Содержание материала

Энергетика локомотивов.
Хазен М. М. Изд. 2-е, перераб. и допол. Москва, «Транспорт», 1977.
В книге даны практические рекомендации по совершенствованию процессов преобразования энергии в силовой установке локомотивов. Много внимания уделено работе локомотивных двигателей на нерасчетных режимах, особенно в связи с изменением частоты вращения их валов. Расчет характеристики компрессора при измененной частоте вращения выделен самостоятельно.
Книга рассчитана на инженерно-технических работников, а также может быть использована студентами институтов железнодорожного транспорта. Рекомендуется также в качестве пособия для слушателей народных университетов.

дизель-локомотивы и силовые установки

ОТ АВТОРА

Техническая реконструкция железнодорожного транспорта на основе электрификации и внедрения тепловозов, проводимые опытно-конструкторские работы по применению для тяги поездов газотурбинных двигателей значительно расширили круг подлежащих изучению вопросов по оптимизации развития энергетики локомотивов.
Резко переменные нагрузки и частота вращения валов локомотивных двигателей, большая относительная продолжительность их работы на холостом ходу, незначительный коэффициент использования установленной мощности локомотива и ограниченные возможности при выборе энергетического оборудования обусловливают свои особенности в постановке исследований и методах решения. Возникают сложные научно-методические вопросы по оценке энергетического уровня разных видов тяги, исследованию переменного режима работы двигателей, а также по формированию генерирующих мощностей для локомотивов.
Чтобы правильно оценить значение отдельных потерь и объяснить физическую сущность процессов преобразования энергии, при изучении и анализе работы силовой установки локомотива применен наряду с тепловым балансом также баланс работоспособности или эксергии.
При определении коэффициентов холостого хода и расходных характеристик двигателей поставлена цель применить аналогичный метод решения для тепловозного дизеля и локомотивного газотурбинного двигателя. На примере двухвального газотурбинного двигателя рассмотрено применение диаграммы при расчете и анализе эксергетического баланса локомотивной газотурбинной установки.
При переиздании книги проявлено стремление отразить по возможности новые сдвиги и основные направления в энергетике страны, имеющие значение для развития электрической тяги, новые достижения в развитии тепловых двигателей автономных локомотивов. Заново разработан вопрос об утилизации тепла отработавших газов локомотивных двигателей для отопления вагонов. Обращено внимание на возможный транспортный энерготехнологический аграрно-почвенный процесс на базе разомкнутого бинарного цикла для двигателя внутреннего сгорания тепловоза и газотурбинного двигателя газотурбовоза.
Более подробно рассмотрены вопросы о вращающих моментах локомотивных двигателей при малой частоте вращения, а также о среднеэквивалентном сопротивлении движению поезда.
Автор выражает благодарность за ценные замечания, сделанные при рецензировании рукописи, Леониду Гавриловичу Мурзину.
Проф. д-р техн. наук М. ХАЗЕН