Существует много конструкций цистерн, котлы которых оборудованы системами для обогрева или охлаждения перевозимых жидкостей. Наряду с этим создаются цистерны с котлами, снабженными надежной термоизоляцией, способной длительное время сохранять необходимую температуру перевозимых в цистернах жидкостей. Такого типа цистерны созданы в Японии, ФРГ и США. Стены котлов этих цистерн выполнены по принципу изготовления трехслойных конструкционных панелей типа «сэндвич». Внутренняя стенка котла, являющаяся внутренней оболочкой трехслойной конструкции, изготовлена из нержавеющей стали толщиной 3,2 мм. Наружная, являющаяся внешней оболочкой конструкция, выполнена из стали. Промежуточный слой между оболочками, являющийся термоизоляцией, выполнен из пенополиуретана, обладающего свойством прочно приклеиваться во время процесса полимеризации (отверждения) к металлу внешней и внутренней оболочек, без каких-либо дополнительных средств. Цистерны с такими котлами строятся емкостью от 30 до 75 т. Приводится пример, когда в цистерне типа «сэндвич» кокосовое масло, отправленное из Детройта в Чикаго, имело температуру 56° С, через 7 дней было доставлено получателю и имело температуру 51° С (при средней температуре наружного воздуха около 10° С).
В Японии также строятся цистерны с котлами аналогичного типа. Одной из последних конструкций является цистерна типа ТАКИ 1 7500. В конструкции котла этой цистерны, так же как и в описанных, между наружными и внутренними оболочками котла помещена пенополиуретановая теплозащитная прослойка. Стальные оболочки имеют толщину 4,5 мм, а толщина промежуточного слоя теплоизоляции составляет 190 мм. Между внутренней и наружной стенками отсутствуют металлические мостики, благодаря чему потери тепла сведены до минимума. Грузоподъемность такой цистерны составляет 35 т, вес тары 78,6 т, емкость котла 34,6 м3.
Аналогичная цистерна типа ТАКИ 1 4800 также имеет теплоизоляцию из пенополиуретана толщиной 150 мм и оболочки котла из нержавеющей стали. Цистерна предназначена для перевозки жидкого капролактама.
В Швеции создан металлический котел цистерны интересной конструкции, позволяющий перевозить две различные жидкости одновременно. Особенность конструкции котла заключается в том, что внутри него в продольном направлении установлена вертикальная эластичная перегородка, разделяющая котел на две части. Перегородка изготовлена из резины на основе синтетического каучука, которая после наполнения жидкостью цистерны прилегает к внутренней части котла. В цистерне имеется два наливных и два сливных изолированных друг от друга прибора.
При заполнении цистерны каким-либо видом жидкости разделительная резиновая стенка по мере увеличения количества загружаемой жидкости прижимается к противоположной стороне котла, цистерны. При необходимости перевозить другой вид жидкости последняя загружается через второй автономный наливной прибор и по мере заполнения цистерны отжимает резиновую перегородку к противоположной стенке цистерны. Она может использоваться и для перевозки некоторых сыпучих грузов. Вместимость этой двухосной цистерны составляет 36,6 м3, вес тары 23 т. Достоинства цистерны с резиновой перегородкой очевидны. Такая цистерна с разделительной резиновой перегородкой эксплуатируется в Нигерии для перевозки из центра страны к побережью растительного, а в обратном направлении — минерального масла [19].
Опытная железнодорожная цистерна двойного назначения построена в Народной Республике Болгарии. Она создана для перевозки жидких и сыпучих грузов и с 1970 г. находится в эксплуатационной проверке. Так же, как и в предыдущем случае, котел внутри цистерны разделен на две части синтетической мембраной, изготовленной из масло- и кислотостойкой резины на основе синтетического каучука. Грузоподъемность ее рассчитана для перевозки 30 м3 жидкости или 25 т цемента.
Полимерные материалы на зарубежных жд - Цистерны с термоизоляцией
- Подробности
- Категория: Подвижной состав
Содержание материала
Страница 23 из 45