Содержание материала

Главный генератор.

На тепловозе применен главный генератор типа МПТ 120/49 (рис. 44), который имеет следующую техническую характеристику:
Мощность в кВт .    2 000
Напряжение длительного режима в в .                                  476
Ток длительного режима в а ... .                                             4200
Напряжение максимальное в в                                                   750
Скорость вращения в об/мин . ..  850
Вентиляция . принудительная
Возбуждение   независимое
Число полюсов .                    10
Число коллекторных    пластин ..  465
Марка щеток .. ЭГ-14
Тип обмотки якоря   лягушечья
Вес в кг ...  9 200


Рис. 44. Главный генератор МПТ120/49:
1 — вал; 2 — коллектор; 3 — щит подшипниковый; 4 — щеткодержатель; 5 — поворотная траверса; 6 — катушка главного полюса; 7 — сердечник главного полюса; 8 — станина; 9 — сердечник дополнительного полюса; 10 — катушка дополнительного полюса; 11 — обмотка якоря; 12 — сердечник якоря; 13 — корпус якоря

Станина 8 представляет собой стальной цилиндр, который служит для механического соединения основных узлов генератора, а также является магнитопроводом. Она имеет лапы для установки генератора на поддизельной раме. Болтами к ней прикреплены сердечники главных 7 (набранные из листов электротехнической стали марки Э310 толщиной 1 мм) и дополнительных 9 (сплошные из стального проката) полюсов.
Катушки 6 главных полюсов имеют по 41 витку, намотанному из двух сечений голой меди на ребро. В качестве межвитковой изоляции применена асбестовая бумага; крайние витки дополнительно изолированы (одним слоем в полуперекрышу) микалентой и (одним слоем в полуперекрышу) стеклянной лентой; от сердечника катушка изолирована миканитом.
Катушки 10 дополнительных полюсов намотаны также из голой меди на ребро. Межвитковая изоляция — гетинаксовые прокладки; крайние витки изолированы двумя слоями микаленты в полуперекрышу и одним слоем в полуперекрышу стеклянной ленты. От сердечника катушка дополнительного полюса изолирована миканитом.
Якорь генератора имеет вал 1, впрессованный в корпус 13. На корпус шихтуется сердечник 12, состоящий из восьми пакетов листовой электротехнической стали марки Э-31П толщиной 0,5 мм. Каждый слой якорных жестей состоит из пяти отдельных сегментов, покрытых с обеих сторон лаком. Между пакетами имеются радиальные вентиляционные каналы. Крайние листы сердечника изготовлены двойными из стали марки Э-13П во избежание распушения. В пазах сердечника уложена обмотка 11 из голой меди, закрепленная текстолитовыми клиньями. Катушка обмотки состоит из двух частей — петлевой и волновой, каждая содержит три витка. В пазу размещены две стороны различных катушек. В качестве витковой изоляции применена микалента (один слой в полуперекрышу); корпусная изоляция — также микалента, но в два слоя в полуперекрышу. Поверх корпусной изоляции намотана в один слой в полуперекрышу стеклянная лента. Лобовые части обмотки уложены на обмоткодержатели, изолированные миканитом.
Коллектор 2 состоит из пластин кадмиевой меди, к которым приварены ленточные гибкие петушки, стянут шпильками и насажен на корпус якоря.
Вал якоря опирается на сферический роликовый подшипник, помещенный в щите 3. На щите укреплены кронштейны, в которых установлена поворотная траверса 5. На ее ребрах расположены бракеты с щеткодержателями 4. Траверса с щеткодержателями может поворачиваться на угол 360°. Для ее привода на щите установлена малая шестерня, имеющая зацепление с одним из колец с зубчатой нарезкой. Поворот осуществляется вручную с помощью трещотки валоповоротного устройства дизеля. Со стороны привода вал генератора сочленен с валом дизеля посредством полужесткой муфты так же, как на тепловозе ТЭЗ. Воздух для охлаждения забирается снаружи с боков кузова и поступает в генератор со стороны привода через вентиляционные патрубки, выходит он со стороны коллектора.

Тяговый электродвигатель.

На тепловозе установлено шесть тяговых электродвигателей типа ЭД-1041 (рис. 45), имеющих следующую техническую характеристику:
Мощность (в режиме тепловоза ТЭ10) в кВт . .                            307
Напряжение в длительном режиме в в .                     . .                   476
Ток в длительном режиме в а .                                      .                 700
Напряжение максимальное в в . .                                                 750
Скорость вращения в длительном режиме в об/мин                      605
Скорость вращения максимальная в об/мин                                2 480
Вентиляция .                                                                           принудительная
Возбуждение .                                       последовательное

Число полюсов .                        4

Число коллекторных пластин . 232
Марка щеток ЭГ-2А  (разрезные)
Тип обмотки якоря .  петлевая.. с уравнительными соединениями
Вес в кг  2    850

1 На тепловозах по 10-й номер включительно установлены электродвигатели типа ЭДТ-340Г,  

Остов 4 механически связывает все основные узлы и детали электродвигателя и одновременно является магнитопроводом. Он отлит из стали с малым содержанием углерода. К нему прикреплены сердечники главных 6 и дополнительных 5 полюсов.

