Вагоны-рестораны с комбинированным отоплением
В настоящее время проводится электрификация железных дорог. Это создает возможность использования электрической энергии контактной сети для отопления пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов.
На электрифицированных участках пути используется постоянный ток напряжением 3000 В и однофазный переменный ток напряжением 25 000 В, частотой 50 Гц.
Для отопления пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов принята однопроводная система постоянного или однофазного переменного тока напряжением 3000 В с частотой 50 Гц.
В системе комбинированного (электроугольного) отопления сохранена система водяного отопления. Дополнительно в водяной рубашке котла устанавливаются высоковольтные нагревательные элементы, к которым электроэнергия поступает от электровоза (на кратковременных стоянках — до 3-х ч при отцепке электровоза от стационарных пунктов питания) через междувагонные электрические соединения и подвагонную высоковольтную магистраль. При отсутствии высокого напряжения движения поезда на неэлектрифицированных участках отопление работает на твердом топливе.
Рис. 36. Принципиальная схема отопления плиты на жидком топливе: 1 — расходный бак: 2 — вентиль подачи топлива к плите; 3 — расходный трубопровод; 4 — горелка; 5 — плита; 6 — обратный питательный клапан; 7— запасной бак; 8 — отстойник горелки; 9 — пробка отстойника; 10 — зольник с песком; 11 — перекрывной вентиль; 12 — поплавковая камера; 13 — фильтр; 14 — кран фильтра; 15 — вентиль слива топлива в бак; 16 — вентиль питательной трубы; 17 — ручной насос; 18 — вентиль; 19 — сигнальная труба; 20 — сливная труба расходного бака; 21 — нагнетательная труба
Управление комбинированным отоплением может быть автоматическим и ручным. На случай немедленного снятия высокого напряжения с цепей отопления на стене салона со стороны котельного отделения предусматривается специальная аварийная кнопка.
Вагоны-рестораны с отоплением кухонных плит жидким топливом
Применение твердого топлива (угля) в кухонных плитах создает неравномерное горение, затрудняет приготовление пищи, ухудшает условия работы и санитарное состояние кухни. Электрическая же энергия для отопления кухонных плит может применяться напряжением до 380 В. Такое напряжение в вагонах-ресторанах пока отсутствует. В связи с этим производится переоборудование части вагонов-ресторанов на отопление кухонных плит жидким (дизельным) топливом.
Схема отопления плиты жидким топливом представлена на рис. 36 и состоит из запасного бака топлива 7 емкостью 600 л, который находится под вагоном, расходного бака 1 емкостью 100 л трубопроводной системы, насоса 17 и горелки 4.
Наличие топлива в расходном баке проверяется по его вытеканию через сигнальную трубу 19. При нормальной работе вентиль 2 подачи топлива к плите должен быть открыт. Дизельное топливо по расходному трубопроводу 3, фильтру 13 поступает в поплавковую камеру 12 и отстойник 8 горелки 4. Из отстойника 8 при включенной горелке 4 топливо поступает в камеру сгорания плиты 5.
Конструкция плиты на дизельном топливе несколько отлична от плиты, работающей на твердом топливе. Она установлена на дополнительное основание с учетом 100 мм зазора между полом вагона и дном плиты.
Отходящие от плиты газы используются для нагрева в водонагревателе. Для наблюдения за горением топлива на плите имеется «глазок», закрытый пластинкой из слюды. Под плитой установлен ящик с песком и совок.
Кроме обычных мер пожарной безопасности, в связи с наличием жидкого топлива под плитой проложена асбестовая прокладка. Между плитой и стеной вагона размещен металлический экран с отверстиями для циркуляции воздуха. На регулировочных вентилях надеты шланги с маховиками из материала низкой теплопроводности.
Все электрические клеммные соединения из зоны повышенной температуры вынесены. В стене и коридоре сделаны дополнительные люки для осмотра состояния трубопроводов, вентилей и топливной аппаратуры.
При эксплуатации вагона-ресторана с отоплением кухни жидким топливом перед разжиганием плиты проверяется наличие и уровень топлива в расходном баке (по мерному стеклу), осматривается состояние горелки, плиты, арматуры горелки, поплавковой камеры, вентиля и отстойника горелки.
Вентили устанавливают в соответствующее положение и после проверки уровня топлива в поплавковой камере подогревают топливо факелом в отстойнике и поддоне горелки с одновременным включением вентилятора для подачи воздуха в зону горения.
После нагрева горелки и установившегося процесса горения открывается перекрывной вентиль подачи топлива и регулируется устойчивое горение топлива в горелке этим перекрывным вентилем.
В процессе работы горелки необходимо следить за тягой и отсутствием скопления несгоревшего топлива в поддоне горелки. Для прекращения горения необходимо перекрыть подачу топлива тем же вентилем. При снижении необходимого уровня топлива в расходном баке (определяется указателем уровня) оно перекачивается из запасного бака ручным насосом.
Для обеспечения устойчивой, надежной и безопасной работы отопления кухни на жидком топливе необходимо систематически проверять состояние баков, трубопроводов, арматуры и приборов на отсутствие каких-либо неплотностей и течи, а состояние дымоходов плиты — на отсутствие копоти, сажи и нагара.
Для работы горелки разрешается применение дизельного топлива только марок ДЛ — летом и ДЗ — зимой. При неработающей горелке перекрывной вентиль всегда должен быть закрыт и не пропускать топливо в отстойник горелки. При затухании горелки нужно немедленно закрыть перекрывной вентиль и повторно разжигать горелку плиты. Не допускается перелив топлива через поддон горелки. При попадании топлива в зольник песок должен быть заменен. На кухне постоянно должен быть полный ящик сухого без наличия следов топлива песка и углекислотный огнетушитель ОУ-5 (в дополнение к имеющимся).
Конструкция вагонов-ресторанов в ближайшие годы подвергнется значительным изменениям. Длина кузова вагона увеличится до 26 м, расширится площадь кухни.
Планировка такого вагона-ресторана представлена на рис. 37.
Рис. 37. Планировка перспективного вагона-ресторана: 1 — шкаф для моющих средств; 2 — моечная ванна; 3 — универсальная кухонная машина; 4 — производственный стол для обработки рыбы; 5 — производственный стол для обработки мяса; 6 — холодильные шкафы; 7 — производственный стол для обработки гастрономических продуктов; 8 — холодильный шкаф; 9 — шкаф кухонной посуды; 10 — окно отпуска блюд; 11 — стол для приборов; 12 — посудомоечная машина; 13 — ванна; 14 — закрытый буфет; 15 — хлеборезка; 16 — касса; 17 — стол директора; 18 — кресло; 19 — окно приема посуды; 20 — сервизная; 21 — подвагонные ящики; 22 — кофеварка; 23 — мармит; 24 — бойлер; 25 — электрокотел; 26 — электроплита; 27 — шкаф для оттаивания; 28 — распределительный щит; 29 — кладовая
На кухне нового вагона-ресторана будет установлена шестиконфорочная электрическая плита с двумя-тремя степенями нагрева и жарочной поверхностью не менее 0,5—0,6 м2, электрокотел емкостью 50-60 л, бойлер для подогрева воды, электромармит, кофеварка, универсальный кухонный привод. Моечное отделение предполагается оборудовать посудомоечной машиной. Буфетное отделение в новом вагоне-ресторане будет закрытым.
Для удобства пассажиров салон оборудуется установкой кондиционирования воздуха. Такая же установка предусматривается в кухне. Отопление нового вагона- ресторана будет комбинированным (электроугольным).