Содержание материала

Для ускорения процесса и качественной расшифровки скоростемерных лент Главным управлением локомотивного хозяйства МПС рекомендовано применение специальных шаблонов, линеек, приспособлений и планшеток. Для удобства работы расшифровщика рекомендуется изготовить специальный стол с откидной крышкой для размещения приспособлений и ящиками для скоростемерных лент. Освещение стола осуществляется в зависимости от местных условий.
Шаблоны. Для расшифровки лент изготовляют шаблоны с учетом существующего расположения регистрирующих писцов (см. рис. 67). В верхней части расположены писцы для записи времени t, показаний огней локомотивного светофора: желтого ЭЖ, желтого огня с красным ЭКЖ, красного ЭК и автостопа ЭЭ. В нижней части расположены писцы скорости υ, давления воздуха в тормозной магистрали ТД, регистрации заднего хода ЗХ.


Рис. 106. Шаблоны для расшифровки огней локомотивного светофора (а), параметров при скорости до 150 км/ч (б) и до 220 км/ч (в) и режима торможения (г)

Шаблон для расшифровки показаний локомотивных светофоров (рис. 106, а) накладывают на ленту скоростемера и в местах нанесенных рисок определяют: время ВР, скорость движения СК, показания локомотивных светофоров (желтого Ж, желтого с красным или красного КЖ), положение автостопа А, тормозное давление ТД и движение передним или задним ходом ЗХ.
Шаблоны, показанные на рис. 106, б и в, применяют для расшифровки скорости движения, давления в тормозной магистрали и показаний локомотивной сигнализации. В верхней части шаблона соответственно показаниям на ленте написаны линии записи негорящих огней локомотивных светофоров: красного К, желтого с красным КЖ и желтого Ж. Появление на локомотивном светофоре одного из огней записывается вертикальной риской (для К и КЖ — вправо от вертикальной черты, для Ж — влево от нее) Показание огня этого светофора записывается горизонтальной чертой, смещенной вниз на 2-2,8 мм относительно записи показания негорящего светофора.
Буквой А обозначена линия включенного положения автостопа. Штрихи на линии А показывают периодическое нажатие рукоятки бдительности. Включенное положение автостопа записывается горизонтальной чертой, смещенной вверх относительно записи включенного положения.
В шаблоне вырезано окно, по краям которого дана разметка скорости, в километрах в час (слева) и давления в мегапаскалях (в атмосферах) (справа). Горизонтальные линии с точками, имеющими масштаб 5 мм — 1 км, соответствуют километровым наколам на ленте.
Таким шаблоном пользуются следующим образом: на ленте зафиксировано появление красного, желтого с красным или желтого огня локомотивного светофора. Риска включения этого огня на шаблоне совмещается с риской включения огня на ленте. Линии точек километровых наколов должны совпадать на шаблоне и на ленте. По левому вырезу окна определяют положение локомотива на участке и скорость его движения в момент включения огня. По правой кромке окна шаблона определяют давление воздуха в тормозной магистрали.
При расшифровке показаний автостопа момент срабатывания автостопа на ленте (отмеченный вертикальной риской) совмещают с риской на шаблоне. По левой кромке окна шаблона находят место и время срабатывания, автостопа на ленте.
Чтобы зафиксировать положение локомотива при обнаружении нарушения по левой кромке окна шаблона, на ленте проводят черту карандашом.
Давление в тормозной магистрали и ступень торможения определяют, применяя шаблон тормозного давления (рис. 106,г). Для пассажирского поезда пользуются верхней частью шаблона, для грузового —- нижней. Линии точек на шаблоне соответствуют нижней линии наколов на ленте. Горизонтальная линия, помеченная 0 МПа, показывает начало отсчета давления в тормозной магистрали.
При поездном положении ручки крана машиниста давление в тормозной магистрали должно быть для пассажирского поезда от 0,5 до 0,52 МПа (от 5 до 5,2 кгс/см2), для грузового — от 0,53 до 0,55 МПа (от 5,3 до 5,5 кгс/см2). Каждой горизонтальной черте давления в тормозной магистрали соответствует наклонная черта падения давления, выполненная тем же цветом. Определив давление в тормозной магистрали, находят снижение давления при торможении сдвигом шаблона в левую или правую сторону до совпадения скачка давления на ленте и размера вертикальной риски между горизонтальной и наклонной линиями одного цвета на шаблоне. Цифра около риски шаблона показывает снижение давления при торможении.

Линейки.

На диаграммной ленте отмечается пройденный путь по километровым наколам в масштабе 5 мм — 1 км.
По числу нанесенных наколов можно определить расстояние, пройденное локомотивом.

