ГЛАВА IV
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Рис. 37. Расположение электрооборудования на тепловозе ТЭ10: 1 — общий ящик усилителя и дешифратора автостопа; 2 — розетки межтепловозного соединения; 3 — буферный прожектор; 4 — приемная катушка автостопа; 5 — арматура подкузовного освещения; 6 — розетка внешнего источника питания; 7 — пульт управления; 8 — дополнительный щиток с предохранителями; 9 — локомотивный светофор; 10 — вентилятор антиобледенитель; 11 — прожектор лобовой; 12 — громкоговоритель радиостанции; 13 — пульт управления радиостанции; 14 — вентиль электропневматический тифона передней кабины; 15 — вспомогательный генератор; 16 — главный генератор; 17 — отсек аккумуляторной батареи; 18 — распределительная коробка на дизеле; 19 — вентиль электропневматический тифона задней кабины; 20 — приемопередатчик радиостанции; 21 — щиток обогрева аккумуляторной батареи; 22 — магнитно-порошковая муфта первой ступени; 23 — магнитно-порошковая муфта второй ступени; 24 и 25 — отсеки аккумуляторной батареи; 26 — электропневматические вентили привода жалюзи; 27 — щиток автоматического управления вентилятором и жалюзи; 28 — электродвигатель котла-подогревателя; 29 — щиток котла-подогревателя; 30 — распределительная коробка; 31 — электродвигатель топливного насоса; 32 — электродвигатель масляного насоса; 33 — под кузовная розетка; 34 — электродвигатель маслоподкачивающего насоса; 35 — тахогенератор; 36 — синхронный генератор; 37 — трансформатор постоянного тока; 38 — высоковольтная камера (правая); 39 — преобразователь напряжения; 40 — автотрансформатор понижающий; 41 — тяговый электродвигатель; 42 — высоковольтная камера (левая)
Главный генератор, тяговые электродвигатели, вспомогательные электрические машины и аппараты, электроизмерительные приборы и аккумуляторная батарея, соединенные между собой по определенной схеме, составляют электрооборудование тепловоза (рис. 37). Главный генератор 16 установлен в кузове тепловоза на общей раме с дизелем. На его корпусе со стороны коллектора размещены вспомогательный генератор 15 и синхронный генератор 36. К синхронному генератору прикреплен тахогенератор 35.
Рис. 38. Расположение электрооборудования в кабине машиниста: 1 — дифференциальный манометр; 2 — кнопка тифона; 3 — кнопка аварийной остановки дизеля; 4 — электропневматический клапан автостопа; 5 — локомотивный светофор; 6 —дополнительный щиток с предохранителями; 7 — скоростемер; 8 — пульт управления радиостанции; 9 — тумблеры; 10 —приборная панель пульта управления; 11 — панель предохранителей; 12 — кнопочный выключатель; 13 — грелка для ног; 14 — реверсивная рукоятка контроллера; 15 — рукоятка бдительности; 16 — главная рукоятка контроллера; 17 — рукоятка ключа «КЗ»; 18 — пульт управления тепловозом
Рис. 39. Расположение кнопок на кнопочном выключателе.
Кнопки: 1 — «Управление тепловозом»; 2 — «Освещение приборов»; 3 — пуск дизеля второй секции; 4 — топливный насос второй секции; 5 — мотор калорифера; 6 — электроманометры, электротермометры; 7 — прожектор яркий; 8 — прожектор тусклый; 9 — освещение подножек; 10 — управление; 11 — топливный насос; 12 — пуск дизеля
Рис. 40. Расположение предохранителей на панели:
1 — резервный предохранитель. Предохранители цепей: 2 — управления тепловозом; 3 — освещения приборов; 4 — пуска дизеля второй секции; 5 — топливного насоса второй секции; 6 — питания мотора калорифера; 7 — включения электроманометров и электротермометров; 8 — включения жалюзи; 9 — освещения подножек; 10 — кнопки «Управление»; 11 — питания топливного насоса; 12 — пуска дизеля
Рис. 41. Приборная панель пульта управления. Приборы снабжены следующими надписями: 1 — температура воды до холодильника; 2 — температура масла до холодильника; 3— давление масла; 4 —температура воды дополнительного холодильника; 5 — напряжение генератора; 6 — воздух в магистрали и главном резервуаре; 7 — нагрузка генератора; 8 — ток зарядки батареи; 9 — давление воздуха в тормозных цилиндрах; 10 — давление воздуха контакторов; 11 — давление масла второй секции; 12 — температура воды второй секции; 13 — световое табло «Аварийная остановка дизеля II», 14 — сигнальная лампа «Сброс нагрузки второй секции»; 15 — сигнальная лампа «Дизель второй секции»; 16 — сигнальная лампа «Вентилятор второй ступени второй секции»; 17 — сигнальная лампа «Вентилятор второй ступени»; 18 — резервная сигнальная лампа; 19 — сигнальная лампа «Сброс нагрузки первой секции»; 20 — световое табло «Аварийная остановка дизеля I»
