | 100,6 | 126,8 | 144,8 | 165,4 | 188,9 |
Цветные металлы | 119,1 | 153,8 | 196,6 | 251,7 | 324,2 |
Кожа | 102,3 | 105,5 | 110,9 | 116,8 | 123,3 |
Бумага | 119,7 | 153,7 | 195,7 | 250,5 | 322,2 |
По некоторым данным оптовые цены на синтетические смолы и пластмассы за десятилетний период в странах с наиболее развитой химической промышленностью снизились на 10, а на многие материалы на 40% [4].
Представляет интерес сравнение зарубежных и отечественных цен на полимерные материалы, так как это позволяет в определенной мере судить об общественно необходимых затратах труда и в известной мере оценить уровень развития того или иного производства в отдельных странах. Однако проведение прямого сравнения оптовых цен на продукцию химической промышленности и конкретно, например, на полимерные материалы в СССР и за рубежом практически весьма затруднено из-за их несопоставимости. В разных странах одинаковое название продукта не гарантирует одинакового их качества. При этом большое значение имеют чистота продукта, концентрация его, условия реализации, расфасовка и т. п.
Сотрудниками Института технико-экономических исследований химической промышленности сделана попытка приведения некоторых химических продуктов в отдельных зарубежных странах в сопоставимый вид [4]. Анализ показал, что цены большинства продуктов органического синтеза за рубежом ниже отечественных. Предполагается, что одной из основных причин высоких отечественных цен на такую продукцию является, по-видимому, меньшее развитие их производства по сравнению, например, с США, Японией или ФРГ. Вместе с тем в перспективе предусматривается снижение и отечественных цен на большинство полимерных материалов.
Общее снижение цен на пластмассы в зарубежных странах происходит в основном за счет полимеризационных пластиков. Производство их быстро растет, технология совершенствуется. Наблюдается снижение цен главным образом на такие пластики, как поливинилхлорид, полистирол, полиэтилен, полипропилен, поливинилацетат и др. Цены на фенопласты, мочевино- и меламиноформальдегидные пластмассы тоже имеют тенденцию к снижению, хотя и менее ярко выраженную. Динамика цен на пластические массы, например, в США и Англии за период с 1955 г. (100%) по 1965 г. приведена в табл. 3 [5].
Сочетание своеобразных положительных свойств полимерных материалов открыло новые пути и возможности совершенствования современной техники во всех отраслях общественного производства. Больше того, оказалось, что дальнейшее развитие и прогресс многих областей человеческой деятельности без использования полимерных материалов практически не осуществимы. Во многих случаях применение смол, пластических масс и резин явилось предпосылкой для создания совершенно новых эффективных производственных процессов, в ряде случаев позволило в корне изменить и улучшить существующие, а в большинстве содействовало их совершенствованию. Все это стимулировало значительные изыскания, исследования и конструкторско-технологические разработки по использованию полимерных материалов во всех отраслях техники. Большие работы в этом направлении проводятся и в железнодорожной технике. При этом они широко осуществляются как в промышленности, поставляющей вагоны, локомотивы и другое железнодорожное оборудование, так и на железнодорожном транспорте, непосредственно организующем и осуществляющем перевозочные процессы и ремонт всех транспортных средств.
За последние 10—20 лет на отечественном железнодорожном транспорте так же, как и на железных дорогах других экономически развитых стран, использование полимерных материалов было особенно интенсивным. Применение их в разнообразном оборудовании железнодорожной техники — в устройствах и аппаратуре автоматики, телемеханики и связи, во всех типах локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, в верхнем строении пути, в железнодорожных сооружениях и контактной сети — дает значительный технико-экономический эффект. Во многих случаях применение пластических масс, резин и других полимерных материалов способствует решению таких актуальных проблем эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, как повышение безопасности и скорости движения поездов, улучшение перевозочного процесса, увеличение производительности транспортных средств, снижение веса тары подвижного состава, повышение надежности и срока службы железнодорожного оборудования. Важность и значение этих проблем для выполнения задач, поставленных XXIV съездом КПСС по повышению эффективности эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, чрезвычайно велики.
Таблица 3
Динамика цен на пластические массы
Страны | Индексы цен, % к 1955 г. по годам | ||||||
1958 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | |
США | 90 | 86 | 82 | 81 | 80 | 80 | 79 |
Англия | 95 | 90 | 82 | 79 | 78 | 77 | 76 |
Исследовательские и конструкторско-технологические работы, проводимые в этой области на отечественном железнодорожном транспорте, с учетом уже имеющегося опыта применения полимерных материалов в железнодорожном подвижном составе, верхнем строении пути и в оборудовании других технических средств железнодорожного транспорта охватывают большую сферу технических задач. Решением их занимаются железные дороги также и других стран мира. Однако уровень, направленность и масштабы проводимых в этой области работ в различных странах не одинаковы. В основном это объясняется разной степенью развитости химической промышленности, выпускающей полимерные материалы.
В Советском Союзе потребности железнодорожного транспорта в пластических массах, резинах и других полимерных материалах значительно превышают возможности поставки их химической промышленностью. Однако темпы ее развития в последние десятилетия и в текущей пятилетке вдвое-втрое превышают темпы развития соответствующих химических отраслей зарубежных, передовых в экономическом отношении стран. Это создает уверенность в постепенном сокращении разрыва между потребностью в полимерных материалах и деталях для совершенствования железнодорожного оборудования и поставками их промышленностью. В связи с этим для наиболее рационального использования этих материалов большое значение приобретает информация об исследованиях и опыте применения их в железнодорожной технике на зарубежных дорогах.
Целью настоящей книги является ознакомление инженерно-технических работников железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения с применением синтетических смол, пластических масс и резин в подвижном составе, контейнерах, устройстве пути, сооружениях и контактной сети зарубежных железных дорог. Авторы не задавались целью освещения исследований и опыта применения полимерных материалов на отечественном железнодорожном транспорте, достаточно подробно описанных в трудах ЦНИИ и других литературных источниках, опубликованных за последние 5—10 лет. Не ставили они своей задачей и сопоставление отечественного и зарубежного опыта в области использования полимерных материалов.
Книга не претендует на исчерпывающее освещение использования полимерных материалов на зарубежном железнодорожном транспорте, однако авторы надеются, что изложенный материал заинтересует широкий круг инженерно-технических работников железнодорожного транспорта, транспортного машиностроения и строительства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Костандов Л. А. Научно-технический прогресс в химической промышленности. М., Изд-во «Знание», 1971.
- Modern Plast., 1966, 43, № 12, 99.
- Modern Plast., 1968, 45, № 10, 35.
- «Производство и переработка пластмасс», 1971, №5 НИИТЭХИМ.
- Цены на химические товары в капиталистических странах. Справочник НИИТЭХИМ, М„ 1968.