Содержание материала

В скоростемерах ЗСЛ-2М первых выпусков счетчик километров, предназначенный для отсчета суммарного и рейсового пробегов локомотива, состоит из восьми
цифровых барабанов. Пять барабанов первой группы (слева) служат для отсчета суммарного пробега локомотива. Три барабана второй группы (справа) служат для отсчета километров, пройденных локомотивом за сутки, рейс или смену.
На правой стороне корпуса скоростемера расположен ключ 7 (см. рис. I), при помощи которого цифровые показания барабанов второй группы могут быть в любое время сброшены на нуль.
Счетчик пробега локомотива отсчитывает километры независимо oт направления движения. Максимальная емкость рейсового счетчика равна 999 км. После отсчета до указанной цифры автоматически начинается отсчет пробега с единицы с помощью механизма сброса. Максимальная емкость счетчика суммарного пробега 99 999 км. После отсчета до этой цифры он автоматически устанавливается на нуль и отсчет начинается с единицы.
Счетчик километров
Рис. 6. Счетчик километров

На валу 2 (рис. 6) свободно сидят цифровые барабаны 1. Параллельно валу 2 расположен ведущий валик 3, который через систему зубчатых колес и червячную передачу связан с основным механизмом скоростемера.
На ведущем валике 3 насажены трибы 4 и 6. Триб 4 приводит в действие первую группу барабанов, а триб 6 сидит на валике свободно и посредством храповой втулки 5 соединяется с ним. Триб 6 приводит в действие вторую группу барабанов. С помощью свободно сидящих на оси 8 трибов 7 осуществляется передача вращения от одного барабана к другому. На правой торцовой поверхности каждого барабана I имеется по 20 зубьев, постоянно находящихся в зацеплении с трибами 7.
На левой поверхности барабанов имеется по два круглых зуба, которые называются цевками. При полном обороте барабана его цевки повернут на два зуба триб, сидящий между смежными барабанами, и через него — также на два зуба смежный левый барабан.
Поворот барабана на два зуба составляет 2:20= 1/10 полного оборота. Когда один из барабанов повернется на полный оборот, то расположенный с левой стороны барабан переместится только на 1/10 оборота. Когда второй барабан повернется на полный оборот, то смежный с ним барабан переместится также только на 1/10 оборота, и так поочередно повернутся все четыре барабана первой группы.
На цилиндрической поверхности каждого барабана нанесены цифры от 0 до 9. На барабанах цевки расположены так, что когда в окне циферблата цифра 9 сменяется на 0, на последующем барабане цифра увеличивается на одну единицу. Следовательно, первый барабан первой группы показывает единицы километров, второй - десятки, третий сотни и т. д.
Барабаны от случайного поворота предохраняются тем, что трибы, сидящие на оси 8, удерживаются специальными рычагами - фиксаторами, которые прижимаются к трибам пружинами.

Первый барабан (слева) первой группы и третий барабан второй (рейсовой) группы на боковой поверхности не имеют цевок, так как они являются последними в группе и не должны передавать движение соседнему барабану. Все цифровые барабаны взаимозаменяемы внутри своих групп, за исключением третьего справа барабана рейсовой группы.
Вал 9 со стороны трех цифровых барабанов рейсовой группы имеет односторонне направленный угловой паз. Для сброса показаний счетчика на конец этого вала насажен ключ. Сброс показаний счетчика осуществляют поворотом ключа на себя, а затем от себя до упора.