Содержание материала

Часовой механизм. Заводной триб промывают мягкой щеткой, смоченной в бензине, и осматривают. При поломке или износе зубьев триба, срыве или износе резьбы в его хвостовике или отверстии торца заводной триб заменяют. В случае обнаружения следов коррозии па посадочных поверхностях эти места шлифуют и полируют. При скруглении граней квадрата под ключ завода часов, срыве резьбы под ключ или скруглении граней хвостовика заводной триб заменяют новым.
Детали заводного барабана часов осматривают и ремонтируют. Корпус барабана, имеющий выпучины или поломанные зубья, венца, заменяют. Ослабшие заклепки в корпусе барабана заменяют. Высота головки новой заклепки после расклепывания и опиловки должна быть не более 0,75 мм.
Крышка часового барабана должна плотно входить в корпус барабана. В случае ослабления посадки крышку заменяют.
При поломке или износе зубьев колес перевода стрелок колесо заменяют. В случае срыва резьбы под винт ее нарезают на следующий размер и ставят соответствующий винт.
Тарельчатую пружину с трещинами заменяют. Стрела прогиба тарельчатой пружины в свободном состоянии должна быть 2,3-0,3 мм. Если стрела прогиба меньше этого размера, пружину заменяют новой. При поломке усовика зацепа часовой пружины зацеп заменяют с обеспечением прессовой посадки нового зацепа вала. При износе конца зацепа профиль зацепа восстанавливают надфилем.
Часовая пружина не должна иметь изломов, трещин, следов коррозии, видимых невооруженным глазом. Кромки витков свободной пружины должны лежать в одной плоскости. Пружину, имеющую один из перечисленных дефектов, заменяют. Допускается восстановление поломанных концов пружины. При изломе внутреннего конца участок пружины на длине 80 мм от ее конца отжигают в пламени паяльной лампы до появления темно-вишневого цвета. При этом остальную часть пружины защищают от тепла массивным пинцетом. Окислы, образующиеся во время отжига, удаляют с поверхности пружины тонкой наждачной бумагой. После отжига прошивают в конце пружины отверстие по размерам.
При поломке наружного конца участок пружины на длине 30 мм отжигают, затем загибают и опиливают до требуемой формы. Острые кромки восстановленных концов пружины притупляют. Загибать новый наружный зацеп на старой пружине и прошивать отверстия внутреннего конца пружины допускается не более одного раза.
Осматривают и ремонтируют детали приставного хода часов, цапфы оси балансира. При изломе или изгибе цапф ось заменяют, предварительно спрессовав с нее двойной ролик съемником.
Допускается восстановление цапф оси. Для этого конец оси с поломанной или изогнутой цапфой отжигают, на отпускаемую часть оси надевают втулку из красной меди.
Нагрев отжигаемой части оси производят до пурпурно-красного цвета. После отжига опиливают место излома или спиливают погнутую цапфу. Затем высверливают в конце оси отверстие под новую цапфу диаметром 0,35-0,025 мм на глубину 2 мм.
Отверстие под цапфу сверлят коротким перовым сверлом на малых скоростях без смазки.
Новую цапфу, изготовленную из стали марки У10А диаметром 0,35 мм запрессовывают в ось пуансоном. Цапфы шлифуют и полируют. Радиальный зазор (биение) оси в подшипниках должен быть в пределах 0,01—0,02 мм. Зазор регулируют подгонкой цапф к камням шатонов за счет шлифовки и полировки цапф.
Проверяют (через лупу 2,5—3,5) качество полировки цапф оси баланса и отсутствие на них следов коррозии. Цапфы зачищают мягкой древесиной и полируют. При ослаблении посадки двойного ролика на оси баланса ролик обжимают пуансоном. В случае выкрашивания рабочих поверхностей или поломки рубиновый эллипс заменяют новым, устанавливают строго перпендикулярно плоскости ролика и закрепляют шеллаком. Замена рубинового эллипса эллипсом, изготовленным из металла, не допускается.
Оборванный волосок, измятый или со следами ржавчины заменяют. Втулку волоска на оси баланса при ослаблении уплотняют пуансоном. Наружный и внутренний концы волоска должны быть надежно закреплены штифтами в колонке и втулке. Ослабшие штифты заменяют. Все нитки волоска должны отстоять одна от другой на равном расстоянии [шаг (0,6+0,01) мм].
Кромки витков волоска должны лежать в одной плоскости. Воронкообразность волоска, касание волоском баланса или балансового моста в сборке не допускаются. При всех работах с волоском следует брать его пинцетом за колонку или конец волоска, выступающий из колонки. Прикасаться пальцами к волоску запрещается.
Осматривают цапфы оси, зубья анкерного триба и зубцы анкерного колеса. При изломе или погнутости цапф оси, изломе зубьев анкерного гриба, коррозии колеса анкерное колесо в сборе заменяют новым. При появлении рисок или задиров на рабочих плоскостях анкерного колеса, при срабатывании острия зуба колесо заменяют.
Проверяют качество полировки цапф анкерного триба и отсутствие на них следов коррозии. Цапфы очищают мягкой древесиной. Особое внимание должно быть обращено на биение анкерного колеса относительно оси триба.