Рис. 107. Линейка обслуживаемого плеча

Для удобства расшифровки ленты применяют специальные линейки, изготовленные из прозрачных полимерных материалов, с отсчетом километров в том же масштабе (рис. 107).
На линейке должны быть нанесены на вертикальных рисках градации скоростей, на горизонтальных рисках — покилометровые отметки. Затем на линейку наносят обслуживаемое тяговое плечо, где происходит смена локомотивных бригад, станции и разъезды, входные и выходные светофоры, установленные скорости на участках, места проверки действия тормоза. Через каждые 5 км делаются 5-километровые отметки. Тяговое плечо длиной до 200 км наносится на одну линейку, верхнюю часть линейки займет одно направление (рис. 107, а), нижнюю — обратное (рис. 107, б).
Для тягового плеча длиной 200—400 км каждое его направление наносится на отдельную линейку: в верхней части будет размещен начальный участок плеча 200 км, в нижней — остальная конечная часть. На линейке вверху нанесено одно направление от станции А до станции К, внизу - обратное направление от станции К до станции А. Цифры от 325 до 960 обозначают километры. По концам линейки нанесены риски с цифрами скорости. Ломаной горизонтальной чертой показаны установленные скорости движения поездов на участках для грузовых поездов, для пассажирских поездов установленные скорости движения наносятся зелеными линиями. На линейках могут наноситься и проходные светофоры при интервале между ними более 2 км.

Если интервал между проходными светофорами менее 2 км, дополнительно составляют отдельный список расположения светофоров по направлениям.

Планшет.

Изменение масштаба между двумя километровыми наколами на ленте влечет за собой изменение длины ленты и этим усложняет работу расшифровщика. В этом случае применяется специальный планшет (рис. 108), состоящий из горизонтальных линий, каждая из которых представляет собой участок тягового плеча длиной 200 км, выполненный в масштабе (I км соответствует от 4,5 до 5,5 мм с разницей интервалов 0,1 мм). На планшет наносятся направление обслуживаемого тягового плеча, километры через 5 км и наименования станций. Станции прочерчиваются через все горизонтальные линии наклонной чертой зеленого цвета. Тяговое плечо длиной более 200 км наносится на два планшета. Этими же планшетами пользуются для расшифровки станций четного и нечетного направлений. Допускается нанесение на планшет положения входных и выходных светофоров с различной окраской рисок для каждого направления. На планшете условно показаны положения ленты при расшифровке участков между станциями А и Г и станциями Г и А.


Рис. 108. Планшет для расшифровки: А—К — станции

При расшифровке диаграммную ленту скоростемера накладывают на планшет так, чтобы конечные точки линии записи на ленте совпали с конечными станциями на планшете, и с планшета на ленту переносятся все промежуточные станции.

В зависимости от местных условий депо и длины обслуживаемого участка планшет может быть выполнен на миллиметровой бумаге в соответствии с длиной этого участка. При длине участка свыше 200 км планшет следует соответственно удлинить и выполнить его по высоте в более крупном масштабе.
Номограмма. Для расшифровки положения промежуточных станций на растянутой или укороченной ленте может быть также применена специальная номограмма (рис. 109). Ее строят следующим образом. На миллиметровую бумагу с масштабом 5 мм — 1 км наносят обслуживаемый участок. Оси станций проводят наклонными параллельными линиями. Условными цветами для четного направления внизу, для нечетного вверху в масштабе наносят с тем же наклоном входные и выходные стрелки и светофоры.
Для каждого направления отмечают ограничения скоростей, места пробы тормозов и другие данные, необходимые для расшифровки ленты.
Этой номограммой можно пользоваться для расшифровки нормальной, растянутой и укороченной лент.
Для расшифровки ленты четного направления ленту нижней кромкой прикладывают к нижней части номограммы, для нечетного — к верхней.
Ленту прикладывают к номограмме крайними станциями (в данном случае А и С) и на нее переносят промежуточные станции, а также при необходимости стрелки, светофоры и пр.

Рис. 109. Номограмма для расшифровки ленты четного (а) и нечетного (б) направлений

Нормальную ленту масштабом 5 мм — 1 км прикладывают к номограмме горизонтально.
Чтобы определить положение промежуточной станции, на пример М, на ленте, надо найти точку пересечения линии станции М на номограмме и нижней кромки ленты и отметить на ленте станцию М. Так же переносят на ленту остальные промежуточные станции и при необходимости стрелки, светофоры и пр.
Номограмма удобна тем, что на нее можно нанести все необходимые данные обоих направлений одного участка, и ее применение предпочтительнее по сравнению с планшетом.