Содержание материала

11. Регистрация на ленте скоростемера параметров автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и их расшифровка

Расшифровка параметров АЛСН при работе скоростемера с четырьмя электромагнитами.

На ленте скоростемера (рис. 66) с помощью регистрирующих устройств с четырьмя электромагнитами осуществляется запись непосредственно положения АЛСН с автостопом (включенного и выключенного), показаний красного, желтого с красным и желтого огней локомотивного светофора, а также срабатывания автостопа и периодического нажатия рукоятки бдительности. Кроме того, при применении регистрирующих устройств с четырьмя электромагнитами легко можно определить загорание на локомотивном светофоре зеленого и белого огней.
Писцы записи желтого с красным ЭКЖ (рис. 67) и красного ЭК огней локомотивного светофора расположены на одной
вертикали с писцом заднего обратного направления ЗХ и сдвинуты вправо от линии расположения писцов скорости и времени на 20 мм. Писцы ЭК на диаграммной ленте осуществляют запись под часовой линией 20 (см. рис. 66), а писец ЭКЖ — под часовой линией 12.
Писец записи положения АЛСН с автостопом ЭЭ сдвинут вправо от писцов скорости и времени на 42,5 мм и осуществляет запись под часовой линией 8, а писец записи желтого огня ЭЖ локомотивного светофора сдвинут влево от писцов скорости и времени на 27 мм и осуществляет запись под часовой линией 4. Все писцы управляются электромагнитами, которые включаются в цепь соответствующей лампы локомотивного светофора и электропневматического клапана (ЭПК).
В цепь лампы красного огня локомотивного светофора параллельно включается электромагнит ЭК, желтого огня с красным — электромагнит ЭКЖ, желтого огня — электромагнит ЭЖ, а в цепь электропневматического клапана параллельно включается электромагнит ЭЭ.
В момент включения автостопа, когда будет изъят ключ из ЭПК, катушка электромагнита ЭЭ (см. рис. 66) возбуждается и притягивает свой якорь, который перемешает связанный с ним писец вертикально на 2—2,8 мм вниз.


Рис. 67. Схема расположения регистрирующих писцов скоростемера 3СЛ-2М с четырьмя электромагнитами

При движении локомотива лента передвигается и писец прочерчивает на ней непрерывную горизонтальную прямую линию включенного положения автостопа. Смещенная вниз горизонтальная линия будет записываться до тех пор, пока электромагнит ЭЭ находится под током. При срабатывании автостопа якорь электромагнита ЭЭ отпадает, и писец перемещается вверх на 2—2,8 мм и записывает горизонтальную линию выключенного положения автостопа.
При загорании на локомотивном светофоре желтого, желтого с красным и красного огней возбуждается соответствующая катушка электромагнита и перемещается связанный с ним писец вертикально на 2—2,8 мм вниз. Писец будет прочерчивать горизонтальную линию в нижнем положении до тех пор, пока горит один из указанных на локомотивном светофоре огней. Как только происходит смена огней локомотивного светофора, соответствующий электромагнит обесточится и его якорь отпадет, а писец переместится обратно вверх на 2—2,8 мм и запишет горизонтальную линию начального положения. Места смещения (изгибы) записей по вертикали указывают на периодические нажатия рукоятки бдительности, несрабатывание автостопа или на непоявления желтого, желтого с красным или красного огня на локомотивном светофоре в этих точках.
Для определения скорости движения локомотива и времени в момент срыва ЭПК необходимо по ленте от места смещения записи отложить в левую сторону 42,5 мм и нанести вертикальную линию пересечения с линиями времени и скорости.
При определении скорости движения локомотива и времени в момент появления красного и желтого с красным огней локомотивного светофора необходимо по ленте от начала смещения (изгиба) записей отложить в левую сторону 20 мм и вертикальной линией пересечь кривую скорости и времени, а затем определить значения искомых величин.
Аналогичным способом определяют скорость и время в момент загорания желтого огня, но в этом случае необходимо от начала записи желтого огня отложить в правую сторону 27 мм.
Для определения применения автотормозов в момент появления красного и желтого с красным огней необходимо провести вертикальную линию до пересечения с линией записи торможения и определить характер торможения. При появлении желтого огня следует отложить в левую сторону 27 мм и аналогичным способом определить режим торможения.

