Испытания скоростемеров осуществляют в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными Инструкцией но эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров типов 3СЛ-2М.
Установленный на испытательном стенде скоростемер обкатывают при скоростях 20, 40, 60, 80, 100, 120 и 140 км/ч (по шкале прибора) не менее чем 50 км по счетчику на разных скоростях.
При испытаниях скоростемера проверяют:
соответствие показаний стрелки скорости частоте вращения приводного вала, помноженному на два. Например, при 30 об/мин приводного вала прибора стрелка должна показывать 60 км/ч, при 40 об/мин — 80 км/ч. Погрешность измерения скорости не должна превышать ± 2 км/ч на всей шкале;
соответствие записи на диаграммной ленте показаниям прибора на различных скоростях, а также границы записи скорости и минут относительно линии перфорационных наколов на ленте;
качество записей на диаграммной ленте. Записи на ленте должны быть четкими и не иметь царапин, задиров и других дефектов, затрудняющих чтение. Наколы часов должны быть четкими; ширину записи писца заднего хода и расположение записи.
Запись заднего хода должна располагаться на нижней черте диаграммной ленты не ниже линии километровых наколов. Ширина записи должна быть (2+0,5) мм;
совпадение моментов изменения направления вращения приводного вала и начала записи обратного хода. Несовпадение не должно превышать одного оборота вала;
форму перфорационных наколов на всех трех линиях. Наколы должны иметь форму точек. Если наколы имеют овальную форму (фрикцион сильно тянет ленту), фрикцион отпускают. Фрикцион должен без натяжения ленты успевать наматывать отработанную ленту на катушку. Если фрикцион не удовлетворяет этому требованию, его затягивают; шаг перфорационных наколов должен равняться 5 мм [20 наколов должны соответствовать (100± 1/2) мм];
работу часового хода измерителя скорости на самопуск с 5 км/ч по шкале. Вибрацию записи скорости на ленте замеряют линейкой, она не должна превышать 1 мм;
совпадение острия часовой стрелки с острием минутной стрелки в 24 ч;
возвращение стрелки скорости на нуль шкалы, а рейки записи скорости — на нулевую линию на диаграммной ленте при остановке;
высоту подъема рейки скорости [должна быть (40+0,5)мм] и высоту вертикальной линии записи минут [(29,5±0,5) мм];
совпадение момента спада минутной рейки с получасовыми и часовыми показаниями стрелки часов. Опережение или отставание падения рейки допускается в пределах 1 мин (по циферблату). В случае необходимости регулировки переставляют стрелку минут;
спад часовой рейки, который должен произойти ранее 10 и не позднее 25 мин первого часа следующих суток по показаниям часа данного прибора;
расположение накола часов в 24 ч. На кол должен находиться на верхней линии перфорации. Подгонку выполняют перемещением хвостовика ползунка накола часов в пазу верхней части рейки;
плавность перевода стрелок и отсутствие проскоков регистратора получасов, сброс показаний рейсовой группы счетчика на нуль. Цифры барабанов должны располагаться по центральной линии окна в циферблате. Механизм сброса должен работать четко, без заеданий. Колебания стрелки скорости в пределах всей шкалы не должны превышать ±2 км/ч; работу индикатора тормозного давления. К индикатору подводят сжатый воздух из магистрали и контролируют его работу по записи на ленте. На ленте нулевая линия давления воздуха должна совпадать с линией скорости 50 км/ч±0,5 мм.
Положение писца допускается регулировать перемещением держателя писца по пазу в верхней части тяги индикатора. В случае увеличения давления от 0 до 0,6 МПа (6 кгс/см2) писец индикатора при неподвижной ленте должен записывать вертикальную линию высоты (25±0,5) мм. В случае уменьшения давления от 0,6 МПа (6 кгс/см2) до 0 писец должен вернуться в исходное положение, т. е. встать на линии 50 км/ч +-0,5 мм. При испытании на уменьшение давления после каждого снижения давления на 1 МПа (1 кгс/см2) ленту передвигают вручную на 5—10 мм. При этом на ленте должны быть четко видимые ступеньки снижения давления. Высота ступеньки при снижении давления с 0,6 до 0,5 МПа (с 6 до 5 кгс/см2) должна быть (44+-0,16) мм. При другой высоте этих ступенек выполняют регулировку индикатора подвижными колонками.
После испытания скоростемера пломбируют индикатор тормозного давления и контактное устройство. На пломбе должно быть клеймо депо или мастерских, производивших ремонт скоростемера, а также число и месяц, когда выполнялся ремонт. На правой боковой стенке корпуса скоростемера белилами наносят трафарет с указанием даты ремонта. В паспорте прибора и в журнале ремонта делают запись о выполнении ремонта.
