Скоростемер ЗСЛ-2М состоит из приводного вала 1 (рис. 1), чугунного корпуса 2, откидной крышки 3, электромагнитов (четыре электромагнита для регистрации параметров АЛСН) 5, регистрирующего механизма 4, замка 6, ключа 7 завода часов, указателя скорости 8, часов со стрелками 9, стрелки указателя скорости 10, передней стенки 11, счетчика километров 12, индикатора тормозного давления 14, штепсельного соединения 13.
Вращающий момент от колесной пары к механизму скоростемера с помощью приводного вала 1 передается через редуктор и привод скоростемера. Откидная крышка 3, шарнирно прикрепленная к передней стенке корпуса 2, имеет застекленное окно, через которое видны диаграммная лента, лентопротяжный механизм и колонки с писцами для записи на ленте основных параметров. Крышка снабжена приспособлением для опломбирования.
К передней части корпуса 2 прикреплена передняя стенка 11 с застекленным окном, через которое видны циферблаты указателя скорости 8 и часов со стрелками 9 и счетчик километров 12. Левый нижний винт крепления передней стенки на головке имеет отверстие для навешивания пломбы.
В правом верхнем углу передней стенки находится ключ 7 завода часов. Для перевода стрелок часов необходимо вытянуть ключ на себя и вращать его по часовой стрелке. Под корпусом скоростемера прикреплен индикатор тормозного давления 14.
Все разъемные соединения и отверстия корпуса имеют специальные уплотнения для предохранения механизма скоростемера от попадания пыли и влаги.
Частота вращения приводного вала строго согласована с частотой вращения колесной пары локомотива, от которой скоростемер приводится в действие. Это обеспечивает правильность показаний скорости локомотива.
Рассмотрим механизмы скоростемера ЗСЛ-2М, выполняющие самостоятельные функции: приводной вал с реверсивным устройством, измеритель скорости, счетчик километров, регистратор направления движения, часовой механизм, регистрирующий механизм индикаторов тормозного давления.
Приводной вал с реверсивным устройством.
Приводной вал 1 (рис. 2) скоростемера через редукторный привод получает вращение от колеса локомотива. Реверсивное устройство, установленное на приводном валу, обеспечивает одностороннее вращение основной оси 8 скоростемера независимо от направления вращения вала. Оно имеет две конические шестерни 4 и 5, которые свободно сидят на валу. На ступицах шестерен нарезаны храповые вырезы, направленные в противоположные стороны. К торцам дисковых втулок 2 реверса, жестко насаженных на валу, прилегают ступицы конических шестерен 4 и 5.
Рио. 1 Общий вид скоростемера ЗСЛ-2М
Защелки 6, подтягиваемые пружинами 3 к ступицам конических шестерен, шарнирно укреплены на торцах дисковых втулок 2. Зубья защелок направлены в сторону зацепления с храповыми вырезами на ступицах комических шестерен.
Рис. 2. Приводной вал скоростемера с реверсивным устройством
Обратному направлению (заднему ходу) локомотива соответствует вращение приводного вала 1 против часовом стрелки, при атом защелка 6 нижней втулки работает вхолостую (на проскок) но храповому вырезу на ступице нижней конической шестерни. В храповой вырез на ступице верхней конической шестерни упирается защелка 6 верхней дисковой агулки 2, вращая шестерни по часовой стрелке, при этом приводится во вращение основная ось 8 скоростемера через шестерни 5 и 7, но против часовой стрелки.
При переднем ходе приводной вал вращается по часовой стрелке, нижняя коническая шестерня 4 зацепляется защелкой 6 и, вращаясь вместе с валом, приводит во вращение ось 8 против часовой стрелки. При вращении приводного вала по часовой стрелке защелка 6 верхней втулки 2 будет работать вхолостую — перемещаться по храповому вырезу на ступице верхней конической шестерни.