Содержание материала

 Кроме ранее предусмотренных цепей сигнализации, с целью повышения пожарной безопасности и безопасности движения вагонов-ресторанов с 1969 г. введены сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона, нагрева роликоподшипников колесных пар, а также защитные реле максимального и пониженного напряжения.
Аналогичной сигнализацией оборудуются вагоны- рестораны постройки прежних лет при их ремонте на вагоноремонтных заводах. Сигнализация предназначена для выявления замыкания отдельных цепей на корпус вагона для систем напряжения 50 и 110 В.
Электрические схемы вагонов-ресторанов являются двухпроводными, т. е. они изолированы от корпуса вагона. Нарушение изоляции электропроводки или аккумуляторной батареи любого агрегата или прибора приводит к появлению тока утечки. Если изоляция нарушена в двух и более местах, то образуются «паразитные» цепи, не защищенные предохранителями. Токи утечки воздействуют на батареи, угольные столбы и т. д. и выводят эти узлы из строя. В проводах малого сечения (1,5 кв. мм), но значительной длины (например, от щита до тамбура котельной стороны) токи утечки могут достигать достаточно больших величин, и это может привести к перегрузке провода и его загоранию.
Сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» всегда должна быть включена. На распределительном щите имеются по две лампы для каждой системы, включенных последовательно на напряжение аккумуляторной батареи, а средняя точка между ними заземляется на корпус вагона.
При отсутствии токов утечки лампы горят вполнакала. При нарушениях изоляции и возникновении тока утечки лампы будут гореть разным накалом. При замыкании плюсовых цепей вагона-ресторана нужно отключить все нагрузки, обесточить вагон изъятием предохранителей генераторов, аккумуляторных батарей и аварийного электроснабжения, вызвать поездного электромонтера и механика-бригадира (начальника) поезда и довести вагон до пункта оборота или приписки.
При замыкании минусовых цепей также отключаются все нагрузки, вагон-ресторан обесточивается и производится переход на аварийное электроснабжение. Одновременно вызывается механик-бригадир (начальник) поезда для принятия мер.
Отправление вагона-ресторана в рейс при наличии любых замыканий на корпус вагона категорически запрещено.
Для своевременного выявления и постоянного контроля за нагревом роликоподшипников все вагоны-рестораны с 1968 г. при их строительстве и ремонте на вагоноремонтных заводах оборудуются сигнализацией нагрева роликоподшипников колесных пар.

Рис. 23. Термодатчик: 1 — дополнительная изоляция провода; 2 — провода электрической цепи термодатчика; 3 — корпус термодатчика; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — изолирующая втулка; 6 — легкоплавкий сплав; 7 — изолирующая шайба; 8 — крышка термодатчика; 9 — букса

Каждая букса вагона-ресторана оборудуется термодатчиками (рис. 23). При установке главного переключателя освещения в любое рабочее положение («Дневная эксплуатация»; «1/2»; «1/1») цепь термодатчиков находится под напряжением.
В случае нагрева роликоподшипников свыше 90° С легкоплавкий сплав (висмут — 50,1%, свинец — 24,9, олово — 14,2 и кадмий — 10,8%) расплавляется, разрывая цепь термодатчиков. Разрыв цепи сопровождается звонком и загоранием сигнальной лампы.
При срабатывании термодатчиков во время движения необходимо немедленно остановить поезд стоп-краном (запрещается останавливать поезд в тоннелях, на мостах, виадуках и акведуках), выставить красный сигнал (днем — флаг, ночью — фонарь), проверить на ощупь рукой нагрев всех букс вагона-ресторана и вызвать поездного электромонтера, механика-бригадира (начальника) поезда и машиниста, которые будут действовать в соответствии с их должностными инструкциями.
Перед выездом вагона-ресторана в рейс цепи термодатчиков должны проверяться искусственным разрывом цепи, специальной испытательной кнопкой, имеющейся на распределительном щите. При нажатии на испытательную кнопку должны звенеть звонок и гореть сигнальная лампа.
Все вновь строящиеся вагоны-рестораны начиная с 1969 г. оборудуются двумя реле максимального напряжения — РМН (расцепитель перенапряжения) для цепей 50 и 110 В. Реле служат для отключения генератора при перенапряжениях. Реле максимального напряжения всегда запломбировано, и его включение разрешается только поездному электромонтеру или механику-бригадиру поезда после устранения причин срабатывания. Реле срабатывает при повышении напряжения в силовых цепях свыше 80+2 В (в цепи напряжением 50 В) и 185±4 В (в цепях напряжением 110 В).
Для защиты аккумуляторных батарей от разрядов с 1969 г. на всех вновь строящихся вагонах-ресторанах устанавливаются реле пониженного (минимального) напряжения.
Реле, установленное в цепях с напряжением 50 В, отключает все холодильные агрегаты при снижении напряжения ниже 45 В. В цепях с напряжением 110 В реле отключает установку кондиционирования воздуха при снижении напряжения до 98 В. Обратное включение производится автоматически при повышении напряжения свыше соответственно 52 и 115 В. При понижении напряжения включаются соответствующие лампы на распределительных щитах.
Все потребители электроэнергии вагона-ресторана защищаются плавкими вставками и автоматическими предохранителями, расположенными на распределительных щитах. Минусовые предохранители источников электроснабжения расположены под вагоном в специальных ящиках. Предохранители установлены в плюсовых и минусовых цепях. Предохранители большой мощности (генератора, батареи, компрессора) выполнены с ножевыми контактами (вагоны-рестораны, выпускаемые после 1964 г.). Все остальные плавкие предохранители — резьбовые. Предохранители генератора и аккумуляторной батареи разрешается менять только на стоянке поезда.
Плавкие предохранители по своей конструкции подразделяются на пробочные с различными патронами и трубчатые. Во всех предохранителях при срабатывании сгорает плавкая вставка.
Величина тока уставки должна быть обозначена на корпусе предохранителя, на распределительном щите около гнезда и выбита на самой плавкой вставке. При перегорании плавкой вставки она должна заменяться другой, рассчитанной на ту же величину тока. Установка предохранителей завышенной величины тока категорически запрещена. При повторном перегорании замена предохранителей производится только после определения его причин. Автоматические предохранители от плавких предохранителей отличаются легкостью восстановления и невозможностью установки «жучка». Большинство потребителей электроэнергии малой мощности в плюсовых и минусовых цепях в вагонах-ресторанах и купе-буфетах защищаются автоматическими выключателями (предохранителями). Пользоваться автоматическими предохранителями как обычными выключателями недопустимо. Нормальное (рабочее) положение автоматического предохранителя — включенное. Величина тока срабатывания указывается на корпусе предохранителя.

Вызывные и радиоустройства

На торцевых дверях вагона-ресторана установлены вызывные кнопки. При нажатии кнопки загорается сигнальная лампа и звонит звонок. На сигнальной панели распределительного щита кухонного оборудования указан тамбур вызова. Выключение лампы — ручное, кнопкой. Звонок перестает звонить при отпуске вызывной кнопки тамбура. Звонок и лампа работают на напряжении 50 В.
В салонах расположены по два типовых радиодинамика и выключатели громкости. Радиомагистраль и междувагонные радиосоединения — типовые для всех пассажирских вагонов. Радио работает от поездного радиопункта и обеспечивает передачу радиотрансляции и местного вещания.