Содержание материала

XII.   СНАБЖЕНИЕ ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ И КУПЕ-БУФЕТОВ

Оснащение вагонов-ресторанов и купе-буфетов

Оснащение вагонов-ресторанов и купе-буфетов бельем, посудой, инвентарем осуществляется в основном на базах по месту их приписки. В пунктах оборота поездов при необходимости производится пополнение посудой и обмен столового белья и санитарной одежды.          
Для работы вагонов-ресторанов и купе-буфетов необходим обязательный минимум материально-технического оснащения. Практика показала, что этот минимум в зависимости от назначения, направления поезда и обслуживаемого контингента пассажиров должен включать в соответствии с нормативами перечень предметов, приведенный в приложении II, табл. 1.
Нормативы оснащения вагонов-ресторанов и купе- буфетов утверждены Главдоррестораном Министерства торговли РСФСР.
При возвращении вагонов-ресторанов (купе-буфетов) из рейса к пункту формирования рейсовые бригады заменяют неисправный инвентарь и посуду, производят обмен использованного белья и санодежды; в пути следования по мере загрязнения столовое белье и санспецодежда обмениваются на чистое из запаса, полученного вагоном-рестораном (купе-буфетом) при отправлении в рейс.
После окончания тура директор вагона-ресторана (заведующий купе-буфетом) оформляет документацию на списание пришедшего в негодность инвентаря и других предметов оснащения. При передаче вагона-ресторана (купе-буфета) другой рейсовой бригаде производится дооснащение недостающим инвентарем, посудой и бельем согласно нормативам.
Перед отправлением вагонов-ресторанов (вагонов с купе-буфетами) в ремонт или передачей их другому вагонному участку весь инвентарь, посуда сдаются на склад торговой организации.

Организация снабжения продовольственными товарами

 Снабжение вагонов-ресторанов и купе-буфетов продовольственными товарами производится на базах по месту их приписки в пунктах оборота и в пути следования по предварительным заявкам в соответствии с утвержденными порейсовыми нормами.
Следует отметить, что в пути следования осуществляется дополнительное снабжение (в основном скоропортящимися продуктами, напитками, хлебом и рядом других товаров по телеграфным заявкам директоров вагонов-ресторанов и заведующих купе-буфетами, которые передают их механику-бригадиру поезда для отправления. Телеграмма должна поступить на базу снабжения за 6—8 ч до прибытия поезда на станцию (для туристских поездов за 24 ч). В телеграмме указывается станция погрузки, номер вагона-ресторана (купе-буфета), поезда, номер реестра (доверенности), фамилия директора, перечень продуктов.
Примерный текст телеграммы директора вагона-ресторана:
«Станция Красноярск желдорресторан подвести ресторану 6620 поезда 2 реестр 77 килограммов полуфабрикатов говядины 20 колбасных 15 рыбы 10 хлеба 40 ящиков воды фруктовой 10 минеральной 5 молока 5 кефира 5 ДВР* Петров».

* ДВР — директор вагона-ресторана.

Снабжение вагонов-ресторанов и купе-буфетов продуктами производится специализированными базами на станциях в следующих городах:
Адлер, Боготол, Владивосток, Волгоград, Иркутск, Киров, Куйбышев, Кзыл-Орда, Минеральные Воды, Москва, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Оренбург, Свердловск, Саратов, Ростов-на-Дону, Челябинск, Хабаровск, Улан-Удэ.
и железнодорожными ресторанами на станциях:
Абакан, Алма-Ата, Ашхабад, Архангельск, Актюбинск, Астрахань, Барнаул, Батуми, Бухара, Бахмач, Брест, Брянск, Баку, Выборг, Воркута, Волгоград, Витебск, Вильнюс, Горький, Грозный, Гродно, Гагра, Дербент, Донецк, Душанбе, Джалал-Абад, Ереван, Евпатория, Ижевск, Кисловодск, Калининград, Калуга, Красно- водск, Краснодар, Кемерово, Киев, Казань, Красноярск, Кишинев, Каунас, Каган, Кустанай, Караганда, Курган, Ленинград, Лена, Львов, Мурманск, Махачкала, Мукачево, Минск, Могилев, Новосибирск, Нальчик, Николаев, Орел, Орджоникидзе, Одесса, Орша, Орск, Пенза, Пермь, Полтава, Павлодар, Петропавловск, Петрозаводск, Рига, Рязань, Рахов, Соликамск, Сигулда, Севастополь, Симферополь, Самарканд, Сухуми, Томск, Тюмень, Тбилиси, Таллин, Ташкент, Уфа, Унгены, Ульяновск, Ужгород, Фергана, Фрунзе, Феодосия, Чита, Чарджоу, Чимкент, Черновцы, Чоп, Целиноград, Харьков, Херсон, Яремча.
Наличие специализированных баз позволяет более четко организовать снабжение вагонов-ресторанов (купе-буфетов) с применением современных средств механизации и автотранспорта. Учитывая это, Главное управление железнодорожных ресторанов Министерства торговли РСФСР продолжает их строительство, поскольку парк вагонов-ресторанов в основном обслуживается торговыми организациями Российской Федерации.