Определение загорания огней локомотивного светофора по записи на ленте скоростемера. При зеленом огне (см. рис. 66, участок пути 1) электромагнит ЭЭ находится под током и якорь его притянут. Писец занимает нижнее положение и записывает горизонтальную линию включенного положения АЛСН с автостопом. Все остальные электромагниты обесточены. При желтом огне (участок пути 3) возбуждены катушки электромагнитов желтого огня ЭЖ и положения автостопа ЭЭ и якоря их притянуты.  При достижении установленной скорости на линии включенного положения автостопа писец зафиксирует через 30—40 с вертикальные штрихи периодического нажатия рукоятки бдительности.
При желтом огне с красным (участок пути IV) возбуждены катушки электромагнитов ЭКЖ и ЭЭ и якоря их притянуты. Их писцы занимают нижнее положение и записывают горизонтальную линию. При этом на линии включенного положения автостопа писец зафиксирует каждые 15—20 с вертикальные штрихи периодического нажатия рукоятки бдительности.
При красном огне (участок пути V) катушки электромагнитов ЭК и ЭЭ возбуждаются и якоря их притянуты. Писцы занимают нижнее положение и записывают горизонтальную линию. При этом на линии включенного положения автостопа писец зафиксирует через 30—40 с вертикальные штрихи периодического нажатия рукоятки бдительности.
При белом огне (участок пути II) катушка электромагнита ЭЭ находится под напряжением и якорь ее притянут. Писец занимает нижнее положение и записывает горизонтальную линию. Он зафиксирует через 30—40 с вертикальные штрихи периодического нажатия рукоятки бдительности. Все остальные электромагниты обесточены.
При включении прибора бдительности, когда на локомотивном светофоре загорается белый огонь, возбуждена катушка электромагнита ЭЭ, якорь ее притянут, писец занимает нижнее положение и записывает горизонтальную линию включенного положения АЛСН с автостопом.
На линии включенного положения писец через 60— 90 с фиксирует вертикальные штрихи нажатия рукоятки бдительности (участок пути VI)
При расшифровке скоростемерных лент на локомотивах, оборудованных усовершенствованной схемой АЛСН, необходимо учитывать, что на участках с автоблокировкой и путевыми устройствами АЛСН проверка бдительности машиниста при белом огне локомотивного светофора осуществляется через каждые 30—40 с, а на участках с полуавтоматической блокировкой и без путевых устройств АЛСН — через 60 90 с.

Рис. 68. Записи на ленте скоростемера при  торможении (а)  и при экстренном торможении краном машиниста (б)
На скоростемерной ленте это регистрируется увеличенным интервалом между вертикальными штрихами на линии записи электромагнита ЭЭ (участок пути 6). Так, при скорости движения локомотива 60 км/ч расстояние между штрихами будет 5—7,5 мм (при периодичности 60-90 с) и I —1,5 мм (при периодичности 30—40 с).
Необходимо учесть, что белый огонь может загораться лишь только после зеленого или желтого огня локомотивного светофора, поэтому обнаружение записи белого огня после записи на ленте красного огня означает, что белый огонь в этом еду чае машинистом был зажжен кнопкой ВК, т. е. был нарушен порядок пользования АЛСН.
Записи на скоростемерной ленте при автостопном и экстренном торможении поезда, При срабатывании электропневматического клапана (ЭПК) катушка электромагнита положения автостопа ЭЭ обесточивается и его писец перемещается вертикально вверх на 2- 2,8 мм, записывая выключенное положение автостопа. Одновременно с этой записью писец индикатора тормозного давления записывает снижение давления тормозной магистрали.
Давление тормозной магистрали снижается до 0,1...... 0,2 МПа (I —2 кгс/см2), и писец записывает кривую линию до линии скорости 70—90 км/ч (рис. 68, а). При экстренном торможении поезда краном машиниста запись осуществляется только писцом индикатора тормозного давления (рис. 68, б). При этом писец записывает снижение давления до линии скорости 50 км/ч что соответствует отсутствию давления в тормозной магистрали.
Некоторые особенности, учитываемые при расшифровке ленты. Правильность записи на ленте скоростемера основных параметров (скорости, времени, режима торможения и др.) зависит от качества ремонта, регулировки и испытания скоростеморов.

Поэтому при ремонте и регулировке скоростемеров и расшифровке лент обращают особое внимание на правильность зацепления зубчатой рейки с зубчатым колесом вала указателя скорости. При этом суммарный зазор при зацеплении зубчатых передач от вала указателя скорости до рейки писца скорости не должен превышать 1,2 мм. Регулировку скоростного механизма и писца скорости выполняют так, чтобы начало записи скорости обязательно совпадало с линией километровых наколов.

При расшифровке скоростемерных лент скорость движения поезда измеряют только οι линии километровых наколов. Если в процессе эксплуатации при расшифровке лент на отельных участках пути выявится, что запись кривой скорости имеем различные отклонения от линии километровых наколов, то в этих случаях скоростемер снимают с локомотива, уточняют причину неправильной записи и устраняют неисправности.
В случаях если писец осуществил запись скорости выше линии километровых наколов, то отклонение (в миллиметрах) умножают на масштаб скорости (в километрах в час) и полученное значение вычитают из значения скорости, записанной писцом. Так определяют фактическую скорость на данном участке. Если же начало записи линии скорости расположено ниже  линии километровых наколов, то для определения действительной скорости следует добавить полученное аналогичным путем значение к записанной писцом скорости.
Для проверки правильности определения скорости на таких участках производят на основании имеющейся записи на ленте скоростемера расчет определения скорости движения по времени и пройденному пути. При этом перфорация километровых наколов должна строго соответствовать масштабу километров. Если же имело место нарушение перфорации километровых наколов, то при расчете учитывается эта погрешность.
Из пассажирских локомотивах, имеющих скоростемеры со инталий измерения скорости 220 км/ч, как правило, применяют ленты, оцифрованные для записи скорости 200 км/ч. При этом действительную скорость на ленте при расшифровке определяют умножением записанной на ленте скорости на поправочный коэффициент 1,1.
В случае применения на скоростемерах со шкалой измерения 220 км/ч ленты с оцифровкой для записи 150 км/ч действительную скорость определяют также умножением записанной на ленте скорости на поправочный коэффициент 1,47.
Все скоростемерные ленты имеют соответствующие индексы, утвержденные Главным управлением локомотивного хозяйства, по которым их заказывают.