Ремонт и испытания контактно-регистрирующего устройства.
Предварительную проверку контактно-регистрирующего устройства осуществляют для установления правильности его работы и определения требуемого объема ремонта. До постановки скоростемера на стенд следует ознакомиться с записями машиниста в журнале депо и скоростемерными лентами с целью выявления неработающих или неправильно работающих узлов и деталей.
При предварительном осмотре проверяют крепление всех деталей, при необходимости их закрепляют, осматривают все устройство и уплотнение крышки. Устройство с поврежденными деталями подлежит ремонту. Резиновое уплотнение с надрывами, трещинами, распушенными краями и другими дефектами заменяют.
Открывают откидную крышку 3 (см. рис. 1) электромагнитных регистраторов, осматривают уплотнения и определяют их годность. Затем проверяют крепление электромагнитов и других деталей к откидной стенке. При необходимости детали закрепляют. Поврежденные детали и уплотнения ремонтируют или заменяют новыми. Скоростемер устанавливают на стенд для проверки правильности переключения контактов по сигнальным лампам на контролируемых скоростях 10 и 20 км/ч при вращении скоростемера. Поочередно по мере достижения скоростемером частот вращения, соответствующих контролируемым ступеням скоростей, размыкаются отдельные контакты и соответственно гаснут сигнальные лампы, включенные в цепь данных контактов. Далее проверяют напряжение, при котором срабатывают электромагниты, и качество записи писцов на скоростемерной ленте, подавая напряжение па каждый электромагнит в отдельности.
При осмотре контактного устройства скоростемера проверяют также надежность крепления крышки. Крышка должна плотно прилегать к корпусу и не иметь качки. Поверхность крышки покрывают ровным слоем черной эмали. Затем крышку открывают и осматривают ее внутреннюю поверхность. Проверяют отсутствие заеданий в петле крышки. Крышку с нарушенной поверхностью окраски, с трещинами, отколами и другими дефектами снимают для ремонта или замены. Осматривают резиновое уплотнение. Заменяют уплотнения с надрывами, трещинами, разлохмаченными краями, а также имеющие остаточную деформацию (толщину менее 2 мм).
Проверяют детали контактного устройства. При необходимости их закрепляют.
Кулачковые шайбы не должны иметь трещин, коробления и отколов. Имеющие дефекты шайбы заменяют новыми.
Контактные группы с изломами, трещинами и другими дефектами отдельных деталей снимают и ремонтируют. Контакты 8 (см. рис. 17) имеют серебряные или стальные хромированные пластины. Проверяют разрывы контактов (зазоры между разомкнутыми контактами) и при необходимости изменяют угол прижима контактной группы к кулачковой шайбе. Разрыв контактов должен быть не менее 1,5 мм. Переходное сопротивление контактов должно быть не более 0,06 Ом.
Проверяют и при необходимости регулируют нажатие и провал контактов, а также нажатие контактной пружины на упорную пластину. Нажатие контактов должно быть не менее 0,25 Н (25 гс), а провал — не менее 0,7 мм. Нажатие контактной пружины на упорную пластину должно быть 0,15—0,2 Н (15—20 гс).
При осмотре электромагнитных регистраторов скоростемера проверяют наружные поверхности крышки 5 (см. рис. 18) и откидной стенки 11, надежность прилегания крышки к корпусу скоростемера и к откидной стенке, а также работу замка. Крышка не должна иметь качки и вибраций. Замок должен надежно запирать крышку и откидную стенку и работать без заедания.
Регистрирующее устройство очищают от ныли сухим сжатым воздухом или пылесосом, а от грязи — салфетками, увлажненными бензином. При протирке бензином необходимо следить за тем, чтобы бензин не попадал на соединительные провода и катушки.
Осматривают все узлы и детали электромагнитных регистраторов. Детали с трещинами, изломами и другими дефектами
заменяют или ремонтируют. Реле с неисправной катушкой заменяют.
Толкатели вынимают из распорных втулок, промывают бензином, протирают и вставляют на место. Проверяют крепление проводов к корпусу скоростемера, подсоединение проводов к зажимам аппаратов и штепсельному разъему, изоляцию, хлорвиниловые трубки на проводах, у штепсельного разъема и электромагнитов в местах припайки. Обнаруженные дефекты устраняют.
Длина петли жгута должна обеспечивать свободный подъем электромагнитов на откидной накладке откидной стенки. Проверяют состояние резиновых уплотнений, при необходимости их заменяют.
Уплотнение между крышкой и корпусом изготовляют из листовой морозостойкой резины. Уплотнение 9 выполняют из резиновой трубки с наружным диаметром 7 мм. Оно может быть заменено хлопчатобумажным шнуром марки ШХБ-2Б 4,5, связанным в два слоя так, чтобы высота слоев была 9 мм, и пропитанным в церезине.
