Во всех вагонах-ресторанах применяется водяная система отопления, обеспечивающая температуру воздуха внутри отапливаемых помещений (салоны, моечное и умывальное отделения, коридоры) в пределах 18-22° С при наружной температуре 40° С. Принцип действия водяного отопления основан на естественной циркуляции воды.
В системе отопления вагонов-ресторанов выпуска 1957—1963 гг. горячая вода из котла 1 (рис. 11) поступает в расширитель 6, откуда направляется по верхним трубам, уложенным вдоль боковых стен вагона. У буфета и в конце большого коридора вода по стоякам поступает в нижние трубы и возвращается в котел. Каждая ветвь отопления может быть перекрыта вентилями 19 или 20.
Рис. II. Система отопления вагона-ресторана постройки 1957—1963 гг.:
1 — котел; 3 — ручной насос; 4 — сигнальная или вестовая труба; 5 — гидрометр; 6 — расширитель; 7 — поддувало; 8 — топка котла; 10 — термометры; 12 — бак холодной воды; 13 — запасной бак; 14, 15, 16 — спусковые вентили; 17 — калорифер; 19, 20 — запорные вентили обогревательных труб; 22 — вентиль для пополнения системы из запасного бака через ручной насос; 25 — контрольный вентиль минимального уровня воды; 27 — циркуляционный насос; 29 — вентиль для пополнения водой из баков водоснабжения; 30 — вентиль для заполнения системы водой, 31 — вентиль отключения системы от ручного насоса; 32 — воздушные краны; 33 — запорный вентиль на трубопроводе от ручного насоса к котлу; 28, 30 — дроссельные заслонки; 39 — спускной кран запасного бака; 41, 42 — запорные вентили калорифера; 43 — вентиль спуска воды
Таблица III.2
Признаки неисправностей | Возможные причины неисправностей | Рекомендации по их устранению |
Понижается температура воздуха в салонах | Понизился уровень воды в системе | Пополнить систему водой |
Течет вода из калорифера | Лопнули трубки калорифера | Закрыть вентили 41 и 42 открыть вентиль 43 (рис. И) |
Подтекает вода из трубы какой-либо ветви | Трещина на трубе левой или правой ветви | Замотать трубу изоляционной лентой или резиновой прокладкой с металлическим поясом (временная мера до пункта приписки) |
Сильно течет вода из одной ветви | Лопнула труба ветви | Закрыть запорные вентили 19 или 20, открыть спускной кран ветви; выпустить воду из ветви, открыв кран 32 (рис. 12 и 11) |
Снижается уровень воды в системе отопления, вода нагревается в баке водоснабжения умывального отделения | Уходит вода из котла через кран 29 и вышедший из строя обратный клапан | Регулярно пополнять систему водой, необходим ремонт обратного клапана в пунктах формирования и оборота |
Для спуска воды из системы служат вентили 15 и 16. Вода поступает из расширителя в калорифер 17, имеющий запорные вентили 41 и 42 и вентиль для спуска воды 43. Кроме того, предусмотрена принудительная циркуляция воды с помощью циркуляционного насоса 27.
Котел отопления работает на твердом топливе. Растопка котла ведется бумагой и мелко наколотыми дровами. Дверца поддувала при этом должна быть открыта. В топку котла 8 загружается каменный уголь, кокс или брикеты. Интенсивность горения регулируется притоком воздуха через дверцы поддувала 7. В процессе-эксплуатации необходимо следить за наличием достаточного количества топлива на колосниковой решетке. Температура воды в котле должна быть в пределах 40—90° С, а воздуха — 35° С в зависимости от температуры наружного воздуха. Температура воды в котле и воздуха в калорифере контролируется термометрами 10. Количество воды в системе определяется по гидрометру 5 или контрольному вентилю минимального уровня воды 25. При достаточном количестве воды она течет из открытого вентиля. При недостатке воды в системе необходимо произвести пополнение ее из баков умывального отделения 121 при открытых вентилях 29 и 33 или из запасного бака 13 — при открытых вентилях 22 и 33. При этом используется ручной насос 3. Пополнение системы можно произвести и с помощью циркуляционного насоса 27. При этом открываются вентили 22 и 31 или 29 и 31.
Проверка работы калорифера производится по температуре обратной трубы с вентилем 42. Она должна быть горячей, снижение ее температуры свидетельствует о замерзании воды в трубках калорифера. В этом случае необходимо включить циркуляционный насос, предварительно закрыв дроссельные заслонки 28 и 36. Насос включается и в том случае, если требуется усилить циркуляцию воды в системе для повышения температуры воздуха в салонах.
Рис. 12. Система отопления вагона-ресторана постройки 1970 г.:
18 — статический трубопровод; 24 — вентиляционный трубопровод; 26 — вентиль калорифером 17 и насосом 42; 41 — муфтовая запорная задвижка между запорный вентиль; 42 — циркуляционный насос калорифера; для спуска воды из расширителя; 43 — котла к расширителю. (Неуказанные позиции см. рис. II)
45 — вентиляционный трубопровод; 46 — трубопровод от
1 На рис. 11 условно показан один бак.
Система водяного отопления вагонов-ресторанов выпуска 1964—1969 гг. принципиального отличия от рассмотренной системы не имеет, дополнительно установлен циркуляционный насос калорифера для более интенсивной циркуляции в нем воды. Включается насос на распределительном щите при установке режима «Водяное отопление» переключателем установки кондиционирования воздуха в вагонах-ресторанах. Начиная с 1970 г. отличительной особенностью системы является направление воды в отопительные ветви (вентили 19 и 20) и калорифер (вентили. 41 и 43) сразу из котла (рис. 12).
Расширитель сообщается с системой через трубопроводы 46 и 18, для спуска воды из расширителя установлена труба с вентилем 26. Для обеспечения циркуляции воды в калорифере предусмотрен насос 42. При необходимости спуск воды из калорифера производится через открытые вентили 41 и 35 при закрытом вентиле 43.
Перечень возможных неисправностей и рекомендации по их устранению приведены в табл. Ш.2.