Содержание материала

 Особенности в организации обслуживания детей и туристов
Организация питания детей и туристов в пути следования имеет ряд особенностей. Торговые организации, обеспечивающие питание при данных перевозках, заключают договоры с предприятиями, которые организуют вывоз детей на отдых.
В состав поездов с детьми включаются 1—2 вагона- ресторана в зависимости от количества детей. Эти вагоны-рестораны оснащаются дополнительно инвентарем, посудой (разносные контейнеры, эмалированные ведра, чайники, миски, столовые приборы и др.) и снабжаются продуктами детского питания.


Рис. 42. Примерная схема формирования туристского поезда:
1 — локомотив; 2 — пассажирский вагон; 3 — вагон-ресторан

В состав рейсовых бригад вагонов-ресторанов дополнительно включаются 1—2 официанта-разносчика.
Меню составляется с учетом возраста детей и согласовывается с их сопровождающими. Дети питаются как в вагонах-ресторанах, так и в купе вагонов. Официанты-разносчики доставляют пищу в разносных контейнерах, а горячие напитки — в чайниках.
Бракераж подготовленной пищи производится с участием санитарного врача и представителя организации, сопровождающего детей. Для питания детей используются в широком ассортименте молочнокислые продукты, овощи, булочно-кондитерские изделия, а также сосиски, яйца, фруктовые соки и др.
При обслуживании туристов торговые организации руководствуются «Основными условиями па обслуживание туристов питанием», заключенными между Центральным советом по туризму и Министерством торговли СССР.
Туристские поезда формируются по заявкам Центрального и местных советов по туризму.
Маршруты движения туристских поездов разрабатываются Центральным советом по туризму и согласовываются с Главным пассажирским управлением Министерства путей сообщения СССР.
Отдыхающие в туристских поездах обеспечиваются трехразовым питанием по типу домов отдыха. В состав туристского поезда с количеством отдыхающих 400—450 человек включается 3 вагона-ресторана. Один из директоров назначается старшим, а в рейсовые бригады дополнительно включаются по одному повару.

Вагоны- рестораны ставятся в середине состава между пассажирскими вагонами. Примерная схема формирования туристского поезда показана на рис. 42. В каждом вагоне-ресторане питаются 120—150 человек, находящихся в 3—4 соседних вагонах.
Обслуживание туристов производится в три смены, учитывая, что в вагоне-ресторане всего 48 посадочных мест. Для более быстрого обслуживания туристов производится предварительная сервировка: ставится хлеб, приборы, холодные закуски, компоты (для первой смены туристов). Время завтраков, обедов и ужинов согласовывается с представителем совета по туризму и врачом, сопровождающим поезд.
Меню разнообразится по дням недели. Например:
Первый день
Завтрак — масло сливочное, сыр голландский, каша рисовая, какао, хлеб;
Обед — суп-лапша с мясом, бифштекс мясной рубленый с луком, кисель;
Ужин — икра кабачковая, котлеты мясные рубленые, чай, хлеб;
Второй день
Завтрак — масло сливочное, чавыча малосольная, шницель мясной рубленый, кофе с молоком, хлеб;
Обед — борщ с мясом, рыба жареная, компот, хлеб;
Ужин — яйцо, бифштекс мясной рубленый, кефир, хлеб.
В буфере вагона-ресторана туристы могут приобрести за наличный расчет различные кондитерские и табачные изделия, фруктовую и минеральную воду, фрукты. Во время стоянок на период длительных экскурсий всем туристам отпускается набор, по стоимости не превышающий стоимости рациона однодневного питания.
В наборы включаются нескоропортящиеся продукты: копченые колбасы, сыры, консервы, вареные яйца, булочки, кондитерские изделия, овощи и фрукты. Используются также товары в мелкой расфасовке: кофе черный растворимый по 2,5 г, чай по 2 г, горчица по 5 г, соль по 1 г, перец по 1 г.
График движения туристского поезда, количество туристов, стоимость трехразового питания туристов и возмещение расходов по их обслуживанию обусловливаются договорами, заключенными между торговыми организациями и советами по туризму.
Наряду с туристами в вагоне-ресторане предоставляется питание сотрудникам совета по туризму. Порядок отпуска питания такой же, как для поездной бригады.
Советы по туризму должны не позднее, чем за пять дней до отправления туристского поезда перечислить торговой организации деньги за питание туристов и сотрудников. В случае отмены рейса пли изменения графика советы по туризму ставят в известность торговые организации за 5 дней до отправления.
При отказе от питания туристов на стоянках и в пути следования, изменения количества туристов или несвоевременного извещения об изменении маршрута и времени отправления туристского поезда советы по туризму возмещают фактические расходы по содержанию рейсовых бригад, аренде вагонов-ресторанов и стоимость израсходованного сырья. Совет по туризму за обслуживание туристов в праздничные дни возмещает расходы по дополнительной заработной плате работникам вагонов-ресторанов, а также оплачивает расходы по арендной плате за время холостого пробега вагона-ресторана до пункта формирования туристского поезда и обратно.
Графики движения туристских поездов заблаговременно доводятся до баз снабжения вагонов-ресторанов.
В связи с переходом на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями советы по туризму большое внимание уделяют организации отдыха трудящихся, выезжающих в выходные дни в пригородные зоны в поездах «Здоровье» и «Рыбак».