Проверяют зазор между сердечником и якорем электромагнита, при необходимости его регулируют. Зазор между якорем и сердечником должен быть (2,3+0,1) мм. Проверяют отсутствие заеданий якоря при поворачивании его на опоре (при срабатывании электромагнита) и расстояние, на которое перемещается писец.
Перемещение писцов при срабатывании электромагнитов должно быть не менее 2,5 мм.
При осмотре штепсельных разъемов контактно-регистрирующих устройств проверяют и при необходимости восстанавливают крепление штырей в штепсельной вилке и гнезд в штепсельном гнезде, а также маркировку штепсельного разъема. Проверяют надежность крепления патрубка со штепсельным разъемом к корпусу скоростемера, а также наличие стопорного впита в накидной гайке штепсельного разъема.
Ремонт контактного устройства выполняют следующим образом. Открывают крышку, осматривают контакты 8 (см. рис. 17) и снимают с оси кулачковые шайбы 1, гайки и шайбы. Снятые детали протирают тканью, увлажненной бензином, а затем насухо чистыми салфетками.
Кулачковые шайбы с трещинами, изломами, короблением и другими дефектами, гайки с забитыми гранями, винты с разработанными шлицами заменяют. Выработка кулачковых шайб допускается на глубину не более 0,5 мм.
При отсутствии шайб из пресс-порошка допускается изготовление их из гетинакса «Г» в соответствии с чертежами завода-изготовителя. Проверяют резьбовыми калибрами III класса точности (2Μ8х0,75) резьбы гаек, втулок и стопорных винтов.
Втулки и гайки с изношенной, забитой и сорванной (более двух крайних ниток) резьбой и винты с резьбой, имеющей дефекты, заменяют.
Из корпуса скоростемера вынимают стакан в сборе с осью и разбирают снятый узел. При этом снимают дисковую муфту, предохранительное кольцо, шайбы, подшипники, распорную втулку и ось.
Ось, муфту, распорную втулку, кольца и стакан протирают тканью, увлажненной бензином, а шарикоподшипники промывают эмульсией, представляющей собой водный раствор с добавлением 2—3% керосина, 8—10% смазки 1-13 с содержанием мыла не менее 23%. Эмульсию готовят при температуре 90—95°С.
Муфту, предохранительные кольца, шайбы, стакан, распорную втулку насухо протирают. Негодные детали заменяют.
При ремонте проверяют, как входит палец (штифт) ведомого диска в паз ведущего диска. При этом следят, чтобы это соединение имело при работе зазор не более 1,5°.
Шарикоподшипники с дефектами заменяют новыми. Перед сборкой подшипники промывают бензином и закладывают в них смазку ЦИАТИМ-201.
В стакан вставляют ось, подшипники, распорную втулку, фиксируют положение подшипников шайбами и предохранительным кольцом. Затем устанавливают на ось дисковую муфту и закрепляют предохранительным кольцом.
Кулачковые шайбы с втулками монтируют на оси, фиксируют стопорными винтами, ставят под ними свинцовые прокладки, закрепляют гайками и шайбами. Кулачковые шайбы должны быть надежно закреплены на оси, а биение их по окружности не должно превышать 0,2 мм.
Проверяют надежность крепления контактных пружин с прокладками к скобе. Скобу с поврежденными резьбовыми отверстиями заваривают, затем обрабатывают, сверлят отверстия и нарезают резьбу по чертежу. Незначительные нарушения резьбы в отверстиях допускается устранять прогонкой метчиком М3. При необходимости скобу заменяют.
Прокладки, винты и стопорные пластины с дефектами (трещинами, изломами и т. д.) заменяют. Осматривают контактные пружины, упорные пластины и рессоры, негодные заменяют. Нарушенные соединения ролика с обоймой и обоймы с контактной пластиной восстанавливают расклепкой оси или установкой новых заклепок.
Контакты 8 (см. рис. 17) при наличии следов подгара или оплавления зачищают. Контакты с местными выжигами или выработкой на глубину нс более 1 мм опиливают напильником и шлифуют наждачной бумагой. Высота контактной площадки контакта после опиловки должна быть не менее 1,15 мм. Контакты, не обеспечивающие указанной высоты, заменяют.
Контактные группы собирают и устанавливают на корпусе скоростемера так, чтобы середина рабочей кулачковой шайбы совпадала с серединой роликов соответствующей пары контактов.
Крышка предварительно должна быть осмотрена, отремонтирована и после окраски снаружи черной или серой нитроэмалью и белой внутри, сушки и подкладки резинового уплотнения закреплена.