Содержание материала

Система охлаждения (рис. 29) заполняется пресной кипяченой, хорошо отстоянной водой без механических примесей. Для предохранения деталей дизеля от коррозии в нее добавляют специальный антикоррозийный присадок.
Охлаждающая вода циркулирует вследствие напора, создаваемого центробежным водяным насосом 17, приводимым в действие от нижнего коленчатого вала дизеля. Производительность его при 850 об/мин вала дизеля 150 м2/мин. Водяной насос засасывает воду по трубе 18 и нагнетает ее во внутреннюю систему дизеля (см. описание конструкции дизеля). Омывая поверхности деталей (выпускные коллекторы, гильзы цилиндров и др.), она нагревается и по трубе 15 поступает в секции блока 2 холодильника, охлаждается в них и вновь засасывается насосом. Температуру воды на выходе из дизеля рекомендуется поддерживать 60—75° С; максимально допустимая температура 90° С.
Из водяной полости воздуходувки охлаждающая вода по патрубку 14 также поступает в общую систему охлаждения. На тепловозе установлен расширительный бак 9 емкостью 230 л с водомерным стеклом 8 и горловиной 10, через которую система пополняется водой. Внутренняя полость бака трубой 19 сообщена со всасывающим трубопроводом системы, а трубой 12 — с атмосферой. 
Во внешнюю систему охлаждения дизеля подключены водяные контуры котла обогрева и подогревателя топлива и масла. Котел 6 обогрева включается только зимой при неработающем дизеле. Поэтому циркуляция воды в его контуре и во всей системе обеспечивается специальным насосом 3. 

Рис. 29. Схема водяной системы охлаждения дизеля:
1, 16 — калориферы; 2 — блок секций холодильника; 3 — насос котла обогрева; 4, 13 — патрубки; 5 — подогреватель; 6 — котел обогрева; 7 — клапан невозвратный; 8 — стекло водомерное; 9 — бак расширительный; 10 — горловина бака; 11 — термореле; 12 — труба атмосферная; 14 — патрубок; 15 — труба нагнетательная; 17 — насос водяной; 18 — труба всасывающая; 19 — труба соединительная; 20, 21 — трубы; 22, 23, 24 — трубы сливные; 25 — труба калорифера

При работающем котле обогрева (дизель остановлен) вода из коллектора дизеля засасывается насосом и нагнетается им в водяную полость котла. Подогретая до 90° С вода поступает в подогреватель 5, отдает в нем часть тепла на подогрев топлива и масла и далее попадает в блок секций холодильника, откуда она вновь поступает к насосу. Для предотвращения засасывания воды в котел из секций холодильника и обеспечения поступления ее к насосу 3 только из коллектора дизеля установлен невозвратный клапан 7.

Одновременно с основным кругом циркуляции воды (при работающем котле) за счет напора, создаваемого насосом, происходит также ее циркуляция во всех остальных элементах системы, что предотвращает возможность снижения температуры воды и масла во всей системе ниже заданного предела. Котел обогрева поддерживает температуру воды и масла в системе охлаждения дизеля не ниже +40° С при температуре наружного воздуха до —40° С.
Циркуляция воды в подогревателе, а следовательно и подогрев топлива, происходит также при работающем дизеле и остановленном котле. При этом вода по трубе 15 нагнетается в подогреватель, из которого по трубе 20 поступает к насосу дизеля. В системе котла обогрева при работающем дизеле имеет место незначительная циркуляция воды за счет перетекания ее через насос котла. Слив воды из котла и подогревателя осуществляется по трубам 22 и 24.
Летом система котла обогрева и подогреватели могут быть отключены от внешней системы охлаждения дизеля, а котел и подогреватель сняты с тепловоза для ремонта и осмотра.
Водяной контур калориферов 1 и 16 подключен параллельно к основному контуру системы охлаждения дизеля. Калориферы при помощи вентилей могут быть отключены от системы охлаждения и при необходимости сняты с тепловоза для осмотра и ремонта. В бачок санузла вода подводится из всасывающего трубопровода котла обогрева и отводится из него в трубопровод подогревателя топлива. Подогревается она горячей водой, протекающей по трубе, вваренной внутрь бачка; к патрубкам 4 и 13 подсоединена водяная система охладителя наддувочного воздуха дизеля, по трубе 21 производится слив воды из этой системы.
В процессе эксплуатации тепловоза температура воды может достигать 90° С, вследствие чего возможно ее испарение. Для удаления пара из системы к наиболее высоко расположенным частям трубопровода подсоединены пароотводящие трубки, соединяющие внутренние полости трубопроводов и агрегатов с расширительным баком.
Температура воды на выходе из дизеля контролируется по электротермометру на пульте управления. Кроме того, на тепловозе установлено четырехпредельное термореле 11 типа ТПД4П, отрегулированное на температуру 90°. Если температура воды на выходе из дизеля превысит 90° С термореле автоматически сбрасывает нагрузку дизеля.
Заправка системы водой производится под напором через трубу 23, имеющую на конце соединительную головку, или наливом через горловину расширительного бака. Через трубу 23 осуществляется и слив воды из системы. При заправке все вентили, за исключением сливных, должны быть открыты. Систему заполняют водой не менее чем до середины водомерных стекол расширительного бака. Зимой при температуре воздуха ниже +5° С вода должна быть подогрета до 70°С.