Пожарная безопасность вагонов-ресторанов и купе-буфетов
С целью повышения пожарной безопасности в вагонах-ресторанах для облицовки стен, перегородок и потолков применяются несгораемые или трудносгораемые материалы. Участки, где расположены электроосветительные и нагревательные приборы и аппараты, изолируются металлическими листами по асбесту, причем в отдельных местах, не подвергающихся механическому воздействию (труднодоступность, маловероятность загорания), изоляция выполняется асбестовой тканью пли наклеенным асбестовым картоном без металлического листа.
Толщина слоя асбеста — не менее 5 мм, а для светильников — не менее 3 мм.
Воздуховод вентиляционной установки изготавливается только металлическим, а его изоляция—из несгораемых или трудносгораемых материалов.
Дымовые трубы внутри вагона-ресторана изолируются или закрываются кожухом с воздушными прослойками. Соединения труб с кожухом делаются из асбеста или стекловолокна. Дымовытяжные трубы водяного отопления выводятся через люк в крыше вагона, а крышка люка покрыта тепловой изоляцией.
Все провода независимо от их назначения и места расположения (низковольтные и высоковольтные) прокладываются в стальных трубках или металлорукавах, а подвагонная магистраль напряжением 3000 В и ее ввод в вагон — в алюминиевых трубах.
Подвод к светильникам, розеткам, выключателям и т. п. выполняется в полихлорвиниловых трубках, обмотанных стеклотканью.
В светильниках с лампами накаливания применяются стеклолакотрубки.
Места установки труб, металлических герметических рукавов, клеммных коробок, врезных штепсельных розеток и выключателей, а также люминесцентных светильников изолируются от сгораемых конструкций вагона трудновоспламеняемым материалом (асбестовой тканью толщиной 2—3 мм). Наращивание проводов пайкой не разрешается.
Температура на поверхности наружных кожухов любых электрообогревателей в автоматических режимах не должна превышать 60°С.
Рис. 33. Пенный огнетушитель:
1 — дно; 2 — ручка; 3 — клапан резиновый; 4 — пружина; 5 — рукоятка клапана; 6 — шток; 7 — крышка; 8 — спрыск; 9 — гайка с мембраной; 10 — переходник горловины; 11 — стакан кислотный; 12 — корпус
В конструкции внутренней облицовки предусмотрены люки для профилактического осмотра электропроводки и электрооборудования.
Все вагоны-рестораны и вагоны с купе- буфетами должны иметь первичные средства пожаротушения: в обоих тамбурах (зимой в большом и малом коридорах) — по одному пенному огнетушителю и в салоне у распределительного электрощита — один углекислотный огнетушитель.
Пенные огнетушители типа ОП-5 предназначены для тушения всех горючих материалов и конструктивных элементов вагонов-ресторанов и вагонов с купе-буфетами, кроме электрического оборудования,
находящегося под напряжением. Конструкция пенного огнетушителя типа ОП-5, представлена на рис. 33.
Для приведения пенного огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа и, перевернув, огнетушитель вверх дном, направить струю пены на очаг пожара.
Рис. 34. Углекислотный огнетушитель:
1 — предохранитель; 2 — пломба; 3 — вентиль; 4 — поворотный механизм с раструбом; 5 — баллон; 6 — сифоновая трубка; 7 — маховик вентиля; 8 — рукоятка; 9 — этикетка; 10 — нижний хомут; 11 — опорный кронштейн; 12 — верхний хомут
Углекислотные огнетушители типа ОУ-2; ОУ-5; ОУ-8 служат для тушения загоревшихся твердых предметов, а также электродвигателей, генераторов и других аппаратов, находящихся под напряжением.
Кислотные огнетушители типа ОУ-2; ОУ-4 и ОУ-8 представляют собой баллон 5 (рис. 34), наполненный жидкой углекислотой и снабженный специальными вентилем 3 и механизмом с раструбом 4.
