Техника безопасности при эксплуатации электрического оборудования
При эксплуатации электрического оборудования необходимо строго соблюдать требования техники безопасности. Работники вагона-ресторана должны пройти обучение, сдать экзамены и получить квалификационное удостоверение на право работы с оборудованием вагона-ресторана или купе-буфета.
Нарушение установленных правил при работе с электрическим оборудованием может привести к поражению электрическим током в виде ожогов, повреждению тканей, сильного сокращения мышц и т. д. Ток величиной свыше 0,05 А уже может привести к травмам. Напряжение свыше 12 В считается опасным для человека.
Системы электрооборудования вагона-ресторана и купе-буфета работают на напряжении 50 В и 110 В постоянного тока, а величина тока может достигать до 220 А.
Обслуживающий персонал имеет право включать потребители электроэнергии только с распределительного щита. Во всех остальных случаях вызывается поездной электромонтер или механик-бригадир поезда. При отправлении вагона-ресторана в рейс должна быть проверена работа всех приборов и аппаратов. Все сигнальные лампы на щите должны функционировать.
При включении или выключении не должно быть неприятного ощущения поражения током. При наличии хотя бы незначительного ощущения тока аппарат следует выключить и вызвать слесарей для ликвидации неисправностей.
Нельзя подходить для осмотра и ремонта аккумуляторных батарей и открывать крышки аккумуляторных ящиков с открытым огнем или с зажженной папиросой, так как во время зарядки батареи образуется гремучий газ, который при неисправности вентиляции ящика батареи может взорваться.
Нельзя находиться под вагоном и прикасаться к подвагонному оборудованию, если вагон подсоединен кабелем к колонке.
Подниматься на крышу вагона-ресторана или вагона с купе-буфетом разрешается только при нахождении вагона на стоянке или в парке отстоя при отсутствии контактной сети.
В период нахождения вагона-ресторана на электрифицированных участках пути при обнаружении обрыва проводов контактной сети работники должны сообщить об этом на ближайший дежурный пункт станции и не приближаться к оборванному проводу ближе, чем на 10 м.
Техника безопасности при эксплуатации холодильного и технологического оборудования
Эксплуатация холодильных установок требует от обслуживающего персонала знания и точного выполнения правил и инструкций по технике безопасности. При работе холодильных агрегатов не допускается утечка хладагента (фреона) из системы.
Определение утечки фреона производится при помощи галоидной лампы. Свободным концом резинового шланга, присоединенного к лампе, обводят все места соединений. При утечке газа фреон, соприкасаясь с накаленной медной поверхностью горелки, окрасит ее пламя (обычно бесцветное) в зеленый цвет.
При работе с фреоновыми холодильными установками запрещается пользоваться открытым огнем и курить, так как при утечке фреон под действием открытого пламени выделяет отравляющие вещества.
Определенную опасность для обслуживающего персонала представляет фреон при попадании на кожу (вызывая обморожение) и глаза. Во избежание этого заправку холодильной установки фреоном работник должен производить в защитных очках, опустить рукава и застегнуть воротник рабочего костюма.
Перед заполнением системы фреоном все компрессоры, трубопроводы и аппараты должны быть очищены от загрязнений, осушены и освобождены от воздуха.
Баллоны с фреоном нагревать запрещается. Нельзя оставлять баллоны с фреоном присоединенными к холодильной установке после заполнения системы или удаления из нее фреона.
Во избежание скопления фреона в подвагонных ящиках необходимо их тщательно проветривать перед осмотром и ремонтом установленной в них холодильной аппаратуры.
Запрещается снятие «снеговой шубы» с испарителей механическим способом (скребками), чтобы не повредить аппаратуру и не вызвать утечку фреона.
Во время работы огневой плиты во избежание неполного сгорания топлива и попадания отходящих газов в кухню необходимо правильно устанавливать заслонки газоходов и дверцу поддувала, регулируя тем самым тягу и подачу воздуха в топочное пространство. В процессе эксплуатации плиты нужно следить за исправностью топочной гарнитуры, обмуровки, газоходов, запорной арматуры и др. Не допускается пользование плитой со снятыми дверцами топки, зольника и поддувала.
