Высоковольтное оборудование
Для работы вагонов-ресторанов в поездах с электрическим отоплением напряжением 3000 В от контактной сети постоянного и однофазного переменного тока через электровозы все вагоны-рестораны, построенные после 1969 г., оборудуются подвагонной высоковольтной электрической магистралью сечением 185 мм2 и междувагонными электрическими соединениями, которые размещены по диагонали, что обеспечивает возможность электрического соединения с любым вагоном. Включать или выключать междувагонные электрические высоковольтные соединения разрешается только поездному электромонтеру и механику-бригадиру поезда, имеющему специальное разрешение для работы на высоковольтных условиях, с помощью единого специального блокировочного ключа.
Высоковольтная магистраль и междувагонные соединения выполнены по однопроводной схеме и всегда должны быть надежно заземлены.
Прочие потребители
К прочим потребителям электрической энергии относятся: электрическое отопление напряжением 125 В постоянного тока от подвагонного генератора (электрический калорифер и печи отопления) и электрический обогрев наливных и сливных патрубков системы водоснабжения.
Электрический калорифер мощностью 6 кВт и печи в салонах мощностью 4,8 кВт предназначены для обогрева салонов в переходное время года (осень, весна). Печи расположены вдоль боковых стен салонов.
Электрический калорифер установлен в воздуховоде и состоит из нагревательных элементов и прибора отключения калорифера.
Этот прибор представляет собой кронштейн, к которому крепится плавкая вставка, выполненная в виде пластины из легкоплавкого материала, пластина включена в цепь управления вентилятора. Данный прибор крепится внизу воздуховода, а его плавкая вставка, отрегулированная на температуру плавления 70° С и окрашенная в синий цвет, — между нагревательными элементами электрокалорифера.
Рис. 24. Редукторно-карданный привод типа РК-1А: 1 — редуктор; 2 — карданный вал; 3 — генератор
Водоналивной заправочный патрубок системы водоснабжения имеет электрический обогрев, обеспечивающий оттаивание льда на патрубке и свободную заправку водяного бака. Водоналивной патрубок снабжен температурным щупом, обеспечивающим вместе с системой электрического управления автоматическое выключение электрического обогрева в зависимости от температуры головки патрубка при оттаивании образовавшегося на нем льда. Обогрев необходимо включать за 30 мин до заправки.
Включение обогрева наливных труб осуществляется на распределительном щите. При этом загорается сигнальная лампочка. Выключение осуществляется автоматически или вручную.
Привод подвагонных генераторов
Каждый подвагонный генератор вагона-ресторана и вагона с купе-буфетом имеет редукторно-карданный привод. Генератор типа 23/07 работает в комплекте с редукторно-карданным приводом типа РК-1А от торца шейки оси (рис. 24). Привод состоит из промежуточной части буксы, редуктора 1, карданного вала 2 и обеспечивает работу генератора при скоростях движения до 160 км/ч.
Редукторно-карданный привод типа ЕЮК 160/1M от средней части оси применяется для вращения генераторов ДУГГ 28В и служит для передачи мощности с оси колесной пары, на которой установлен редуктор, через карданный вал и сцепную муфту к генератору, подвешенному к раме вагона.
В процессе эксплуатации за редукторно-карданными приводами должен осуществляться постоянный контроль, и перед отправлением вагона-ресторана или вагона с купе-буфетом в рейс они должны осматриваться в депо или пунктах технического осмотра. На промежуточных станциях, где это возможно, проверяют нагревы подшипников и отсутствие утечек смазки. При обнаружении повышенного нагрева вызывают механика-бригадира (начальника) поезда для выяснения возможности дальнейшего следования вагона.
При заклинивании привода вследствие выхода из строя муфт или подшипников демонтируют карданный вал и хранят его в тамбуре вагона. Питание потребителей электроэнергии в этом случае осуществляется от аккумуляторной батареи или соседнего вагона.
При возникновении ненормального шума под вагоном-рестораном или вагоном с купе-буфетом директор вагона-ресторана должен немедленно остановить поезд стоп-краном и сообщить по цепочке механику-бригадиру (начальнику) поезда о случившемся. Из тамбура соседнего вагона со стороны лучшей видимости в сторону машиниста локомотива подается красный сигнал: днем — развернутый красный флаг, ночью — красный огонь ручного фонаря.
Прибывшие механик-бригадир (начальник) поезда, поездной электромонтер и машинист обязаны тщательно осмотреть колесные пары, редукторный привод, надежность крепления всего подвагонного оборудования, выяснить причину шума и только после этого установить порядок дальнейшего следования.