Содержание материала

Вентиляция

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в вагонах-ресторанах постоянно осуществляется воздухообмен и подача свежего воздуха, для чего предусматривается нагнетательная (приточная) вентиляция.

Схема вентиляции вагона-ресторан
Рис. 25. Схема вентиляции вагона-ресторана: 1 — дефлектор; 2 — водяной калорифер; 3 — воздухоохладитель; 4 — электрический калорифер; 5 — термостат приточного воздуха; 6 — воздуховод; 7 — этажерка запасных фильтров; 8 — мультивент; 9 — ручка противопожарной  заслонки; 10 — противопожарная заслонка; 11 — рецикуляционный воздуховод; 12 — циркуляционный насос; 13 — рукоятка; 14 — жалюзи; 15 — фильтр;  16 — вентилятор; 17 — двигатель вентилятора; 18 — заслонка торцевой стены

В систему вентиляции (рис. 25) входят: вентиляционный агрегат (двигатель 17, два вентилятора 16); воздуховод 6, внутри которого размещены водяной 2 и электрический 41 калориферы, воздухоохладитель 51 и противопожарная заслонка 101; раздаточные решетки- мультивенты 8.

1 Только в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха.

Вентиляционный агрегат располагается над тамбуром со стороны котельного отделения вагона-ресторана.
При работе вентиляции свежий воздух снаружи вагона засасывается вентилятором 16 через жалюзи 14, очищается в масляных фильтрах 15 и поступает в нагнетательный воздуховод 6. В холодное время года подогретый в калорифере воздух подается через мультивенты в салоны.
В вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха вентиляция работает при установке пакетных переключателей вентилятора на одну из ступеней (I, II или III).
В зимнее время вентиляция должна работать, как правило, на I ступени. В осенне-весенний и летний период — на ступенях II или III. Количество воздуха, подаваемого в вагон-ресторан, зависит от ступеней работы вентиляции и времени года.
1 В вагонах-ресторанах, выпущенных после 1969 г.

Кондиционирование воздуха

С 1964 г. для обеспечения комфортных условий вагоны-рестораны оборудованы установками кондиционирования воздуха, обеспечивающими температуру воздуха в вагоне летом 20-26° С (при наружной температуре 40° С), зимой 18-22°C (при наружной температуре — 40°С); относительную влажность 30—60%, скорость движения воздуха 2,5 м/с.
Установки кондиционирования воздуха применяются типа МАБ-I холодопроизводительностью 24 000 ккал/ч и МАБ-II холодопроизводительностью 27 000 ккал/ч. В состав установки кондиционирования воздуха входят: системы вентиляции, отопления, охлаждения и приборы автоматики. Конструкция и принцип действия вентиляционных устройств в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха те же, что и в вагонах без кондиционирования воздуха, но работа системы вентиляции без подогрева или охлаждения воздуха не предусмотрена. В вентиляционном воздуховоде дополнительно устанавливается испаритель, каплеотделитель, электрический калорифер и термостаты.


Рис. 26. Схема установки кондиционирования воздуха типа МАБ-II:
1 — фильтр; 2 — заборник воздуха; 3 — вентилятор; 4 — электродвигатель; 5 — водяной калорифер; 6 — терморегулирующий вентиль; 7 — воздухоохладитель: 8 — влагоотделитель; 9 — электрокалорифер: 10 — термодатчик; 11 — нагнетательный воздуховод; 12 — отопительная батарея; 13 — электрические нагревательные приборы; 14 — прессостат; 15 — реле давления; 16 — компрессор; 17 — всасывающий трубопровод; 18 — ресивер; 19 — конденсатор; 20 — циркуляционный насос; 21 — реле отключения электрокалорифера