Рис. 42. Расположение аппаратов в правой высоковольтной камере: 1 — реле давления воздуха; 2 — панель сопротивления; 3 — сопротивление реле времени СРВ; 4 — реле времени; 5, 6, 7 — панели предохранителей; 8 — тумблеры; 9 — клеммные рейки; 10 — шунт к амперметру 150а; 11 — блок боксования; 12 — контактор ДВ2; 13 — контактор маслопрокачивающего насоса; 14 — реле обратного тока; 15 — панель выпрямителей питания приборов; 16 — панель германиевых выпрямителей; 17 — контактор зарядки батареи; 18 — контактор ДВ1; 19 — сопротивление зарядки батареи; 20 — панель сопротивлений; 21 — сопротивление запуска дизеля; 22 — сопротивление автостопа; 23 — поездные контакторы; 24 — реле возбуждения возбудителя ВВ; 25 — реле управления РУ10; 26 — реле управления РУ9; 27 — трансформатор постоянного напряжения; 28 — реле управления РУ8; 29 — реле управления РУ7; 30 — реле управления РУ6; 31 — реле управления РУ4; 32 — реле управления РУ3; 33 — трансформатор распределительный; 3 4 — трансформатор питания; 35, 36 — панели. сопротивлений; 37 — вольтметр; 38 — контактор «КВ»; 39 — реле времени РВ3; 40 — трансформатор коррекции; 41 — регулятор напряжения «ТРН»
К передней кабине машиниста примыкают две высоковольтные камеры: правая 38 и левая 42, около которых на настильном листе рамы установлены автотрансформатор 40 возбуждения, трансформатор 37 постоянного тока и преобразователь 39 напряжения.
Аккумуляторная батарея размещена в трех отсеках 17, 24, 25, два из которых расположены в районе холодильной камеры и один — в левом проходе дизельного помещения.
В кабине машиниста тепловоза, изображенной на рис. 38, размещены: пульт управления 18, дополнительный щиток 6 с предохранителями, кнопка тифона 2, кнопка 3 аварийной остановки дизеля, электрические грелки для ног 13, а также аппаратура автоматической локомотивной сигнализации и радиосвязи. С пульта осуществляется управление тепловозом. В левой его части расположен пятнадцатипозиционный контроллер машиниста. При помощи главной рукоятки 16 осуществляется изменение режима работы дизеля, а при помощи реверсивной рукоятки 14 — изменение направления движения тепловоза «вперед» и «назад». На верхней крышке пульта находится замковой ключ КЗ 17, который служит для электрического «запирания» кнопок (рис. 39) кнопочного выключателя 12. Под кнопочным выключателем находится панель предохранителей 11 (см. рис. 38 и 40).
На приборной панели (рис. 41) пульта управления размещены приборы, при помощи которых машинист контролирует ток и напряжение главного генератора, ток зарядки аккумуляторной батареи, а также температуру и давление в системах тепловоза. О ненормальностях в работе дизель-генератора подают сигнал машинисту установленные на приборной панели сигнальные лампы 17, 19, 20. При работе тепловоза по системе многих единиц машинист имеет возможность следить за работой» дизеля сочлененного тепловоза по приборам 11, 12, 13 и сигнальным лампам 14, 15, 16. Ночью приборная панель пульта управления освещается светильниками зеленого света.
Основная электрическая аппаратура силовой цепи и цепей управления тепловоза размещена в высоковольтных камерах (рис. 42 и 43).
Рис. 43. Расположение аппаратов в левой высоковольтной камере:
1 — сопротивление реле заземления; 2 — сопротивление прожектора; 3, 4 — панель сопротивлений «СРП»; 5 — выключатель реле заземления; 6 — амплистат; 7 — клеммник; 8 — реле заземления; 9 — реле перехода РП-1; 10 — реле перехода РП-2; 11 —клеммник; 12 — контактор пусковой Д1; 13 — контактор пусковой Д2; 14 —групповой контактор ВШ1; 15 — клеммные рейки; 15 — шунт; 17, 18, 19 — сопротивления ослабления поля; 20 — групповой контактор ВШ2; 21 — выключатель батареи ВБ; 22 — реверсор
Тепловозное оборудование соединено проводами и кабелями, уложенными с целью защиты их от механических повреждений в специальные трубы.