Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог СССР устанавливают основные положения и порядок работы железнодорожного транспорта, являются непреложным законом для всех его работников.
Работники вагонов-ресторанов и вагонов с купе-буфетами не являются железнодорожниками, однако они должны точно и неуклонно соблюдать правила технической эксплуатации, знать инструкции по сигнализации и движению поездов.
Все применяемые на железной дороге сигналы подразделяются на дневные (крылья семафоров, диски, щиты, флаги), ночные (сигнальные фонари) и круглосуточные (светофоры, факел-свеча, сигнальные знаки). Сигналы могут быть также и звуковые.
На светофорах применяются огни: красный (стой! запрещается проезжать!), желтый (разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт), зеленый (разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт).
Могут применяться и мигающие желтые и зеленые огни.
На некоторых участках железных дорог сохранились еще семафоры. Запрещающим показанием семафора являются: днем — горизонтальное положение крыла; ночью — один красный огонь. «Путь свободен» сигнализируется днем поднятием вверх крыла под углом 135° к мачте; ночью — одним зеленым огнем. Недействующие светофоры и семафоры перекрещиваются двумя планками.
При маневрах все сигналы подаются специальными маневровыми светофорами. На этих светофорах применяются следующие сигналы: «Один лунно-белый огонь» — разрешается производить маневры и «Один синий огонь» — запрещается производить маневры. В случае выхода из строя семафоров и светофоров или при другой необходимости применяются ручные сигналы.
Сигнал «Стой» подается днем красным развернутым флагом; ночью — красным огнем ручного фонаря. При отсутствии флага или фонаря сигнал «стой» может подаваться днем движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета, ночью — движением по кругу фонаря с огнем любого цвета.
Желтым флагом днем или фонарем желтого цвета ночью подается также сигнал следования со скоростью не более 25 км/ч, если не имеется другого ограничения.
Отправление поезда со станции производится дежурным по станции: днем — поднятием вертикально вверх в вытянутой руке ручного диска, окрашенного в белый цвет с окаймлением или свернутого желтого флага; ночью — поднятым ручным фонарем с зеленым огнем или ручным диском с зеленым огнем.
Во время маневровой работы также подаются и ручные сигналы, которые дублируются звуковыми. Сигнал «Двигаться локомотиву управлением вперед» подается: днем — движением над головой развернутого желтого флага, ночью — ручным фонарем с желтым или прозрачно-белым огнем; сигнал дублируется одним длинным звуком.
Сигнал «Двинуться локомотиву управлением назад» подается движением у ног развернутого желтого флага днем и ручным фонарем с желтым или прозрачно-белым огнем ночью; дублирование — двумя длинными звуками.
Сигнал «Тише» подается медленным движением вверх и вниз: днем — развернутого желтого флага; ночью — ручного фонаря с желтым или прозрачно-белым огнем; дублирование — двумя короткими звуками.
Сигнал «Стой» подается движением по кругу днем развернутого красного или желтого флага, ночью — ручного фонаря с любым огнем; дублирование — тремя короткими звуками.
Места ремонта или экипировки вагонов-ресторанов ограждаются красными сигналами, устанавливаемыми на расстоянии 50 м от места ремонта или экипировки в обе стороны на оси пути.
При вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда и затребовании вспомогательного или пожарного состава, если помощь ожидается с хвоста поезда, проводник последнего вагона должен затормозить ручным тормозом, уложить на расстоянии 800 м от хвоста поезда петарды и, отойдя назад в сторону поезда на 20 м от петард, показывать ручной красный сигнал в сторону перегона. Возвратиться к поезду проводник последнего вагона может только при прибытии вспомогательного или пожарного поезда.
Если помощь оказывается с головы состава, машинист локомотива должен при приближении вспомогательного или пожарного поезда подать сигнал общей тревоги. Хвост пассажирского поезда днем и ночью ограждается тремя красными огнями.
Инструкцией по сигнализации на железных дорогах СССР введены постоянные звуковые сигналы, значения которых приведены на стр. 91.
Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники вагонов-ресторанов и купе-буфетов должны немедленно выполнять требования сигналов.