Водяное отопление в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха осталось без изменения, но включение двигателя циркуляционного насоса водяного калорифера происходит при постановке режимного переключателя кондиционирования воздуха в положение «Водяное отопление», при этом работают насос водяного калорифера, вентиляция и электропечи (питаются от генератора).
Электрическое отопление применяется в основном в осенне-весенний период. Для включения электропереключателя кондиционирования воздуха в положение «Электрическое отопление», и работа нагревательных приборов происходит под контролем ртутных контактных термометров.
Охлаждение подаваемого в вагон-ресторан воздуха производится холодильной установкой, состоящей из компрессора, конденсатора, испарителя и других элементов, показанных на рис. 26.
В качестве хладагента используется фреон-12 (дифтордихлорметан) — легколетучая жидкость с температурой кипения —29,8° С
Фреон-12 почти без цвета, без запаха, невзрывоопасен, легко растворим в маслах и не соединяется с водой.
Принцип действия холодильных установок МАБ-I, МАБ-II и установок, используемых для хранения продуктов, одинаков, он заключается в следующем: жидкий фреон-12 поступает в испаритель 7 (в установке МАБ-I и МАБ-II испаритель выполнен в виде воздухоохладителя) через терморегулирующий вентиль ТРВ-6, в котором происходит его дросселирование. При этом падает давление фреона и температура. В испарителе осуществляется испарение фреона за счет тепла охлаждаемого воздуха. Компрессор 16 отсасывает пары фреона из испарителя, сжимает их, повышает давление и температуру. В конденсаторе пары охлаждаются воздухом и конденсируются при соответствующей температуре конденсации. Температура и давление конденсации зависят от интенсивности теплообмена с наружным воздухом. Жидкий фреон из конденсатора снова проходит в ТРВ и испаритель, и цикл повторяется.


Рис. 27. Распределительный щит установки кондиционирования воздуха: 1 — манометр высокого давления; 2 — манометр низкого давления; 3 — манометр давления масла; 4 — вентиль манометра высокого давления; 5 — вентиль манометра низкого давления; 6 — вентиль манометра масла; 7 — прессостат

Компрессорно-конденсаторный агрегат расположен под вагоном. Приборы автоматики и защиты (прессостат, маноконтроллер, ртутные контактные термометры) обеспечивают работу и защиту холодильной установки.
Включение и выключение двигателя компрессора происходит автоматически с помощью прессостата — прибора, установленного на линии всасывания.
Приборный щит установки кондиционирования воздуха (рис. 27) представляет собой шкаф, на котором смонтированы манометры низкого 2, высокого 1 давления и давления масла 3, соответствующие ручные запорные вентили 4, 5, 6 прессостат 7.
Ручные запорные вентили необходимо открывать только во время проверки давления. При нормальной работе установки кондиционирования воздуха давление во всасывающей магистрали должно быть 2,15—3,19 кг/см2, а в нагнетательной — 6,6—12,9 кг/см2.
Давление масла предусмотрено на 0,8—1,3 кг/см2 выше показания манометра на всасывающей магистрали. Манометр низкого давления (на всасывающей магистрали) показывает давление при испарении фреона. По манометру высокого давления (на нагнетательной магистрали) определяется давление конденсации фреона. При величинах давления фреона и масла, отличающихся от заданных, установка должна выключаться.
Для обеспечения безопасной работы установки иа линии нагнетания предусматривается маноконтроллер (реле высокого давления). При повышении давления сверх 17 атм двигатель компрессора отключается. Обратное включение можно производить только после выявления и устранения причин изменения давления.
При работе установки кондиционирования воздуха наружный воздух через жалюзи и фильтры попадает в камеру смешения свежего и рециркуляционного воздуха. Засасываемый вентиляторами воздух проходит через водяной калорифер 5, испаритель 7, влагоотделитель 8 и электрокалорифер 9. Охлажденный летом или подогретый зимой воздух далее нагнетается в приточный воздуховод 11, откуда поступает в салоны через мультивенты, а в раздаточное помещение — через решетку, установленную в торце воздуховода под потолком. В кухню охлажденный (или подогретый) воздух поступает через окно из раздаточного помещения и из коридора. Из коридора он засасывается вентилятором и подается по трубе к плите, образуя «воздушную завесу».
В вагоне-ресторане с кондиционированием воздуха большинство окон не открывается, поэтому для отвода отработанного воздуха предусмотрен возвратный рециркуляционный воздуховод (рис. 26), по которому воздух возвращается в камеру смешения, очищается в фильтрах и вновь засасывается вентилятором.
Установка кондиционирования воздуха может работать в автоматическом режиме (под контролем термостатов — комплектов ртутных контактных термометров, устанавливаемых в нагнетательном воздуховоде, на стенах салонов и снаружи вагона) и ручном — без контроля термостатов.
Автоматический режим устанавливается многопозиционным переключателем охлаждения в положения 4 (20—22° С), 5 (21—23° С), 6 (22—24° С) или 7 (23—25° С), показанные на рис. 19.