Рис. 36. Анкерная вилка

Максимально допустимое биение 0,015 мм. Колесо с трибом должно свободно вращаться в шатонах, при этом боковой зазор должен быть в пределах 0,015—0,025 мм. Его регулируют подбором шатонов или анкерного колеса.
При осмотре анкерной вилки главное внимание необходимо обратить на состояние входной 5 (рис. 36) и выходной 4 палет. При обнаружении трещин, шероховатостей на рабочей части палет или излома (выкрашивания) их заменяют новыми. Палеты должны входить в пазы с натягом.
Ослабшие в пазах палеты закрепляют шеллаком. Вилку 2 укладывают па металлическую плитку и нагревают паяльником до 40°С или на спиртовке до размягчения шеллака, не допуская его перегрева и вытекания из пазов. Палеты перемещают иглой. При установке и перемещении палет необходимо следить за тем, чтобы шеллак не выходил из пазов на боковые поверхности вилки.
Шеллак рекомендуется добавлять, предварительно вытянув его в нить диаметром 0,5-0,6 мм. Захватив пинцетом отрезок
нити, прикасаются концом отрезка к тому месту, куда добавляют шеллак. Попадание шеллака на рабочие плоскости палет, на цапфы оси 1, вилки 2, копье 3, рожки и паз вилки недопустимо. Во избежание повреждения граней палет запрещается касаться рабочих поверхностей палет пинцетом или отверткой.
При изломе цапф оси анкерной вилки или изгибе цапф, изломе или трещинах в самой анкерной вилке ее заменяют. Проверяют полировку цапф оси и отсутствие на них следов коррозии. Цапфы очищают мягкой древесиной. Если на рабочих поверхностях А паза рожек анкерной вилки обнаружены выбоины, вилку заменяют. Поломанное или изношенное копье анкерной вилки также заменяют новым, используя специальное приспособление. Конец копья опиливают, выдержав размер 10,2-0,03 мм. В случае касания копьем предохранительного ролика во время прохождения балансом дополнительной дуги копье необходимо укоротить. При изломе или ослаблении штифтов их заменяют. Штифты должны быть чисто полированными и не иметь, следов масла.
При поломке зубьев секундного колеса, секундного триба или поломке и изгибе цапф триба секундное колесо заменяют.
Допускается замена изогнутой или поломанной цапфы. Замену производят аналогично замене цапф оси баланса. Глубина сверления под новую цапфу 2,0—2,5 мм, диаметр заготовки 0,65 мм, материал — сталь У10А.
После обработки новой цапфы проверяют биение окружности выступов секундного колеса относительно цапф триба (биение не должно быть более 0.03 мм) и окружности выступов секундного триба относительно цапф триба (не должно превышать 0,02 мм ). При осмотре цапф секундного триба проверяют полировку цапф и отсутствие на них следов коррозии. Цапфы очищают мягкой древесиной.
Поломанные, ограничительные штифты анкерной вилки или поломанные штифты балансового и анкерного мостов заменяют.
Отверстия в камнях шатонов прочищают остро отточенной палочкой и продувают сжатым воздухом, используя для этого резиновую грушу. Камни верхней и нижней накладок очищают палочкой, заточенной в форме перового сверла. При поломке корундовых камней шатонов и появлении в них трещин шатоны заменяют. В случае ослабления шатона в платах отверстие под шатон обжигают пуансоном и запрессовывают шатон в плату. Шатоны анкерной вилки и анкерного триба должны быть запрессованы заподлицо с платой. Шатон оси баланса должен быть запрессован с зазором 0,02—0,05 мм между шатоном и плоскостью прилегания нижней накладки в плате.
Прогибы и незначительные вмятины на кожухе приставного хода выправляют. Большое заводное колесо заменяют при износе или поломке зубьев, а также в случае среза или выпадания конического штифта, фиксирующего, втулку колеса на валу заводного барабана.
При поломке зубьев триба 1 (рис. 37, а) первого промежуточного колеса колесо 3 с втулкой 2 спрессовывают с оси триба и на ось напрессовывают новый триб.