Рис. 43. Полиэтиленовый ящик для напитков

Порейсовые нормы снабжения для вагонов-ресторанов (купе-буфетов) разрабатываются и утверждаются руководителями торговых организаций с учетом возможностей хранения продуктов, сезонности, обслуживаемого контингента пассажиров и снабжения в пути следования.
В порейсовые нормы для вагонов-ресторанов не включаются: мясо в тушах, необработанная рыба, субпродукты, водоплавающая птица в непотрошеном виде и молоко во флягах из-за отсутствия условий для их хранения и обработки. Поскольку площадь кухни и холодильные емкости вагонов-ресторанов ограничены, они снабжаются мясными крупнокусковыми и мелкоштучными полуфабрикатами, рыбным филе, очищенными овощами, сульфитированным картофелем, замороженными блюдами, консервированным суповыми и борщевыми заправками, готовыми гарнирами, булочно-кондитерскими изделиями, молочнокислой продукцией в мелкой расфасовке, безалкогольными напитками и другими товарами. Эта продукция поступает от предприятий промышленности или изготовляется в производственных цехах баз снабжения и железнодорожных ресторанов.
Мясные полуфабрикаты доставляются в вагоны-рестораны в металлических контейнерах, имеющих емкость 20 кг.


Рис. 44. Очищенные расфасованные овощи и фрукты

Гастрономические товары комплектуются в металлические ящики емкостью 40—50 кг. Булочно-кондитерские изделия укладываются в металлические лотки с крышками. Безалкогольные и другие напитки доставляются в полиэтиленовых ящиках емкостью 20 бутылок (рис. 43). Быстрозамороженные готовые блюда доставляются в вагоны-рестораны в картонных коробках по 50 порций; замороженные мясные мелкокусковые и мелкоштучные полуфабрикаты (бифштекс рубленый, антрекот, гуляш, беф-строганов, люля-кебаб, шашлык, рагу, котлеты натуральные рубленые и др.) — также в коробках по 50— 70 порций.
Сульфитированный картофель поступает в полиэтиленовых мешках по 20 кг. Очищенные морковь, лук, свеклу и другие овощи расфасовывают и доставляют в полиэтиленовых пакетах весом по 3—5 кг; фрукты, огурцы, помидоры свежие — в сетках весом 1, 2, 3 кг (рис. 44).
Бакалейные и кондитерские товары отпускаются в вагоны-рестораны и купе-буфеты в фабричной упаковке, а также расфасованными в полиэтиленовые пакеты и в мешочки из ткани.
Снабжение мясными, овощными, рыбными полуфабрикатами, быстрозамороженными блюдами позволяет организовать горячее питание пассажиров с момента отправления поезда, способствует увеличению производительности труда поваров, улучшению санитарного состояния вагонов-ресторанов.
Порейсовыми нормами снабжения для купе-буфетов предусмотрен отпуск кулинарных изделий, молочнокислых продуктов, сыров, колбасных изделий, сосисок, сарделек, яиц, кондитерских и мучных изделий, хлеба, безалкогольных напитков, соков, фруктов и др.
Комплектование заказов для каждого вагона-ресторана и купе-буфета производится в секциях баз и на складах железнодорожных ресторанов. Заказы доставляются экспедиторами на транспорте базы снабжения в вагоны-рестораны (купе-буфеты), где принимаются рейсовой бригадой.
Примерные нормы отпуска продовольственных товаров вагону-ресторану при отправлении в рейс длительностью более трех суток:
Мясные крупнокусковые полуфабрикаты 105 кг
Мясные мелкоштучные и мелкокусковые полуфабрикаты        420
порций
Готовые гарниры (капуста тушеная, картофель «фри»)    60—70 кг
Сосиски, сардельки 50  кг
Колбасные изделия  90  кг
Птица  90  кг
Рыбное филе 20  кг
Быстрозамороженные I и II блюда      300
порций
Молочная продукция  700—600
бутылок
или
пакетов
Крупа, макароны  100 кг
Мука 210  кг
Сахар  40  кг
Булочно-кондитерские изделия         250 шт.
Сульфитированный картофель 60  кг
Безалкогольные напитки, бутылок  500

Нормами также предусмотрен отпуск соков, фруктов, овощей, консервов, яиц, табачных изделий, вина, шампанского и других товаров.
При подаче заявок на промежуточные базы (в пути следования) директора вагонов-ресторанов при определении ассортимента и количества товаров, предусмотренных к отпуску, должны руководствоваться спецификацией к договору, заключенному торговой организацией с базой снабжения.

Договором предусматриваются прямые и обратные санкции как за невыполнение заказов, так и за отказ директора вагона-ресторана от получения товаров.
В пути следования вагоны-рестораны получают мясные полуфабрикаты, рыбное филе, птицу, колбасные изделия, фруктовую и минеральную воду, молочнокислую продукцию, овощи, картофель, крупу, хлеб, консервы.
Для снабжения вагонов-ресторанов туристских поездов ассортимент и примерные нормы продовольственных товаров устанавливаются с учетом обслуживаемого контингента и маршрута следования. Ниже приведены примерные нормы погрузки продовольственных товаров для туристского поезда с тремя вагонами-ресторанами на промежуточных базах снабжения в пути следования:
Птица обработанная 120 кг
Мясные полуфабрикаты  150 кг
Рыба-филе 60 кг
Сосиски, сардельки 60 кг
Колбаса  60 кг
Молоко 500 бутылок
Кефир 500 бутылок
Хлеб 200 кг
Вода фруктовая и минеральная 500 бутылок
Крупа 30 кг
Картофель  200 кг
Овощи 100 кг

При получении продуктов директор вагона-ресторана предъявляет экспедитору, доставившему товар, реестр, выданный бухгалтерией предприятия по месту приписки вагона-ресторана (купе-буфета), и оформляет накладные на получение товара.
Рейсовая бригада, получив товар, сдает экспедитору подготовленную и рассортированную тару.