Для замены или ремонта неисправных деталей скоростемер разбирают на столе-верстаке, обитом линолеумом. Снимают пломбы с кожуха индикатора тормозного давления и с передней стенки корпуса скоростемера; снимают ключи сброса показаний рейсового счетчика 12 (см. рис. 1) и завода часов 9, переднюю стенку 11 с откидной крышкой 3. Вырезают диаграммную ленту с обеих сторон регистрирующего механизма и снимают ведущую и ведомую катушки. Снимают кожух индикатора тормозного давления 15 и прокладку под ним. Отсоединяют тягу индикатора тормозного давления от рычага. Отвертывают четыре винта, крепящие основной механизм к корпусу прибора. Вынимают основной механизм скоростемера из корпуса, для чего нажимают пальцем руки на писец заднего хода для вывода из зацепления пальца коромысла со втулкой заднего хода (скоростемера 3СЛ-2М держатель писца при этом приподнимается). При необходимости ремонта индикатора тормозного давления его снимают с корпуса скоростемера. Вывертывают винты крепления и снимают минутную и часовую стрелки скорости и циферблат. Отсоединяют тягу индикатора тормозного давления 15 от держателя писца и вынимают тягу.
Снимают счетчик километров с передней платы основного механизма, масленку (с тех скоростемеров, где она установлена), коромысло и серьгу коромысла с осью.
Разборка скоростной группы.
Придерживая коническую шестерню 11 (см. рис. 4), накидным ключом отвертывают винт крепления конической шестерни на оси механизма подзавода и снимают шестерню с оси. Отвертывают винт колонки спирали,
винты крепления задней платы к стойкам и снимают плату со шлицевым валиком. Одновременно со снятием платы аккуратно, во избежание растягивания спирали, вынимают из нее колонку спирали баланса.
Снимают защелки механизма подзавода, ее пружину, собранный баланс, импульсное колесо в сборе с конической шестерней, анкерную вилку 16, промежуточное колесо и ведущий ролик. Отвертывают гайку крепления шестерни и снимают шестерню и затем вынимают механизм подзавода. Снимают пружину фиксирующего ролика, с колонки вывертывают ось коромысла и снимают фиксирующий ролик с коромыслом. Отсоединяют подъемную скобу от накладки рейки, а накладку — от рейки указателя скорости. Спрессовывают опорные подшипники шлицевого валика. Снимают шлицевой валик с сегментами 25 вместе с поводком и рейкой 8.
Разборка часовой группы.
На квадрат заводного триба надевает специальное кольцо-ключ (диск диаметром 60 мм с квадратным отверстием в центре) и, отведя защелку 1 (см. рис. 8) храповика завода, осторожно распускают пружину 3. Если на конце заводного триба нарезана резьба под ключ завода часов, то кольцо-ключ должно иметь отверстие с резьбой М6 в центре.
Снимают заводные колеса 19, отвертывают винты, крепящие плату часового механизма и снимают плату вместе с приставным ходом и секундным трибом. Вынимают из платы заводной барабан часов. Снимают колеса и часовой триб, вынимают промежуточные колеса 20. Снимают мостик реечного колеса (если он имеется), реечное колесо и планку, предварительно вывернув писец заднего хода. Отсоединяют рейку записи минут от держателя писца, снимают пружину минутной рейки с колонки, шайбу и направляющий ролик минутной рейки, рейку 14 записи минут, направляющий ролик рейки скорости с шайбой, регистратор получасов.
Выбивают штифт крепления двухзубого кулачка на оси минутного триба и снимают кулачок с оси. Вынимают минутный триб из платы и снимают колесо с кулачком и колесо с дисками. Отсоединяют часовую рейку от ползунка накола часов. Снимают пружину с колонки, выбивают штифт крепления колеса с роликом и снимают с оси указателя. Вынимают ось из платы.
Отделяют регистрирующий механизм скоростемера от основного. Отвинчивают винт крепления подшипника к передней плате, выводят червячное колесо из зацепления с червяком. Отвертывают винты крепления платы регистрирующего механизма к основному механизму и снимают регистрирующий механизм. Выбивают штифт, крепящий колесо на оси передачи к червяку, снимают колесо с оси и вынимают трибковое колесо из подшипника. Выбивают штифт, крепящий колесо на оси червяка, снимают колесо с оси и вынимают червяк из передней платы. Вывертывают все писцы из держателей.
Разборка приставного хода. Снимают кожух приставного хода, платину приставного хода с секундным грибом, затем отделяют трио от приставного хода. Снимают с балансового моста верхнюю накладку и градусник. Отвертывают винт колонки волоска баланса, затем снимают балансовый мост с платины приставного хода.
При снятии моста необходимо следить за тем, чтобы колонка волоска вышла из него. Снимают баланс с волоском, анкерный мост, анкерную вилку и анкерное колесо.
Разборка заводного барабана часов. Вывертывают винт пружины и снимают тарельчатую пружину 6 (см, рис. 9). Снимают колесо перевода стрелок часов, выбивают крышку барабана 4 часов, вынимают часовую пружину 2 и пластину 3 замка пружины. Пружину из барабана извлекают специальным приспособлением. После этого пружину осторожно распускают во избежание ее самопроизвольного раскручивания.
Разборка механизма подзавода.
Вынимают ось 15 (см. рис. 5) механизма подзавода Отвертывают винт и снимают защелку 4, распускают пружину 14 механизма подзавода, придерживая рукой храповое колесо 11. Вынимают храповое колесо из заводного барабана. Снимают защелку 10 блокировки. Снимают крышку заводного барабана. Специальным приспособлением вынимают заводную пружину 14.
Снимают защелку с пружиной заводного колеса с колонки на задней плате (при необходимости замены защелки или пружины) Вывертывают тавотницу из корпуса скоростемера. Разобранные детали промывают и просушивают.
Для очистки и промывки деталей и узлов скоростемера применяют чистые, мягкие салфетки, не оставляющие волокон на деталях, и чистый или авиационный бензин, проверенный на бескислотность. Применять для этой цели жесткие щетки, мел, наждачную бумагу, спирт и ацетон запрещается.
После очистки и промывки узлы и детали скоростемера тщательно осматривают для определения их состояния и пригодности для дальнейшей работы.