ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Общая характеристика
Электрическое оборудование в вагонах-ресторанах, за исключением специфического, предназначенного только для ресторанов (двигатели компрессоров холодильных агрегатов для хранения продуктов и т. д.), установлено такое же, как и в пассажирских вагонах поезда.
Электроснабжение этих вагонов осуществляется от подвагонных генераторов и аккумуляторных батарей. В вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха предусматривается одна система электроснабжения напряжением 50 В постоянного тока, а с кондиционированием воздуха — две системы, напряжением 50 и 110 В постоянного тока.
Рис. 13. Расположение электрического оборудования вагона-ресторана без кондиционирования воздуха:
1 — междувагонные низковольтные соединения; 2 — преобразователь люминесцентного освещения; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — агрегат № 3; 5 — распределительный щит; 6 — агрегат № 1; 7 — генератор № 1; 8 — холодильный агрегат № 2; 9 — холодильный агрегат № 4; 10 — распределительный щит; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — холодильный агрегат № 5; 13 — генератор № 2.
При скорости движения более 34 км/ч (в вагонах- ресторанах первых выпусков — более 28 км/м) включается в работу генератор мощностью 4,9 кВт; 37,5 км/ч — генератор мощностью 28 кВт. При этом происходит заряд батарей.
На кратковременных стоянках, когда генераторы не работают, электроснабжение осуществляется от аккумуляторных батарей напряжением 52 и 112 В, а на длительных стоянках для сохранности аккумуляторных батарей от разряда установка кондиционирования воздуха и отдельные холодильные агрегаты могут получать электроэнергию от стационарных источников напряжением 380/220 В трехфазного переменного и 50 В постоянного тока.
Рис. 14. Расположение электрического оборудования в вагоне-ресторане с кондиционированием воздуха: 1, 25 — вызывная кнопка; 2 — потолочный вентиляционный агрегат; 3, 26 — генераторы; 4 — холодильный агрегат № 4; 5, 34 — ящик с минусовыми предохранителями; 6, 11, 22 — аккумуляторная батарея; 7, 12, 33 — батарейный вентилятор; 8, 10, 36, 39 — контрольная лампа сигнализации заполнения водя агрегат № 3; 9 — распределительный щит холодильных агрегатов; 15 — установки кондиционирования воздуха; 9, 37 — электрообогрев наливного патрубка; 13 — холодильная установка; 16 — предохранитель реле пониженного напряжения; 17 — заряда аккумуляторной батареи; 18 — коробка внешнего питания трехфазного переменного тока; 19 — кофеварка; 20 — холодильный агрегат № 1; 21 — светильник; 22, 23 — вентиляторы кухни и плиты; 24 — щит освещения; 27 — шкаф с запасными частями; 28 — холодильный агрегат № 2; 30 — распределительный щит; 31 — регуляторы тока и напряжения под потолком бокового коридора; 32 — распределительный щит; 35 — приборный ящик; 38 — умформер люминесцентного освещения; 40 — компрессорный агрегат установки кондиционирования воздуха; 41 — конденсаторный агрегат той же установки; 42 — ящик для продуктов
В случае выхода из строя подвагонного генератора напряжением 50 В и разрядки такой же аккумуляторной батареи во всех вагонах-ресторанах предусмотрено получение электрической энергии от соседнего вагона.
Такой режим для электрооборудования двух вагонов является аварийным и может быть использован только до пункта приписки вагона-ресторана.
С 1969 г. вагоны-рестораны оборудуются пролетной высоковольтной электрической магистралью. Все потребители электроэнергии в вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха (рис. 13) и купе-буфетах работают на напряжении 50 В постоянного тока. В вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха (рис. 14) электроэнергию напряжением 50 В получают холодильные установки, датчики контроля нагрева букс, хвостовые сигнальные фонари и лампы накаливания; напряжением 110 В — установка кондиционирования воздуха салонов, умформеры люминесцентного освещения и некоторые виды технологического оборудования.
Электрическое оборудование купе-буфетов аналогично оборудованию пассажирских вагонов с учетом специфики буфета (см. рис. 3, 4).
Источники тока и приборы регулирования. Двигатели
Таблица IV-1
Рис. 15. Генератор типа ДУГГ 28В:
1 — вал; 2 — двигатель; 3 — ребра охлаждения двигателя; 4 — генератор; 5 — смотровая крышка
Источниками тока в вагонах-ресторанах являются подвагонные генераторы и аккумуляторные батареи. Вагоны-рестораны без кондиционирования воздуха и вагоны с купе-буфетами оборудованы двумя генераторами типа 23/07 напряжением 50 В постоянного тока (мощностью 4,9 кВт в вагонах, построенных в ГДР, и 4,5 кВт — в вагонах постройки ПНР), по одному на каждой тележке. Генераторы могут работать как параллельно, так и индивидуально с соответствующим числом включенных потребителей энергии.
В ресторанах с кондиционированием воздуха установлены генераторы типа 23/07 напряжением 50 В мощностью 4,9 кВт и типа ДУГГ 28В напряжением 110 В, мощностью 28 кВт. Генераторы характеризуются следующими данными (табл. IV.1).