Таблицa V. 1

Признаки неисправности

Возможная причина неисправности

Рекомендации по устранению

Электрический калорифер не работает

Дефект ртутных контактных термометров (20° или 18° С) в термостате приточного воздуха Перегорел плавкий предохранитель в приборе отключения калорифера Перегорели нагревательные элементы

Заменить ртутные контактные термометры1
Установить новый предохранитель2
Заменить2

Не           работает
установка кондиционирования воздуха на автоматическом режиме (температура в салонах свыше 25° С)

Неисправны ртутные контактные термометры
Сгорели и отключились предохранители в электрических цепях установки

Установить исправные2
Заменить или восстановить2

Частое отключение установки

Восстановить цепь двигателя вентилятора-конденсатора после срабатывания предохранителя: нажать кнопку выключателя, срабатывающего при повышении давления1

Вышел из строя двигатель вентилятора-конденсатора

Заменить двигатель2

Давление на манометре линии нагнетания 17 а-м

Открыть запорный клапан, и нажать кнопку выключателя, срабатывающего при повышении давления1

Недостаточное поступление воздуха в воздухоохладитель

Открыть заслонки наружного воздуха1 Сменить фильтры2Проверить и отремонтировать вентилятор2

Отключено термореле на распределительном щите

Проверить и отрегулировать давление конденсации2
Проверить работу компрессора и его двигателя2

Завышено давление конденсации (несмотря на низкую наружную температуру)

Очистить конденсатор2
Проверить и отрегулировать величину добавочного сопротивления якоря двигателя и число оборотов2

Признаки неисправности

Возможная причина неисправности

Рекомендации по устранению

 

Отключение установки при напряжении       батареи
100 В (на стоянке)

Перейти на питание от внешнего источника1

Отсутствие холодопроизводительности при работе конденсатора, одинаковых показаниях манометров высокого и низкого давления и понижении давления масла
Занижены давление и температура испарения

Открыть запорный вентиль на конденсаторе2
Заменить компрессор2
Заменить фильтры2

Компрессор вакуумирует испаритель (на манометре низкого давления — 0)

Открыть запорные угловые клапаны2
Заменить фильтр-осушитель2
Заменить магнитный клапан2

Завышена          температура
конденсации и занижена температура испарения
Занижена           температура
конденсации и завышена температура испарения

Заменить магнитные клапаны2
Проверить электрическое оборудование2

Занижена          температура
конденсации и испарения

Определить и устранить утечку фреона и добавить его в систему2

Занижено давление масла в компрессоре

Проверить маслопровод2
Заменить компрессор2

1 Неисправности устраняются поездным электромонтером в пути следования.
2 Неисправности устраняются в депо приписки вагона-ресторана по заявке директора. До устранения дефекта установка кондиционирования воздуха должна отключаться.

При выходе из строя приборов автоматики многопозиционный переключатель охлаждения (рис. 19) должен находиться в положениях «1/3» или «2/3» или «3/3» полной производительности установки в зависимости от температуры воздуха внутри вагона-ресторана. При наружной температуре ниже 12° С холодильная установка не будет работать.    
Перечень возможных неисправностей и рекомендации по их устранению для системы кондиционирования воздуха приведен в табл. V.I.