Чтобы разрядить огнетушитель, нужно, держа левой рукой баллон, правой вращать против часовой стрелки до отказа маховик 7 (рис. 34), открывая тем самым вентиль. Раструб огнетушителя направляют на очаг пожара, учитывая, что длина струи газа 1,5—3 м.
Углекислотные огнетушители проверяются по весу не реже одного раза в три месяца, а гидравлическим испытанием баллона — через пять лет.
Пенные огнетушители проверяются раз в год на качество растворов щелочной и кислотной частей, а гидравлическим испытанием баллона один раз в три года.
Дата зарядки, проверки и испытания огнетушителей с указанием лица, производившего эти работы, указывается на корпусе огнетушителя пли прикрепленной к нему табличке. Запорные и предохранительные устройства огнетушителей всегда должны быть запломбированы.
В случае возникновения или обнаружения возгорания работники вагона-ресторана или купе-буфета обязаны:
немедленно остановить поезд стоп-краном, за исключением нахождения поезда в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию посетителей вагона-ресторана и препятствующих организации тушения пожара. В этом случае поезд нужно остановить по проезде указанных мест;
через проводников соседних вагонов вызвать механика-бригадира поезда и директора вагона-ресторана;
организовать эвакуацию посетителей вагона-ресторана и купе-буфета и приступить к тушению пожара;
одновременно отключить источники и потребители электроэнергии в следующей последовательности:
все переключатели поставить в положение «Выключено» (знак «О»); вывернуть или изъять с помощью диэлектрической ручки предохранители 1, 3, 4 и 5 (рис. 35) в вагонах-ресторанах, выпущенных до 1970 г.
Для изъятия таких же предохранителей в вагонах- ресторанах, построенных после 1970 г., поворотную ручку в нижнем ящике распределительного шкафа следует сильно повернуть направо вверх так, чтобы сорвать пломбу. Откинуть крышку вниз. Обозначенные красными стрелками предохранители быстро изъять при помощи имеющихся там ручек выполненных из диэлектрического материала.
С 1970 г. во воздуховодах вновь строящихся вагонов- ресторанов устанавливаются противопожарные заслонки.
Рис. 35. Обесточивание электрощита вагона-ресторана:
1 — предохранитель генератора; 2 — предохранитель аккумуляторной батареи; 3 — предохранитель электродвигателя вентилятора; 4 — предохранитель цепи освещения и подачи тока в магистраль (защита по+); 5 — предохранитель цепи освещения (защита по —); 6 — диэлектрическая ручка
Для перекрытия воздуховода нужно потянуть вниз опломбированную ручку, расположенную в потолке слева, рядом с дверью во втором салоне.
В случае невозможности ликвидации загорания своими силами, механик-бригадир поезда вызывает пожарный поезд или местную территориальную пожарную команду. Одновременно он принимает меры к расцепке состава.
В Целях предупреждения возгорания запрещается: отправлять в рейс вагоны-рестораны с какими-либо неисправностями электрооборудования, отопления, неисправными или неукомплектованными средствами пожаротушения;
оставлять работающее электрооборудование без присмотра, а также включать неисправное оборудование;
заменять перегоревшие предохранители до выяснения и устранения причины ненормальной работы электрооборудования; применять для растопки котлов и плит легковоспламеняющиеся или горящие жидкости;
применять спиртовые горелки, газовые отопительные приборы, электроплитки (кроме купе-буфетов), электрочайники;
хранить за котлом отопления и у плит дрова, обтирочные и другие горючие материалы;
отогревать открытым огнем (факелом), раскаленными углями, нагретым в топке металлическим прутом замороженные трубы водоснабжения, отопления и сливные патрубки;
растапливать котел и бойлер без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами или их разделками;
оставлять без надзора топящиеся котлы и плиты;
выбрасывать на ходу поезда горящие угли, золу или шлак;
перевозить взрывчатые и отравляющие вещества, керосин, бензин, лигроин, спирт и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
Все эвакуационные выходы в вагонах-ресторанах во время движения поезда должны постоянно оставаться свободными.