Генератор типа 23/07 подвешивается к раме тележки и приводится во вращение от торца шейки оси при помощи редукторно-карданного привода.
Преобразователь типа ДУГГ 28В (рис. 15) представляет собой двухмашинный агрегат, состоящий из электродвигателя трехфазного тока 2 и генератора постоянного тока 4 с переключателем полюсов. Агрегат монтируется на раме вагона-ресторана через резиновые амортизаторы. Электродвигатель и генератор конструктивно объединены в один узел на общем валу.
В вагонах-ресторанах, выпущенных до 1969 г., устанавливались две кислотные аккумуляторные батареи типа 26-ГО-50 и 52-ГО-50. Аккумулятор данной батареи состоит из эбонитового бака с комплектами положительных и отрицательных пластин, погруженных в электролит.
Вагоны-рестораны, выпускаемые в настоящее время, оборудуются также двумя кислотными аккумуляторными батареями типа 28X13 ГТ4в емкостью 390 А-ч и 28X13 ГТ4в емкостью 375 А-ч. Батареи отличаются между собой количеством элементов и соответственно напряжениями (112 и 52 В) и емкостями. Каждый аккумулятор напряжением 4 В состоит из двух соединенных последовательно элементов, находящихся в деревянном ящике, установленном на металлическом поддоне с пластмассовым покрытием.
Аккумуляторная батарея вагона-ресторана работает в режиме заряда-разряда, причем при движении вагона происходит постоянный подзаряд.
Нельзя допускать разряда батарей ниже 45 и 98 В, сила зарядного тока не должна быть выше 90 и 150 А. При движении вагона-ресторана стрелка амперметра «Генератор» на распределительном щите должна отклоняться вправо. Отклонение влево показывает разряд батареи.
При разрядке аккумуляторных батарей ниже 45 и 98 В нужно выключить все потребители энергии, а освещение перевести на аварийный режим питания от соседнего вагона.
Начиная с 1970 г. вагоны-рестораны оборудуются реле пониженного напряжения, которые при падении напряжения ниже критического уровня автоматически выключают питание всех потребителей (кроме аварийного освещения и цепей датчиков контроля нагрева роликоподшипников). Обратное включение происходит также автоматически.
Заряд аккумуляторной батареи, переключение нагрузок с генераторов на батареи и обратно, стабилизация напряжения в цепях освещения выполняются регулирующими приборами.
В зависимости от типа вагона-ресторана и назначения регулирующие приборы различаются по параметрам, габаритам и конструкции и размещаются в одном месте — за подшивным потолком над распределительным щитом в коридоре. Перечень приборов и их назначение приведены в табл. IV.2.
Все регуляторы и стабилизаторы регулируются при помощи угольных столбов, в процессе эксплуатации регулировке и наладке не подлежат и должны быть запломбированы. При выходе из строя регулятора или стабилизатора потребители электроэнергии могут получать питание от аккумуляторной батареи данного вагона или от источников электроснабжения соседнего.
Табл. IV.2
Наименование прибора | Назначение прибора регулирования | Тип вагона-ресторана | |
без кондиционирования воздуха | с кондиционированием воздуха | ||
Стабилизатор | Включение и отключение генератора мощностью 4,9 кВт и регулировка его напряжения | 64/09.01 | 64/01.40/2 |
Стабилизатор | Включение и отключение генератора мощностью 28 кВт и регулировка его напряжения | 64/01.211 | 56/62—31/2 |
Стабилизатор | Ограничение тока генератора мощностью 28 кВт при его работе от асинхронного двигателя |
| 56/62—32/2 |
Дополнительный регулятор | Регулирование напряжения ламп накаливания при их работе в дневное время от генератора | 1. 124.007 | 1. 124.007 |
Дополнительное реле | Шунтирование сетевого сопротивления при выключенном генераторе | 51/52—10 | — |
Регулятор | Реле включения аккумуляторной батареи на зарядку | 56/52.15 | 51/52.152 |
Регуляторы частоты | Регулировка напряжения на лампах люминесцентного освещения | 56/45.45 | 60.400.153 |
1 Для генераторов типа 23.07.
2 Напряжение батареи 52 В.
3 Напряжение батареи 112 В-
К электрическим машинам, кроме подвагонных генераторов, относятся также и двигатели постоянного тока напряжением 50 и 110 В закрытого исполнения.
Перечень установленных в вагонах-ресторанах двигателей, их параметров и вращаемых агрегатов приведен в табл. IV.3.
Все применяемые двигатели — коллекторные. Правила ухода при эксплуатации обычные для вагонных двигателей. Обслуживают их слесари и мастера электроцехов вагонных депо.
Таблица IV.3
Двигатели вагонов-ресторанов
1 В числителе для напряжения 50 В; в знаменателе — 110 В.
2 Все величины напряжения условные. Действительные величины напряжений 40-65 В и 102-138 В.
При нарушении нормальной работы генераторов и электродвигателей (завышение или занижение напряжения, перегрев любого элемента, заклинивание вала якоря, запах гари и т. д.) их немедленно отключают путем нажатия соответствующих кнопок или поворотом переключателя на распределительном щите и вызывают поездного электромонтера или механика-бригадира (начальника) поезда.
Обратное включение допускается только после устранения причины неисправности.