Содержание материала

Двери.

Начало применения дверей из стеклопластиков в пассажирских вагонах относится к 50-м годам. Благодаря малому весу и высокой прочности двери из стеклопластика надежны в эксплуатации. Поэтому они получили широкое распространение. В настоящее время в вагонах зарубежных дорог двери из стеклопластика признаны наиболее экономически выгодными и относятся к массовым изделиям из пластмасс, используемым в подвижном составе (рис. 12). Ими оборудованы многие современные пассажирские вагоны в Англии, ГДР, Голландии, США, ФРГ, Швейцарии, Франции, Японии и других странах. Многие фирмы на вновь строящихся вагонах устанавливают двери только из пластмасс, преимущественно из стеклопластика.


Рис. 10. Резервуары для воды из стеклопластика в процессе изготовления


Рис. 11. Бак для смывных вод из стеклопластика» установленный под вагоном


Рис. 12. Заготовки дверей из стеклопластика на основе полиэфирной смолы


Рис. 13. Кресла из стеклопластика с набивкой из эластичного пенополиуретана
В Англии, например, к 1970 г. было установлено в вагонах около 40 тыс. дверей из стеклопластика на полиэфирных смолах. Доказано, что такие двери более долговечны, а вес их примерно в 3 раза меньше металлических или выполненных из древесины [20].
Конструкции дверей разнообразны. В Англии двери купе, а также двухстворчатые для межвагонных переходов выполняются монолитными, изготовляемыми методом прессования [20]. В ГДР раздвижные двери купе в пассажирских четырехосных вагонах изготовляют в виде трехслойной конструкции типа «сэндвич» с оболочками из стеклопластика и с промежуточным заполнением из пенопласта. В ФРГ применяют двери трехслойной конструкции с ребрами жесткости между оболочками без пенопластового промежуточного слоя. Такие двери на 80% легче металлических. В Голландии двери пассажирских вагонов выполнены также трехслойной конструкции типа «сэндвич» с пенопластовым заполнителем и стеклопластиковыми оболочками [5]. Большое распространение стеклопластиковых дверей в зарубежном вагоностроении объясняется, помимо указанных преимуществ, еще и меньшей трудоемкостью их изготовления.

Разные элементы и детали внутреннего оборудования.

В пасса жирских вагонах зарубежных железных дорог в больших количествах изготовляют и применяют оконные рамы и наличники, выполненные из стеклопластиков. В отличие от обычных деревянных, чрезвычайно восприимчивых к воздействию влаги стеклопластиковые оконные обвязки, рамы и наличники не подвергаются гниению, сохраняют свои размеры при увлажнении и не требуют ремонта или замены в течение длительного времени. Такие детали из пластика хорошо себя зарекомендовали за время длительной эксплуатации [5].   
Из стеклопластика изготовляют также жесткие диваны в вагонах пригородных поездов, откидные полки для лежания в спальных вагонах, каркасы кресел и мягких диванов [3]. В вагонах электропоездов класса 581 Японских железных дорог, например, места для сидения могут переоборудоваться в спальные. Верхние и средние полки в этих вагонах сделаны из стеклопластика трехслойной конструкции с заполнением промежуточного слоя бумажнослоистым пластиком на основе фенолоформальдегидной смолы, изготовленным в виде крупноячеистого сотообразного пласта [3, 19].
В пассажирских вагонах восьмивагонных поездов железных дорог Англии из стеклопластика сделаны каркасы кресел. Такими же креслами оборудованы вагоны серии МАРк II и вагоны серии ХР-64 и др. (рис. 13). Креслами аналогичного типа и конструкции оборудованы вагоны пассажирских поездов, эксплуатирующихся на участке Берлингтон—Дамбертон (Канада). Интересно отметить, что вагоны длиной 25,9 м, с числом мест 94 благодаря широкому использованию полимерных материалов имеют вес тары около 29 m [31].
В Японии в вагонах-ресторанах стулья с кожаными подушками изготовлены из стеклопластика. Они удобны и обладают высокой прочностью [22]. В Англии Научно-исследовательским отделом по использованию полимерных материалов на железнодорожном транспорте в Дерби был разработан процесс холодного прессования стеклопластика для изготовления каркасов кресел. В специально спроектированный пресс закладывался стекломат, который предварительно подпрессовывался. Затем подавалась полиэфирная смола, после чего производилось окончательное прессование. Изделие имело стенки толщиной 6 мм [5].


Рис. 14. Элементы воздуховодов и трубопроводов сложной конфигурации из стеклопластика
В дальнейшем каркасы кресел формовались из материала «пре-прег», представляющего собой полуфабрикат стеклопластика (пропитанный полиэфирной смолой стекловолокнистый наполнитель, легко деформируемый при нормальной температуре), который в процессе нагрева под давлением сначала размягчается и становится пластичным, а затем в форме переходит в твердое, неплавкое состояние. При этом в пресс-форму предварительно укладывается листовой полиэтилен, который в процессе прессования, напрессовываясь на стеклопластик, создает декоративную облицовку изделия. Добавление же в состав смолы «пре-прега» антипирена делает изделие трудновосгораемым [20].
Наряду с перечисленными деталями в зарубежном вагоностроении в целях снижения веса оборудования вагонов, для продления его сроков службы и снижения эксплуатационных расходов пластмассы, главным образом стеклопластики, применяют для изготовления аккумуляторных ящиков и ящиков для инструмента, песочниц и т. п. [9, 14]. Из стеклопластиков изготовляют вентиляционные каналы, воздуховоды, соединительные элементы к ним (рис. 14) [3, 5], верхние плиты и кольца пневматических рессор [1], корпуса вентиляторов [14] и лопасти водяных насосов [5], внутреннюю обшивку кабин управления, дверные пороги и наличники, защитные кожухи редукторов [5, 9], каркасы и обшивку пультов управления. Используют также его для изготовления крышевых люков, установки и ревизии водяных баков [1, 4], кухонного оборудования в вагонах-ресторанах [4], лестниц в двухэтажных вагонах, межкупейных перегородок [1, 4, 5, 6], деталей оборудования санузлов (унитазов, сливных труб, умывальных раковин и т. п.) [3, 17], а также откидных столиков и стоек к ним.