Содержание материала

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Общая характеристика

Электрическое оборудование в вагонах-ресторанах, за исключением специфического, предназначенного только для ресторанов (двигатели компрессоров холодильных агрегатов для хранения продуктов и т. д.), установлено такое же, как и в пассажирских вагонах поезда.
Электроснабжение этих вагонов осуществляется от подвагонных генераторов и аккумуляторных батарей. В вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха предусматривается одна система электроснабжения напряжением 50 В постоянного тока, а с кондиционированием воздуха — две системы, напряжением 50 и 110 В постоянного тока.

Расположение электрического оборудования вагона-ресторана без кондиционирования воздуха
Рис. 13. Расположение электрического оборудования вагона-ресторана без кондиционирования воздуха:
1 — междувагонные низковольтные соединения; 2 — преобразователь люминесцентного освещения; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — агрегат № 3; 5 — распределительный щит; 6 — агрегат № 1; 7 — генератор № 1; 8 — холодильный агрегат № 2; 9 — холодильный агрегат № 4; 10 — распределительный щит;  11 — аккумуляторная батарея; 12 — холодильный агрегат № 5; 13 — генератор № 2.

При скорости движения более 34 км/ч (в вагонах- ресторанах первых выпусков — более 28 км/м) включается в работу генератор мощностью 4,9 кВт; 37,5 км/ч — генератор мощностью 28 кВт. При этом происходит заряд батарей.
На кратковременных стоянках, когда генераторы не работают, электроснабжение осуществляется от аккумуляторных батарей напряжением 52 и 112 В, а на длительных стоянках для сохранности аккумуляторных батарей от разряда установка кондиционирования воздуха и отдельные холодильные агрегаты могут получать электроэнергию от стационарных источников напряжением 380/220 В трехфазного переменного и 50 В постоянного тока.
Расположение электрического оборудования в вагоне-ресторане с кондиционированием воздуха
Рис. 14. Расположение электрического оборудования в вагоне-ресторане с кондиционированием воздуха: 1, 25 — вызывная кнопка; 2 — потолочный вентиляционный агрегат; 3, 26 —  генераторы; 4 — холодильный агрегат № 4; 5, 34 — ящик с минусовыми предохранителями; 6, 11, 22 — аккумуляторная батарея; 7, 12, 33 — батарейный вентилятор; 8, 10, 36, 39 — контрольная лампа сигнализации заполнения водя агрегат № 3; 9 — распределительный щит холодильных агрегатов; 15 —  установки кондиционирования воздуха; 9, 37 — электрообогрев наливного патрубка; 13 — холодильная установка; 16 — предохранитель реле пониженного напряжения; 17 —  заряда аккумуляторной батареи; 18 — коробка внешнего питания трехфазного переменного тока; 19 — кофеварка; 20 — холодильный агрегат № 1; 21 — светильник; 22, 23 — вентиляторы кухни и плиты; 24 — щит освещения; 27 — шкаф с запасными частями; 28 — холодильный агрегат № 2; 30 — распределительный щит; 31 — регуляторы тока и напряжения под потолком бокового коридора; 32 — распределительный щит; 35 — приборный ящик; 38 — умформер люминесцентного освещения;  40 — компрессорный агрегат установки кондиционирования воздуха; 41 — конденсаторный агрегат той же установки; 42 — ящик для продуктов

В случае выхода из строя подвагонного генератора напряжением 50 В и разрядки такой же аккумуляторной батареи во всех вагонах-ресторанах предусмотрено получение электрической энергии от соседнего вагона.
Такой режим для электрооборудования двух вагонов является аварийным и может быть использован только до пункта приписки вагона-ресторана.
С 1969 г. вагоны-рестораны оборудуются пролетной высоковольтной электрической магистралью. Все потребители электроэнергии в вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха (рис. 13) и купе-буфетах работают на напряжении 50 В постоянного тока. В вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха (рис. 14) электроэнергию напряжением 50 В получают холодильные установки, датчики контроля нагрева букс, хвостовые сигнальные фонари и лампы накаливания; напряжением 110 В — установка кондиционирования воздуха салонов, умформеры люминесцентного освещения и некоторые виды технологического оборудования.
Электрическое оборудование купе-буфетов аналогично оборудованию пассажирских вагонов с учетом специфики буфета (см. рис. 3, 4).

Источники тока и приборы регулирования. Двигатели

Таблица IV-1


Рис. 15. Генератор типа ДУГГ 28В:
1 — вал; 2 — двигатель; 3 — ребра охлаждения двигателя; 4 — генератор; 5 — смотровая крышка

