Грузовой локомотив — предназначен для вождения грузовых поездов. В грузовом локомотиве при обеспечении разрешённой скорости движения мощность локомотива реализуется в силу тяги (в отличие от пассажирского локомотива). Для грузового локомотива характерна макс. скорость движения с поездом, соответствующая наибольшей разрешённой скорости движения грузовых поездов. Для отечественных железных дорог установлена скорость 80—90 км/ч, на отд. участках — до 100 км/ч. Конструкционная скорость — максимальная скорость, несколько превышающая наибольшую разрешённую, для современные грузовые локомотивы обычно составляет 100—110 км/ч.
Высокая грузонапряжённость ж. д. требует увеличения массы поездов и скорости их движения, а следовательно, мощности и силы тяги локомотивов. Для этого, например, тепловозы проектируются, строятся и эксплуатируются в двухсекционном исполнении. Каждая секция имеет по одной кабине управления во внеш. торцах двухсекционного локомотива. Совместное синхронное управление каждой секцией обеспечивается из одной кабины машиниста (по системе многих единиц). Увеличение общей массы оборудования, размещённого на грузовом локомотиве, и потребность в повышении силы тяги предопределяют необходимость роста нагрузок от колёсных пар на рельсы при обеспечении умеренного воздействия поезда на железнодорожный путь. При этом значительно ужесточаются требования к надёжности и безремонтным срокам службы (пробега) основные узлов и оборудования локомотивов. Удовлетворению этих требований при конструировании мощных грузовых локомотивов отвечает применение рамного подвешивания тяговых электродвигателей, которое в отличие от осевого подвешивания позволяет использовать тяговые двигатели большей мощности. При таком конструктивном исполнении снижается динамического воздействие поезда на путь, а также пути на экипажную часть локомотива, тяговые двигатели и др. узлы.