Рис. 37. Первое (а) и второе (б) промежуточные колеса


Рис. 38. Триб часовой в сборе

Как исключение допускается восстановление погнутых или поломанных цапф оси (аналогично восстановлению цапф оси баланса приставного хода). Глубина сверления под новую цапфу 5-6 мм, диаметр заготовки цапфы из стали У10А 2,05 мм.
При осмотре колеса и после его ремонта проверяют биение окружности выступов А триба и В колеса относительно поверхностей С и Д. Биение не должно превышать 0,05 мм. Если биение превышает допускаемое, колесо в сборе заменяют. При ослаблении посадки колеса 3 на втулке 2 или втулке на трибе 1 втулку раздают пуансоном. При поломке зубьев колеса 2 (рис. 37, б) второго промежуточного колеса или триба колесо в сборе заменяют. Допускается замена колеса 2 с последующим расклепыванием посадочного места триба. При ослаблении посадки колеса 2 на трибе / посадочное место раздают пуансоном. В случае изгиба или поломки цапф оси второе промежуточное колесо заменяют.
Как исключение допускается восстановление цапф (аналогично восстановлению цапф оси баланса приставного хода). Глубина сверления под новую цапфу 3 мм, диаметр заготовки цапфы из стали У10А 1,25 мм.
Проверяют биение окружностей выступов В колеса и А триба относительно поверхностей В и Д. Биение не должно превышать 0,08 мм. Если оно больше допускаемого, второе промежуточное колесо заменяют.

Рис. 39. Регистраторы получасов (а) и суток (6)

При поломке зубьев колеса 1 (рис. 38) часового триба колесо спрессовывают и заменяют новым. После напрессовки посадочное место расклепывают. При поломке зубьев триба 2, срыве резьбы, округлении граней квадрата триб заменяют.

При изгибе оси, поломке или изгибе цапфы часовой триб в сборе заменяют.
В случае замены деталей часового триба проверяют биение окружностей выступов А и В относительно поверхностей С и Д (должно быть не более 0,05 мм).
При осмотре первого и второго промежуточных колес и часового гриба проверяют полировку цапф, убеждаются в отсутствии на них следов коррозии. Цапфы очищают мягкой древесиной и при необходимости полируют. Осматривая регистраторы получасов и суток (рис. 39, а и б), проверяют действие пружин 3 и 6 и их крепление 5. Отведенные в сторону защелки 4 и 7 под действием пружин должны свободно возвращаться в исходное положение. Ослабшие или поломанные пружины заменяют. В случае разъединения конца пружины с защелкой или выхода его из паза защелки конец пружины отгибают к центру диска 1. При обнаружении притупления или срабатывания зубьев защелок, а также в случае поломки защелки 4 и 7 заменяют.
Осматривают диск 1 с кулачком регистратора суток. При износе или поломке зубьев 2 диска 1, а также при округленна угла кулачка диск заменяют. В случае ослабления посадки диска на кулачке ступицу кулачка расклепывают пуансоном. Заусенцы зачищают. При ослаблении посадки двойного кулачка на оси минутного триба (проверяют до выемки минутного триба из передней платы) конический штифт заменяют. При этом необходимо обеспечить плотную посадку кулачка на оси. В случае округления углов кулачок заменяют.