Рис. 45. Тяговый электродвигатель ЭД-104:
1 — щит подшипниковый передний; 2 — коллектор; 5 — катушка дополнительного полюса; 4 — остов; 5 — сердечник дополнительного полюса; 6 — сердечник главного полюса; 7 — катушка главного полюса; 8 — обмотка якоря; 9 — сердечник якоря; 10 — вал; 11 — щит подшипниковый задний

Катушки 7 главных полюсов намотаны из голой шинной меди плашмя в два слоя. Число витков — 18. Витковая изоляция представляет собой асбестовую бумагу, слои катушки изолированы друг от друга миканитовой прокладкой, оклеенной с обеих сторон асбестовой бумагой; корпусная изоляция выполнена из микаленты, положенной тремя слоями в полуперекрышу. Катушки 3 дополнительных полюсов намотаны из голой шинной меди на ребро; от сердечника полюса они изолированы миканитом. По наружной поверхности за исключением крайних витков катушка не имеет изоляции и только покрыта лаком. Для компенсации усадки изоляции катушек при эксплуатации на главных и дополнительных полюсах установлены пружинные рамки.
Сердечник якоря 9 собран на валу 10 из штампованных листов электротехнической стали марки Э-13П толщиной 0,5 мм, лакированных с обеих сторон. Для уменьшения распушения зубцов концевые листы имеют большую толщину (1 мм). В спрессованном состоянии листы удерживаются с помощью нажимных шайб, которые одновременно являются обмоткодержателями. В пазах сердечника расположена обмотка якоря 8, катушка которой состоит из 12 витков изолированной меди марки ПДА. В пазу размещены две стороны различных катушек. Корпусная изоляция выполнена из микаленты (три слоя в полуперекрышу) и стеклянной ленты (один слой).
Коллектор 2 обычного арочного типа собран из пластин кадмиевой меди с приварными петушками. Пластины изолированы друг от друга прокладками из коллекторного миканита, а от корпуса — миканитовыми манжетами. Коллектор стянут болтами из легированной стали.
Вал якоря опирается на роликовые подшипники, которые помещены в переднем 1 и заднем 11 подшипниковых щитах.
Щеткодержатели имеют нажимное устройство, исключающее перемещение щетки по ширине гнезда щеткодержателя и обеспечивающее постоянное по величине нажатие щетки на коллектор при ее срабатывании.
Моторно-осевой подшипник не отличается от подшипника электродвигателя ЭДТ-200 (тепловоз ТЭЗ).

Вспомогательные машины.

Вспомогательный генератор типа ВГТ275/120 (рис. 46) служит для питания цепей управления, освещения и зарядки аккумуляторной батареи. Техническая характеристика его следующая:
Мощность в кВт . . .                                                              12
Напряжение в в . ...  75
Ток в а ... 160
Скорость вращения в об/мин. .  2.. 000
Вес в кг ..    400

Конструкция генератора ВГТ275/120 аналогична конструкции вспомогательного генератора тепловоза ТЭ3 типа ВГТ275/150, входящего в двухмашинный агрегат. Отличается он только укороченным сердечником якоря. Генератор имеет кольца для питания потребителей переменного тока.
В качестве возбудителя на тепловозе применен синхронный генератор типа ГСВ-20, который имеет следующую техническую характеристику:
Мощность в кВт . 20
cos ϕ ...  0,8
Напряжение в в ..                                                                    230
Ток в а ... 63
Скорость вращения в об/мин ... 1 500
Частота в гц  400
Вес в кг . . . .   400

На валу возбудителя консольно установлен тахогенератор, служащий для питания задающей обмотки амплистата.

Рис. 46. Вспомогательный генератор ВГТ275/120

Главный генератор, вспомогательный генератор, возбудитель и ряд аппаратов, установленных в вентиляционных патрубках генератора (блоки выпрямителей и конденсаторов), образуют тяговый генераторный агрегат. Вспомогательные машины укреплены на подставке, расположенной на щите главного генераторам и приводятся во вращение с помощью клино-ременной передачи от его вала со стороны коллектора.

Особенности ухода в эксплуатации.

Требования по уходу за электрическими машинами в основном те же, что и для машин тепловоза ТЭ3 .
При осмотре щеткодержателей главного генератора следует пользоваться поворотной траверсой. При возврате траверсы в исходное положение необходимо следить, чтобы щетки вернулись на нейтраль, что достигается постановкой фиксирующего болта; при этом контрольная риска на кольце траверсы должна совпасть с краем кронштейна. Периодически следует проверять состояние и натяжение ремней клино-ременного привода, при необходимости производить их подтяжку с помощью натяжного устройства.