Содержание материала

УСЛОВИЯ АРЕНДЫ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ И КУПЕ-БУФЕТОВ

Основные условия аренды

Все вагоны-рестораны и вагоны с купе-буфетами приписаны к пассажирским вагонным депо. На вагонные депо возлагается техническое обслуживание вагонов-ресторанов и вагонов с купе-буфетами, их ремонт и снабжение водой и топливом. Вагоны-рестораны и купе-буфеты передаются в аренду торговым организациям.

Отношения между управлениями железных дорог и торговыми организациями (конторами вагонов-ресторанов, хозрасчетными предприятиями и др.) определяются договорами в соответствии с «Основными условиями аренды и эксплуатации вагонов-ресторанов и поездных купе-буфетов», утвержденными Министерством путей сообщения СССР и Министерством торговли СССР.
Договоры заключаются сроком не менее чем на год. Проект договора составляется арендодателем и направляется для подписания арендатору за месяц до истечения срока действующего договора. Арендатор в 10-дневный срок рассматривает проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр арендодателю.
При наличии разногласий арендатор в тот же срок составляет протокол разногласий, о чем делает оговорку перед подписью на договоре, и возвращает подписанный договор с двумя экземплярами протокола разногласий арендодателю. По получении договора, подписанного с протоколом разногласий, арендодатель обязан в 10- дневный срок рассмотреть все предложения арендатора, включить в договор принятые им предложения, а спорные вопросы передать на рассмотрение органов Госарбитража.
Договоры заключаются на весь эксплуатационный парк вагонов-ресторанов и купе-буфетов, и в них в частности по каждому депо или участку должны быть определены:
пономерное перечисление передаваемых вагонов-ресторанов и купе-буфетов;
порядок, время и место организации погрузки и выгрузки вагонов-ресторанов и купе-буфетов в пунктах формирования и оборота составов;
время и место снабжения вагонов-ресторанов и купе-буфетов топливом и водой;
порядок и время включения вагонов-ресторанов в состав поезда;
время перевозки детей, туристов — с приложением графика;
время и сроки проведения ремонта вагонов-ресторанов в соответствии с установленным планом;
ответственность арендодателя за порчу товаров и бой посуды, происшедшие по его вине, вследствие грубых толчков и резких торможений поезда, в результате чего может быть выведено из строя технологическое и холодильное оборудование в пути следования и пунктах оборота.
Размер причиненных убытков от толчков и торможений устанавливается: в пути следования — актом, составленным директором и заведующим производством вагона-ресторана, механиком-бригадиром и поездным электромонтером поезда, а во время маневровых работ в пунктах формирования и оборота — директором и заведующим производством вагона-ресторана, начальниками станции и вагонного депо.
Порча продуктов и их непригодность к переработке и реализации должна быть также удостоверена санитарным врачом.
При отказе представителей железной дороги от составления акта и его подписания акт может быть подписан: в пути следования директором и заведующим производством вагона-ресторана с участием двух пассажиров, в пункте формирования и оборота — с участием представителей сторонней организации. В этом случае в акте указывается должностное лицо, отказавшееся от участия в составлении и подписании акта.
Годовая арендная плата за вагоны-рестораны и купе-буфеты, включая стоимость электроэнергии и проезда работников, уплачивается за все время нахождения их в аренде по ставкам, утвержденным в установленном законом порядке.
Расчеты по арендной плате производятся помесячно путем перечисления в течение 3-х дней с момента предъявления арендодателем счета с приложением ведомости движения вагона.
За время нахождения вагона-ресторана (на заводе или в депо) в ремонте, а также при текущем ремонте свыше 3-х суток и за дополнительный простой вагона- ресторана сверх графика поезда в оборотном пункте по вине железных дорог арендная плата не взимается.
Арендатор несет материальную ответственность за сохранность, исправность и правильную эксплуатацию внутреннего оборудования вагона-ресторана.
За несвоевременный возврат арендодателем вагона- ресторана или вагона с купе-буфетом из ремонта против сроков, установленных договором или графиком, и за необеспечение топливом арендодатель уплачивает арендатору штраф в размере, предусмотренном договором.
За нарушение сроков отправления вагона-ресторана или вагона с купе-буфетом по вине железной дороги, если он не был заменен другим вагоном, арендодатель уплачивает штраф за каждый случай нарушения. За срыв срока отправления вагона-ресторана по вине работников вагона-ресторана и за отказ от приема доставленного к поезду топлива арендатор также уплачивает штраф согласно договору.
Арендодатель должен обслуживать вагоны-рестораны в пути следования телефонно-телеграфной связью бесплатно через начальника или механика-бригадира поезда.
В пути следования работники вагонов-ресторанов в части обеспечения безопасности движения поездов подчиняются всем требованиям механика-бригадира или начальника поезда.
Продукты и напитки, необходимые для вагона-ресторана и купе-буфета, общим весом до 1,5 т перевозятся в отведенных для этого местах в вагоне-ресторане и купе-буфете бесплатно. Кроме того, разрешается провоз продуктов и напитков в багажных вагонах за плату по тарифу багажа до 1,5 т, а в поездах Транссибирского сообщения — до 2 т.
Каждый работник вагона-ресторана и купе-буфета может провозить при себе ручную кладь не свыше 16 кг бесплатно. Перевозка продуктов и тары, принадлежащих вагону-ресторану, в купе пассажирских вагонов, выделенных рейсовым работникам, запрещается. При нарушении этих правил взыскивается штраф.