Источниками тока в вагонах-ресторанах являются подвагонные генераторы и аккумуляторные батареи. Вагоны-рестораны без кондиционирования воздуха и вагоны с купе-буфетами оборудованы двумя генераторами типа 23/07 напряжением 50 В постоянного тока (мощностью 4,9 кВт в вагонах, построенных в ГДР, и 4,5 кВт — в вагонах постройки ПНР), по одному на каждой тележке. Генераторы могут работать как параллельно, так и индивидуально с соответствующим числом включенных потребителей энергии.
В ресторанах с кондиционированием воздуха установлены генераторы типа 23/07 напряжением 50 В мощностью 4,9 кВт и типа ДУГГ 28В напряжением 110 В, мощностью 28 кВт. Генераторы характеризуются следующими данными (табл. IV.1).
Генератор типа 23/07 подвешивается к раме тележки и приводится во вращение от торца шейки оси при помощи редукторно-карданного привода.
Преобразователь типа ДУГГ 28В (рис. 15) представляет собой двухмашинный агрегат, состоящий из электродвигателя трехфазного тока 2 и генератора постоянного тока 4 с переключателем полюсов. Агрегат монтируется на раме вагона-ресторана через резиновые амортизаторы. Электродвигатель и генератор конструктивно объединены в один узел на общем валу.
В вагонах-ресторанах, выпущенных до 1969 г., устанавливались две кислотные аккумуляторные батареи типа 26-ГО-50 и 52-ГО-50. Аккумулятор данной батареи состоит из эбонитового бака с комплектами положительных и отрицательных пластин, погруженных в электролит.

Вагоны-рестораны, выпускаемые в настоящее время, оборудуются также двумя кислотными аккумуляторными батареями типа 28X13 ГТ4в емкостью 390 А-ч и 28X13 ГТ4в емкостью 375 А-ч. Батареи отличаются между собой количеством элементов и соответственно напряжениями (112 и 52 В) и емкостями. Каждый аккумулятор напряжением 4 В состоит из двух соединенных последовательно элементов, находящихся в деревянном ящике, установленном на металлическом поддоне с пластмассовым покрытием.
Аккумуляторная батарея вагона-ресторана работает в режиме заряда-разряда, причем при движении вагона происходит постоянный подзаряд.
Нельзя допускать разряда батарей ниже 45 и 98 В, сила зарядного тока не должна быть выше 90 и 150 А. При движении вагона-ресторана стрелка амперметра «Генератор» на распределительном щите должна отклоняться вправо. Отклонение влево показывает разряд батареи.
При разрядке аккумуляторных батарей ниже 45 и 98 В нужно выключить все потребители энергии, а освещение перевести на аварийный режим питания от соседнего вагона.
Начиная с 1970 г. вагоны-рестораны оборудуются реле пониженного напряжения, которые при падении напряжения ниже критического уровня автоматически выключают питание всех потребителей (кроме аварийного освещения и цепей датчиков контроля нагрева роликоподшипников). Обратное включение происходит также автоматически.
Заряд аккумуляторной батареи, переключение нагрузок с генераторов на батареи и обратно, стабилизация напряжения в цепях освещения выполняются регулирующими приборами.
В зависимости от типа вагона-ресторана и назначения регулирующие приборы различаются по параметрам, габаритам и конструкции и размещаются в одном месте — за подшивным потолком над распределительным щитом в коридоре. Перечень приборов и их назначение приведены в табл. IV.2.
Все регуляторы и стабилизаторы регулируются при помощи угольных столбов, в процессе эксплуатации регулировке и наладке не подлежат и должны быть запломбированы. При выходе из строя регулятора или стабилизатора потребители электроэнергии могут получать питание от аккумуляторной батареи данного вагона или от источников электроснабжения соседнего.

Табл. IV.2


Наименование прибора

Назначение прибора регулирования

Тип вагона-ресторана

без кондиционирования воздуха

с кондиционированием воздуха

Стабилизатор

Включение и отключение генератора мощностью 4,9 кВт и регулировка его напряжения

64/09.01

64/01.40/2

Стабилизатор

Включение и отключение генератора мощностью 28 кВт и регулировка его напряжения

64/01.211

56/62—31/2

Стабилизатор

Ограничение тока генератора мощностью 28 кВт при его работе от асинхронного двигателя

 

56/62—32/2

Дополнительный регулятор

Регулирование напряжения ламп накаливания при их работе в дневное время от генератора

1. 124.007

1. 124.007

Дополнительное реле

Шунтирование сетевого сопротивления при выключенном генераторе

51/52—10

Регулятор

Реле включения аккумуляторной батареи на зарядку

56/52.15

51/52.152
8295.1703

Регуляторы частоты

Регулировка напряжения на лампах люминесцентного освещения

56/45.45

60.400.153

1 Для генераторов типа 23.07.
2 Напряжение батареи 52 В.
3 Напряжение батареи 112 В-

К электрическим машинам, кроме подвагонных генераторов, относятся также и двигатели постоянного тока напряжением 50 и 110 В закрытого исполнения.
Перечень установленных в вагонах-ресторанах двигателей, их параметров и вращаемых агрегатов приведен в табл. IV.3.
Все применяемые двигатели — коллекторные. Правила ухода при эксплуатации обычные для вагонных двигателей. Обслуживают их слесари и мастера электроцехов вагонных депо.

Таблица IV.3
Двигатели вагонов-ресторанов

1 В числителе для напряжения 50 В; в знаменателе — 110 В.
2 Все величины напряжения условные. Действительные величины напряжений 40-65 В и 102-138 В.

При нарушении нормальной работы генераторов и электродвигателей (завышение или занижение напряжения, перегрев любого элемента, заклинивание вала якоря, запах гари и т. д.) их немедленно отключают путем нажатия соответствующих кнопок или поворотом переключателя на распределительном щите и вызывают поездного электромонтера или механика-бригадира (начальника) поезда.
Обратное включение допускается только после устранения причины неисправности.