Механизм скоростемера (рис. 16) можно разделить на три основных узла: измеритель скорости 2, часовой механизм и регистратор давления 3, которые кинематически между собой не связаны.
Приводной вал 10 скоростемера получает вращательное движение от колеса локомотива через установленный на нем редукторный привод. На приводном валу установлено реверсивное устройство 11, обеспечивающее одностороннее вращение основной оси скоростемера. Реверсивное устройство через соответствующую передачу связано с сегментным устройством и механизмом подзавода 9. Сегментное устройство обеспечивает измерение пройденного пути, а часовой механизм — измерение времени.
Спаренная работа сегментного устройства и часового механизма обеспечивает измерение скорости движения поезда.
Рис. 16. Кинематическая схема скоростемера.
На оси 5 указателя скорости установлена стрелка, которая на циферблате в скоростемера показывает действительную скорость движения локомотива. На приводном валу установлен регистратор направления движения 8, который обеспечивает запись на ленте скоростемера обратного хода локомотива. Счетчик километров 7 обеспечивает отсчет суммарного и рейсового пробегов локомотива (применяется в первых выпусках скоростемеров ЗСЛ-2М). Регистрирующий механизм 4 (см. рис. 1) обеспечивает движение диаграммной ленты и регистрацию на ленте предусмотренных параметров.
На кинематической схеме (см. рис. 8) показана работа узлов часового механизма и индикатора тормозного давления (см. рис. 15). Источником энергии является заводная пружина, которая после ручного завода от зубчатого венца через систему зубчатых колес передает энергию к часовому механизму. При этом обеспечивается постоянная скорость движения барабана. Затем энергия передается стрелкам часов и рейкам с писцами, регистрирующими время па диаграммной ленте.
В зависимости от характера торможения краном машиниста (ступень, служебное или экстренное) в камере индикатора происходит изменение давления и с помощью закрепленной на дне сильфона 3 (см. рис. 14) рейки 10 с писцом 6 осуществляется запись на ленте 7 скоростемера изменения давления. На основании записи легко определяют характер торможения.