Порядок их обслуживания предусматривается в договорах между торговыми организациями и местными советами по туризму.
В состав поезда «Здоровье» включается один вагон- ресторан. Как правило, в этих поездах пища разносится непосредственно в купе. Отпуск блюд производится по абонементам, которые советы по туризму реализуют при продаже путевок. В соответствии с договором советы по туризму не позже, чем за два дня до выезда, сообщают торговой организации количество проданных талонов на питание. Исходя из этого работники вагона- ресторана получают необходимые продукты, дополнительный инвентарь и посуду. При количестве пассажиров до 600 человек в состав рейсовой бригады включаются дополнительно два официанта-разносчика, свыше 600 человек — четыре или пять.
При наличии в поезде «Здоровье» менее 250 пассажиров совет по туризму возмещает торговой организации (конторе вагонов-ресторанов, хозрасчетному предприятию) издержки за каждый нереализованный талон.
Примерный набор блюд и продуктов дневного рациона следующий:
Бульон на мясных бульонных кубиках 200 г
Пирожок слоеный или яйцо                                                      1 шт.
Сосиски дозированные (сардельки) 5 шт.
Кофе растворимый (или чай) 1 пакетик
Булочка ванильная 1 шт.
Сахар ресторанный 1 пачка
Карамель «Холодок»   1 шт.
Хлеб 100 г
Эти наборы, кроме бульона и сосисок, комплектуются в пакет, а горячий бульон и отварные сосиски отпускаются туристам непосредственно в купе. Кипяток для кофе или чая туристы могут получить у проводников.
Туристы, не имеющие абонементов, могут получить питание в вагоне-ресторане за наличный расчет.
Обслуживание иностранных туристов, как отдельных групп, так и в туристских поездах, также производится в вагонах-ресторанах в соответствии с заключаемыми договорами между торговыми организациями и центральными и местными отделениями Всесоюзного акционерного общества «Интурист».
Заявки на питание иностранных туристов, путешествующих в туристских поездах, представляются торговой организации за трое суток, а на питание отдельных групп — за сутки. В заявках указывается количество туристов, их национальность, класс обслуживания, маршрут следования и время в пути.
В соответствии с этим вагоны-рестораны обеспечиваются инвентарем, посудой, продуктами и напитками в необходимом количестве и ассортименте. Меню составляется совместно с представителем общества «Интурист» на каждый день, заполняется в трех экземплярах на фирменном бланке, подписывается директором и представителем общества «Интурист».
Кроме того, представитель общества «Интурист» выдает директору вагона-ресторана подтверждение исполнения заказа, которое является основанием для расчетов.

Для завтраков, обедов и ужинов столы сервируются с учетом предварительно согласованного меню. Кроме предметов сервировки на стол можно поставить хлеб, хлебобулочные изделия, прохладительные напитки, фрукты, холодные закуски. В летнее время на столы ставят кувшины с охлажденной питьевой водой и пищевой лед в салатниках. Время обслуживания туристов согласовывается с представителем «Интуриста».
В случае необходимости работники вагонов-ресторанов комплектуют для туристов наборы продуктов, стоимость которых должна соответствовать выделенному на питание денежному лимиту.
Примерные наборы продуктов для иностранных туристов приведены выше.
В пакеты с дорожными наборами вкладываются также бумажные стаканчики и ключ для открывания бутылок. Туристы, путешествующие индивидуально, обслуживаются по талонам общества «Интурист» или за наличный расчет. Лимит дневного рациона составляет 4 руб. (завтрак 80 коп., обед 1 р. 80 к., ужин 1 р. 40 к.).
При обслуживании официант должен попросить туристскую книжку, в которой сброшюрованы талоны на питание. Разрозненные талоны не действительны.
Если туристу предоставлено по талону питание на меньшую сумму, чем это предусмотрено лимитом, официант может по желанию туриста отпустить ему буфетную продукцию или произвести перерасчет.
По окончании рейса (тура) директор вагона-ресторана предъявляет талоны общества «Интурист» в бухгалтерию торговой организации для последующего расчета.