Правила эксплуатации вагонов-ресторанов и купе-буфетов, принятых в аренду.

Вагоны-рестораны должны быть полностью подготовлены к моменту подачи составов под посадку пассажиров и открыты для обслуживания с 9 до 22 ч местного времени с двумя перерывами для уборки. Время перерыва регулируется директором вагона-ресторана совместно с начальником пли механиком-бригадиром поезда и объявляется для сведения пассажиров через поездной радиоузел.
В вагоне-ресторане в ночное время обязательно должен дежурить работник. Через вагоны-рестораны должен быть обеспечен проход обслуживающему персоналу поезда.
Количество рейсовых работников в каждом вагоне- ресторане не должно превышать 11 человек, а в каждом купе-буфете — 4 человека. Работники вагона-ресторана в пути следования обязаны иметь при себе удостоверение личности с фотокарточкой и другие необходимые документы, а директор вагона-ресторана или заведующий купе-буфетом — также наряд личного состава бригады. 
Условиями аренды предусматривается выделение для отдыха работников вагонов-ресторанов в составе поезда в смежном с вагоном-рестораном купированном жестком вагоне восьми спальных мест в двух купе, расположенных рядом со служебным. Для отдыха работников купе-буфета предоставляется три спальных места.
В случае отцепки в пути вагона-ресторана обслуживающему персоналу предоставляется право пребывания в отцепленном вагоне. Арендная плата за время с момента отцепки до момента возврата вагона на станцию приписки не взимается.
Скоропортящиеся продукты из отцепленного вагона должны быть перевезены бесплатно с первым отходящим поездом на ближайшую станцию для передачи железнодорожному ресторану.
Передача и прием в аренду новых вагонов-ресторанов, а также поступающих из ремонта производится представителями соответствующих организаций железных дорог и торговыми организациями совместно с представителями санэпидстанции с обязательной проверкой в работе систем отопления (зимой), вентиляции, водоснабжения, плиты и холодильных установок.
От торговой организации в передаче или приеме вагона-ресторана или купе-буфета обязательно должны участвовать директор вагона-ресторана или заведующий купе-буфетом и инженер по эксплуатации.
Прием и передача вагонов-ресторанов и купе-буфетов оформляются актом с описанием их состояния, приложением описи оборудования и инвентаря. 
Акты и описи составляются в трех экземплярах, два из которых остаются у представителя железной дороги, а один у директора вагона-ресторана (заведующего купе-буфетом). Никакого изъятия предметов оборудования и инвентаря и перемещения их из одного вагона- ресторана в другой вагон-ресторан производить не разрешается.
Каждый случай повреждения внутреннего оборудования и облицовки стен вагона-ресторана или купе-буфета, вызванный небрежной погрузкой или выгрузкой продуктов и тары, оформляется механиком-бригадиром (начальником) поезда и директором вагона-ресторана (купе-буфета) совместным актом, на основании которого устранение повреждений производится вагонным участком или депо за счет средств виновного.
Арендодатель обеспечивает нормальные условия погрузки, отвечающие санитарным требованиям и правилам техники безопасности погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных путях. Погрузка продуктов в вагоны-рестораны и выгрузка их осуществляется на путях, имеющих подъезды для автотранспорта.
В случае необходимости замены подготовленного к рейсу вагона-ресторана другим торговая организация должна быть уведомлена об этом вагонными депо или участком в дневное время, но не позднее чем за 8 ч до отправления поезда; для поездов, имеющих стоянку на конечной станции менее 8 ч, — по прибытии поезда.
При передаче вагона-ресторана (купе-буфета) от одной рейсовой бригады другой составляется акт с указанием состояния внутреннего оборудования и инвентаря. Акт передается директором вагона-ресторана (купе-буфета) в бухгалтерию торговой организации со всей отчетной документацией. Об имеющихся неисправностях оборудования вагона-ресторана (купе-буфета) директор должен сделать запись в книге ремонта, находящейся непосредственно в вагоне-ресторане (купе-буфете) или в цехе ремонта вагонного участка (депо).
Кроме этого, о неисправностях оборудования и необходимости ремонта для контроля ставится в известность инженер по оборудованию торговой организации. Если причиной срыва отправления в рейс вагона- ресторана (купе-буфета) является несвоевременный ремонт, то представители вагонного депо и торговой организации должны составить акт за подписями обеих организаций.