Зольник, колосники, и газоходы следует регулярно очищать от шлака, золы и сажи. Не разрешается выгребать золу, шлак на пол, для этой цели используются металлические ящики. Не допускается перегрев плиты и ее искусственное охлаждение, так как это приводит к деформации жарочной поверхности.
Во время движения вагона в целях предохранения от выплескивания кипящей жидкости, в наплитные котлы помещаются специальные волногасители. Уровень жидкости в котлах должен быть не более 3/4 объема.
При работе на универсальном кухонном приводе сменные механизмы следует устанавливать в соответствующие гнезда без перекоса. Включать электродвигатель привода можно только после закрепления сменного механизма. Устанавливать сменный механизм на работающий привод категорически запрещается. Также запрещается снимать механизм или производить его чистку до полной остановки привода.
Техника безопасности при подготовке вагонов-ресторанов к рейсу и в пути следования
В соответствии с действующими на железнодорожном транспорте правилами и инструкциями работники рейсовых бригад должны:
перед поездкой в рейс получить от директора вагона-ресторана или должностного лица предприятия сведения о местонахождении вагона-ресторана (купе-буфета) и о безопасном маршруте следования к нему;
быть внимательным к звуковым сигналам локомотивов и радиосети железнодорожной станции;
помнить, что на междупутье имеются опасные для прохода различного рода сооружения, устройства, механизмы (мачты контактной сети, опоры пешеходных мостов, светофоры, заправочные колонки, стеллажи для запчастей и т. п.);
ходить по железнодорожным путям только по середине междупутья или по обочине; особую осторожность необходимо соблюдать в темное время суток, при плохой видимости, а также в гололед и заснеженное время года;
переходить железнодорожные пути только в установленных местах: на переездах, по пешеходным дорожкам, настилам и, как исключение, в других местах, но только под прямым углом; при переходе запрещается наступать на головки рельсов и детали стрелочных переводов; особенно опасно переходить по централизованным стрелкам. Переход через пути перед движущимися вагонами или поездами, также между двумя расцепленными вагонами опасен и может привести к тяжелым последствиям.
Погрузка продуктов в вагон-ресторан при движении не разрешается. Люки подвагонных ящиков должны быть закрытыми. Двери вагона-ресторана на ходу поезда должны быть также закрыты, за исключением тамбурной боковой двери со стороны кухни, которая в летнее время может открываться с обязательной установкой предохранительной решетки. В зимний период тамбуры и переходные площадки следует регулярно очищать от снега и льда. Полы в вагонах-ресторанах и купе-буфетах должны быть всегда сухими. Для предотвращения переохлаждения ног работников на кухне и в раздаточном отделении на пол должны укладываться деревянные напольные решетки.
Не допускается работа с неисправными кранами системы водоснабжения. При мойке посуды должны применяться волосяные щетки. Переносить воду можно только в закрытой посуде.
При подаче блюд официанты должны устанавливать посуду с пищей на подносе в один ряд.
Запрещается выплескивать жидкие отходы и выбрасывать мусор на ходу поезда. Мусор и другие отходы, которые не поддаются сжиганию в топке котла или плиты, должны выноситься на станциях в специальные мусоросборники.
При переходе из вагона в вагон нужно убедиться в том, что фартуки переходных площадок опущены, на ходу поезда пользоваться стремянками нельзя.
При погрузке продуктов в вагоны-рестораны и купе- буфеты с высоких платформ устанавливают сходни и мостки из досок толщиной не менее 50 мм. Мостки должны быть устойчивыми и не прогибаться от груза.
До начала погрузочных работ работники должны привести в порядок одежду и обувь, приготовить рукавицы, устранить на пути движения предметы, загромождающие проход или проезд.
Запрещается складывать продукты и инвентарь на путях, переходах или переездах. При ручной погрузке установлены следующие нормы подъема и переноса тяжестей: для мужчины—не более 50 кг без ограничения расстояния, а более 50 кг — не дальше 60 м. Поднимать груз более 80 кг одному работнику запрещено. Предельная нагрузка для женщин 20 кг, для двух — 50 кг.